Византийский Грааль

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Перун
Мастер Магии
Сообщений: 11321
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:27
Пол: М

Византийский Грааль

Сообщение Перун »

В конце 19 века российский академик Александр Веселовский, посвятивший немало лет исследованию традиции Грааля, убедительно доказал, что она зародилась на христианском Востоке в первые века нашей эры, и что перенесение легенды на западную почву состоялось в эпоху Крестовых походов «механическим путем».

По мнению Веселовского, истоки легенды о Граале лежат в неортодоксальных христианских общинах Сирии, Эфиопии и Левко-Сирии (Малой Армении). Рыцари и трубадуры, отправляясь в походы с целью освобождения Святой Земли, встречались с восточной христианской традицией, несомненно, более древней, нежели католические традиции Западной Европы. Они заимствовали легенды, апокрифические мотивы и образы, перерабатывая их в своем европейском духе.

Все это заставляет нас предположить, что Грааль был так или иначе связан с Византийской империей – православным государством-цивилизацией, чей культурный авторитет в христианском мире в течение тысячелетия был неоспоримым.

Действительно, романы цикла Грааля имеют множество византийских аллюзий. Так, эпизоды, связанные с присутствием во время распятия Христа Иосифа Аримафейского заимствованы из распространенных на Востоке апокрифов «Евангелия от Никодима», «Деяний Пилата» и, особенно, «Книги Иосифа Аримафейского».
Изображение
Чаша на греческой иконе «Распятие» 15 века.
В оригинальном тексте, известном как «Мабинагион», хранительницей священной чаши или блюда выступает императрица Константинополя.
Изображение
Императрица Феодора с золотым жертвенным блюдом. Мозаика церкви Сан-Витале в Раввене.
В «Первом продолжении» процессия Грааля напоминает византийскую службу:
«крест нес высокий священник. И видно было, что священнику тяжело нести этот крест. На нем был стихарь и туника из Константинополя. За ним следовала процессия клириков, одетых в шелковые одежды, которые громкими голосами пели молитвы».

Связь процессии Грааля с византийской литургией не подлежит сомнению. Торжественная процессия во время византийской службы на удивление близка той, которую описывают Кретьен и Робер де Борон. В частности вслед за чашей, которую несет священник, служка выносил Священное копье, олицетворяющее копье Лонгина. Ничего подобного нет в римской мессе. Кстати, эта реликвия также неразрывно связана с регионом, который Веселовский считал родиной легенд о Граале. Римский сотник Лонгин, пронзивший бок Христа на кресте, умер, согласно житию в малоазиатской области Каппадокия.

В «Младшем Титуреле» Альбрехта фон Шарфенберга (13 век) говорится, что после исчезновения Грааля в Константинополе хранилась его копия:

«Вторая драгоценная чаша, была сделана как копия первой. Ее святость лишена изъянов. Жители Константинополя утверждают, что она находится в их земле…Они верят, что это настоящий Грааль».

Есть все основания предполагать, что в Константинополе хранилась реликвия, признанная в качестве Чаши с Кровью Христа, судьбу которой мы можем вкратце проследить по письменным источникам. В Византийской церкви с 4 века существовал особый праздник обретения Святой Чаши Господней, который приходился на 3 июля. Первое упоминание об этом празднике мы встречаем в одном из самых старых типиконов (монашеских уставов) монастыря Святого Гроба Господня в Иерусалиме.

Известно, что в 394 году Чаша находилась в Иерусалиме в храме Сиона, поставленном на месте, где проходила Тайная Вечеря. Впоследствии, вероятно, в 6 веке она была перевезена в Константинополь. По мнению авторитетного исследователя Василия Лурье, который отождествляет ее исключительно с Чашей Тайной Вечери, она могла храниться в Монастыре Святых Апостолов, символически изображавшем в византийской традиции Сионскую горницу.

Однако есть все основания предполагать, что Чаша с кровью Христа находилась в другом храме – церкви Фаросской Божьей Матери при императорском дворце, где хранились реликвии, связанные со Страстями Христовыми.

На иконе из этой церкви сохранилось перечисление ее реликвий:
Изображение
Икона с перечислением святынь Храма Фаросской Божьей Матери.
"Хитон, хламида, лентион - одеяния Слова // плащаница, кровь, венец терновый // кость, древо, волос Дидима, креста светильника // пояса пречистого часть // (...) мощи, кость Предтечи // Евфимии волос мощи Николая // кости Стефана Нового, Феодора // и Пантелеймона, от троих три".
Более определенно о сокровищах этого храма сообщил участник Четвертого крестового похода Робер де Клари:

«Мы нашли там две части подлинного Животворящего Креста толщиной с ногу и длиной в пол-аршина. Нашли там также наконечник копья, коим пронзили ребро Господа, и два гвоздя, коими были пробиты Его руки и ноги. И нашли там также хрустальный сосуд с Его кровью; и нашли также багряницу, которую сняли с Него, когда вели на Голгофу; и нашли там также благословенный венец из терна с острыми, как шило, шипами. Мы нашли там также одеяние Богородицы и главу монсеньора святого Иоанна Крестителя и столько других богатых реликвий, что я не смог бы их описать».

Весьма примечателен и тот факт, что описанный у Вольфрама Эшенбаха и Альбрехта фон Шарфенберга замок Грааля, представляет собой, по мнению искусствоведа М. Верли «огромную ротонду, (построенную) с помощью достижений византийской техники». Эту мысль, кстати, прекрасно уловил Макс Брукнер, один из авторов декораций к опере Рихарда Вагнера «Парцифаль», изобразивший замок Гралля в виде византийского храма.
Изображение
Декорация Храма Святого Грааля для 1 акта оперы Р.Вагнера
По своим колоссальным размерам Замок Грааля напоминает еще один константинопольский храм – церковь Святой Софии – самое грандиозное по тем временам христианское сооружение.
Изображение
Храм Святой Софии (интерьер)

Изображение
Храм Святой Софии (снаружи)
В 1204 году Константинополь был взят штурмом и разграблен рыцарями-крестосносцами. Несмотря на то, что на Западе после этого трагического события появляется целый ряд слабо задокументированных реликвий, которые претендуют на название «Чаши Грааля» подлинность ни одной из них не доказана. В это же время в литературных произведениях цикла Грааля появляется мысль о том, что Чаша потеряна для грешного Запада и сокрыта где-то на Востоке в таинственном «духовном замке» города Сарраса….
"Осознанность прямой путь к Богу, молитва и покаяние более длинный, но не долгий...жизнь и испытания - самый долгий"
Магистр Ипсиссимус
Изображение
Ответить

Вернуться в «Россия в Свете Православия»