Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении Божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о страшном суде, и о мучении.
Господи, благослови, отче!
Хорошо же, братья, и очень полезно понимать нам Святого писания смысл: это и душу делает целомудренной, и на смирение направляет ум, и сердце на стремление к добродетели изостряет, и самого человека делает благодарным, и на небеса к божьим заветам мысль устремляет, и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и богатству, и славе дает, и все житейского мира печали отводит. Потому и прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, божьим насытясь словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь: если она и невидима, зато вечна и конца не имеет, прочна и недвижима. Давайте не просто проговорим языком, написанное произнося, но, с рассужденьем вчитавшись, постараемся делом исполнить это. Ибо сладко — медвяный сот, и хорошо — сахар, обоих же лучше книжное знание: потому что оно — сокровище вечной жизни. Если бы здесь кто нашел земное сокровище, то на все и не посягнул бы, но лишь один драгоценный камень взял бы — и вот уже без печали питается, как до самой смерти богатство имеющий. Так и нашедший сокровище священных книг, а также пророческих, и псаломских, и апостольских, и самого спасителя Христа сохраненных речей, ум истинный, размышляющий,— уже не себе одному на спасение, но и многим другим, внимающим ему. Сюда и подходит евангельская притча, говорящая: «Всякий книжник, познавший царство небесное, подобен мужу домовитому, который из сокровищ своих раздает и старое, и новое»- если же от тщеславия, большим угождая, малыми пренебрегает, дерзко скрывает серебро господина, не пустив его в оборот при жизни, чтобы удвоить царское серебро — человеческие души, то, узря горделивый его ум, возьмет господь от него свой талант- ибо сам он гордым противится, смиренным же дает благодать. Если же мира сего властелины и в житейских делах погрязшие люди усердно требуют книжного знания, насколько больше следует нам учиться у них и всем сердцем в него погрузиться, познавая речи господни, о спасении душ наших писанные! Но затрудняется мой неясный ум, слабый разум имея, не может нужных слов по порядку изложить и подобен слепому стрелку, над которым смеются, ибо не может попасть в свою цель. Пусть же не от себя изложу я необученным языком, но из священных извлекая писаний- с великой боязнью евангельских решаюсь коснуться речей, для начала господню притчу сказав так, как Матфей ее церкви донес.
Н а ч а л о. Сказал господь. Был один домовитый человек- он насадил виноградник, и оградил оплотом, и выкопал яму для отжимки вина, оставил вход, — устроил и ворота, но не затворил входа. И возвращаясь домой, сказал он: «Кого оставлю я сторожем моего виноградника?» Если оставлю кого-либо из служащих мне рабов, то, зная мою снисходительность, расточат они мое добро. Но вот что сделаю: приставлю к воротам хромца и слепца. Если кто из врагов моих захочет обокрасть мой виноградник, то хромец увидит, а слепец услышит. Если же кто-нибудь из них двоих захочет войти , в виноградник, то хромец, не имея ног, не сможет проникнуть внутрь- слепец же, если и войдет, то, заплутав, в пропасти расшибется». И, посадив их у ворот, дал им власть надо всем, что вокруг виноградника, и пищу и одежду приготовил легкую. «Только, — сказал, — того, что внутри виноградника, не касайтесь без моего повеления». И потом ушел, сказав, что вернется со временем и тогда плату им за работу с собой принесет, но пригрозил им наказанием, если те запрет его преступят. Оставив их здесь, снова обратимся к словам Евангелия, словесный плод на умственном пиршестве вашим очам предлагающего.
И с т о л к о в а н и е. Домовитый человек — бог всевидец и вседержитель, сотворивший все словом, видимое и невидимое. Домовитым он называется, ибо имеет не только дом, согласно Писанию. Говорит ведь пророк: «Твои небеса и твоя земля: вселенную и пределы ее ты основал», и еще: «Небо мне — престол, а земля — подножие ногам моим». Моисей же под твердью понимает дно вод, а Давид ставит воду превыше небес. Но посмотри в Писание и вдумайся: везде дома божьи, и не только в твари, но и в людях. «Ибо вселюся я,— сказал,— в них». Так же и было: сошел он, и вошел в плоть человеческую, и вознес ее от земли до небес, и престолом божьим стала плоть человеческая- на вышнем небе престол тот стоит. А что насадил виноградник так это рай: ибо это и есть его труд. Пишется же: «И насадил бог рай в эдеме». А что оградил его, — говорит, — оплотом — своим устрашеньем. «Устрашением его, — говорит пророк, — движется земля, рассыпаются камни, животные трепещут, горы дымятся, светила раболепно служат, облака и воздушные твари предначертанное исполняют». Оплот же — значит закон. Закон — всем божий завет. «Предел же, — сказал, — положил, которого не перейдут и не передвинут». Но оставил вход, то есть знание разуму: никакая тварь не нарушит божьего повеления. «Все ведь, — сказал, — от тебя ожидают: ты дашь им пищу, и вовремя». Пищей же не еда называется, но слово божие, которым всякая тварь питается. Ибо говорит Моисей: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из божьих уст». Незапертые же ворота — чудесных божьих созданий порядок, и чрез это — познание сущности бога. «Через создание же, — сказал, — творца познай:
не свойство, но величие, и силу, и славу, и благодать, которую творит самовластно, угождая всем вышним и нижним, видимым и невидимым. Если же и зовется Христос человеком, то не по виду, а иносказательно: никакого подобия божьего не может иметь человек. Решается же Писание и ангелов людьми называть, — но словом, а не подобьем. Если же соблазняются некие, слушая Моисея, говорившего: «Сказал бог: сотворим человека по образу нашему и подобию»,— и прикладывают к бесплотному тело без пригодного разума, то есть это ересь и доныне у тех, кто считает бога подобным человеку, который никак не описывается и пределов свойств не имеет. Однако, это оставив, о прежнем скажу.
И возвращаясь домой, «кого, — сказал он, — оставлю я сторожем дела моего?» Эти вопросы — отца и сына и святого духа — не о созданиях, но о владельце созданий, то есть о господине, которому пожелал передать землю и все живое покорить- не ангелам же предназначил он вселенную, и так далее. «Приставлю, — сказал, — к воротам хромца и с ним слепца». Кто это — хромец и слепец? Хромец — это тело человеческое, слепец же — душа. Сначала бог создал тело Адама бездушным, потом же — душу. Создав же тело, говорит Писание: «И вдунул в лицо его жизненный дух». Оттого-то тело без души хромо и не зовется человеком, но трупом. Проследи здесь и пойми Книгу Бытие. Сотворил бог тело вне рая и внес его в эдем, а не в рай. Эдем же и значит пища. Как и всякий, зовущий на пир, прежде приготовит обильную пищу и потом лишь приведет званого, — так же и бог сначала приготовил ему для жилья эдем, а не рай. Рай ведь — место святое, как и в церкви алтарь. Церковь же для всех открыта. Она всем нам мать, порождающая всех крещением и легко питающая всех в ней живущих, одевающая и радующая всех, вошедших в нее. Ибо говорит пророк: «Вот служащие церкви поедят и насытятся». И снова: «О чада церковные, сосущие из сосцов ее жир и масло, окропите радостью ваши головы», и Давид: «Напьются, — сказал, — от обилия дома твоего, и потоком пищи твоей напоишь их». И еще об облачении священников и одежде монахов: «Служители твои, господи, облекутся в правду», и прочее. Монаху же: «Снял с меня тягостные и уродливые одежды, и одел меня в спасение, и препоясал меня радостью». Воспойте же, сказано, господу новую песнь — хвалите в церквах его добродетельными. И вот действительно так: из священников — епископ, и из монастыря — монах. Видишь теперь, что епископия и монастырь — эдем, то есть беспечальная жизнь- алтарь же свят как эдемский рай, в который трудно войти, хотя и ворота незамкнутые имеет. Так был посажен хромец со слепцом у ворот стеречь то, что внутри, как приставлены и патриархи, архиепископы,архимандриты меж церковью и алтарем стеречь святые тайны от врагов Христовых, то есть от еретиков и зловерных искусителей, нечестивых грехолюбцев и неверных осквернителей. Послушайте же со вниманием, мы по порядку речь нашу скажем, а вы со вниманием следите. Хотя беспорядочный ум у меня и язык грубоват, но, надеясь на ваши молитвы, прошу дара слова. Хотя и недостоин я об этом говорить, но для пользы слушающих напишу. Если же кто с пристрастием слушает, тот не ищет, что бы на пользу ему отыскать, но обдумывает, в чем бы нас обвинить и за что укорить.
После того, как они сидели некоторое время, сказал слепец хромцу: «Что это за благоухание из ворот виноградника овевает меня?» Отвечал хромец: «Много доброго внутри виноградника есть у господина нашего, а на вкус — несказанно приятного. Но так как господин наш мудр, посадил тебя здесь слепого и меня хромого, и не можем никак насытиться добрыми плодами». Отвечал слепец, говоря: «Что же ты давно не сказал мне этого, мы бы не терпели, но это, данное нам во владенье, давно бы разобрали! Хоть я и слеп, но имею ноги и силен, могу носить и тебя, и груз». (Понимай, что грех есть духовный груз- потому и пророк говорит: «Бремя тяжкое отяготило меня».) И сказал слепец: «Бери корзину и садись на меня- я тебя понесу, ты же указывай путь, и все добро господина нашего мы оберем- не думаю я, что придет сюда наш господин». Вот представления не бога ищущих, но о мирских чинах и о теле только пекущихся, не жаждущих воздать ответ за дела свои, но как будто суетный пар свою душу на ветер пускающих! Потому говорит Исайя: «Зависть воспримут люди неученые», завидуем мы, грешные, чести и славе праведных вместо того, чтобы подражать их делам. «Если же, — добавил слепец,— придет сюда наш господин, укроется от него наше дело. Коли он меня спросит о покраже, я скажу: «Ты знаешь, господин, что я слеп». Если же спросит тебя, ты скажи: «Хром я и не могу войти внутрь», — и так перехитрим мы нашего господина и сами получим плату за свою работу». И сел хромец на слепца, и, войдя внутрь виноградника, обокрали все бывшее там добро господина своего.
Однако не негодуйте, братья, на мое невежество, из-за которого и повесть моя недостойный вид принимает. Ибо как и по ногам повязанной птице невозможно в воздушную взмыть высоту, так и мне, в телесных погрязшему желаньях, нельзя о духовном беседовать: не достигнут цели слова грешника, лишенные благодати святого духа. Все же к прежде сказанному вернемся, разъясняя сей притчи смысл.
Т о л к о в а н и е. Сидели они, как сказано, долгое время. Что это — долгое время? — презрение к божьей заповеди и о теле забота, безразличие же к своей душе. Ибо никто, страх божий имея, плотским не прельстится, никто из искренне верующих незаконно не пытается получить сана — никто, ожидая смерти и после смерти опять воскресенья- другие же в злых погрязают делах. И снова то же скажу поучения ради. Сказал слепец хромцу: «Что это за благоухание из ворот овевает меня?» — и так далее. Вот раздувание Адамова высокоумия, который, владея всем земным, животными, морем и в нем находящейся тварью, в эдеме насыщаясь благости, до повеления бога на святое дерзнув, из эдема прошел в рай. Потому Писание говорит: «Изгнал бог Адама из рая и осудил его обрабатывать землю, из которой и взят был». Вдумайся: не там было поведено ему жить, откуда его изгнал. Но так же вошел, как и этот церковник, недостойный священства и утаивший грех свой, пренебрег божьим заветом, но ради высокого сана и славы земной взошел на епископский стол.
С р а в н е н и е. За то Адама смертью осудил, что тот прикоснулся древа познания добра и зла. Древо же познания добра и зла — это познанный грех и добровольное действие в угождение богу. Ибо пишется: «Горе сознательно согрешающим!» Этим погубляет дуновенье животворного духа, который вдохнул в него бог, что есть несвершенная благость освящения. Ибо пишется: «И вдунул в него животворный дух». Так же и Христос, дунув на лица апостолам: «Примите,— сказал, — духа святого», — несовершенную благодать, всего лишь залог посвящения- ибо ждать повелел им самого святого духа: «Который, прийдя, — сказал, — до конца освятит вас». Так и святители освящают иподьяконов, чтецов и дьяконов, — несвершенный дар, но залог посвящения, чтоб могли себя приготовить на окончательное святительство. Ничто так не любо богу, как не возноситься в чинах, и ничто столь не омерзительно ему, как высокомерная заносчивая хвастливость в захвате сана не по-божьи. Посмотри на того же слепца с хромцом, как пренебрегли господина своего приказом и запрещеньем: взяв же хромца и груз, понес, и, зайдя внутрь, приблизился к древу, вкусил плод, а он весьма хорош, и так обокрали то, что ведено было стеречь им.
С о п о с т а в л е н и е. От того древа вкусил Каин- не будучи посвящен, на святительский посягнул сан, позавидовав священному Авелю, которого по зависти и убил. Того древа вкусили сыновья Корея, бывшие с Дафаном и Авироном: взяв же кадильницы, пошли в скинию, будучи непосвященными, — и поглотила их земля. Того же древа вкусил жрец Илий, который, зная, что его сыновья нарушают закон иереев, не отлучил их от священного сана. Того древа вкусили еретики, которые в обмане, будто зная духовный путь, заблуждались и, не раскаявшись, погибли. Но это все сокращая, к прежнему возвратимся рассказу.
Хоть и изнемог язык мой, но пророк вдохновляет меня, так же говоря: «Изнемог я от вопля, охрипла моя гортань!»
О б л и ч е н и е г р е х о в. Услышал же господин, что обокраден его виноградник, повелел отбросить от ворот хромца и изгнать из сторожей слепца.
Понимайте же теперь, безрассуднейшие из сановников, глупейшие из священников! Когда поумнеете? Давший ухо не слышит ли? Создавший око не смотрит ли? Повелевающий народами не обличит ли? Поучающий человека разуму не уразумеет ли нашего заблуждения? Господь ведь постигнет обманные помыслы, как лживые, и извергнет неправедных от власти, отгонит нечестивых от жертвенника. Ибо никакой сан в этом мире не избавит от мучений нарушающих божий заповеди. Но прошу вашей милости, внимательно всмотритесь в написанное и все, что слышите, обдумайте.
Повелел бог изгнать из рая Адама, потому что запретного коснулся, то есть до разрешения вошел в освященное место. И поселил его рядом с райской пищей. «Лишь только, — сказал, — протянет руку и вкусит с райского древа, и жить будет вечно», — если, конечно, опомнится и, смирившись, покается в том, что согрешил. Но велико человеколюбие бога! И казнит нас, и милует, за грехи порицает и — вновь в покаянье принимает- не желает он смерти грешника, но повелевает исправиться и в жизни пребыть.
Что такое древо жизни? Смиренномудрие, начало которому покаяние. «Признаюсь же, — сказал, — в беззаконье моем, и ты простил мне нечестье сердца моего». Ствол того корня — благоверие. «Вера же твоя, — сказал, — спасет тебя», все же верующему дастся. От того ствола много различных ветвей, много ведь, сказано, видов покаяния: слезы, пост, чистая молитва, милостыни, смирение, воздыхание и прочее. Тех ветвей добродетельный плод: любовь, послушанье, покорение, нищелюбье, — много путей спасения. Видишь: не в раю было древо жизни, не в эдеме, но в изгнанье, то есть в отлучении от сана. Изринул он также и Каина, узнавши об убийстве им брата, и, обличив, показал ему древо жизни, сказав так: «Стенай и содрогайся!», то есть покайся в злобе, в зависти, в обмане, в убийстве, во лжи, смирись, постись, бодрствуй, лежи на земле. Но так как ты этого не совершил, то отошел от лица божьего — не отдаленностью земли, но отсутствием страха божья в своей душе. Если благих дел нет в нас и нет покаянья в грехах, то в каком бы мы ни были чине, далеко от бога мы. Только близ сокрушенных сердцем господь- смиренных духом — спасет, желанья страшащихся его — исполнит. Лицом же господь обращен на злодеев, чтоб истребить на земле и память о них. Так и Павел отогнал от священного жертвенника Именея и Филита и наблудивших в Коринфе священников, и поместил их рядом со святым алтарем, то есть поставил их средь освященных, сказав: «Стыдите их, но возлюбите, чтобы не погибли в злой доле, пусть покаются — и живы будут!» Не захотел этого древа жизни вкусить кузнец Александр, о котором сказал Павел: «Да воздаст ему господь в день судный по греху его!» Не вкусил того древа и Трефис из Эфеса, и Николай, один из семи дьяконов, которые отреклись от Христа, ставший жрецом в селунской кумирне, который предавал христиан мучителям- о них же обоих пишет Иоанн, говоря: «Из нас вышли и встали на нас». Того райского древа не приняли и еретики, прокляты были и умерли духовной смертью, не постигнув пророка, сказавшего: «Вкусите и признайте, что — благ господь!» Ибо нет греха, который преодолел бы божьи милости. Но только не отчаемся, подобно Иуде- не усомнимся в вокресении плоти, подобно саддукеям, — но покаяньем постучимся в божьи врата, пока не откроет нам райские двери. Не ложно сказал господь: «Постучитесь — и откроется вам! ищите — и обрящете! просите — и дастся вам!» Но не буду умножать повесть изложением речей, что затянет беседу- давайте к сказанному уже возвратимся.
Увидел же тот человек, что обокраден его виноградник, и пожелал разлучить слепца и хромца- и велел сначала привести слепца, чтобы его допросить, кто нарушил его приказание и посягнул на запретное без его повеленья. Ибо ничто не сможет утаиться от божьего ока, и никто из нас так не знает себя, как бог всех нас знает.
Т о л к о в а н и е. Повелел разлучить бог душу с телом. Словом же божьим исходит из тела душа: «И отнимешь, — сказал, — дух их, и исчезнут они, и в персть возвратятся». Когда же видишь тело, в земле погребенное, не думай, что здесь же и душа, ибо не от земли душа и не в землю входит. Но если же и святых видишь чудотворные мощи, не тут их осталась душа, но божию разумей благодать, столь восславившую своих угодников: «Славящих меня, — сказал, — прославлю». Повелел привести слепца: отойдя от тела, душа всякого человека пред богом является с приставленным к ней ангелом, человека верующего и неверующего, живущего праведно и неправедного. «Господь же, — сказано, — допросит праведного и нечестивого», ибо все племена народов от одной были крови рождены и распространились жить по лицу всей земли, и бог им назначил благотворить его тем, что давал дождь с небес и счастливую пору урожая. «Направляет же, — сказано, — солнце свое на добрых и на злых», и прочее. Пусть никто за слова эти не осуждает меня, — но взгляните в Писание и найдете, что я из святых черпаю книг. Пишет же Моисей: «Поставил пределы народам по числу ангелов божьих». Иеремия же: «Один лишь господь, — сказал, — у всех поднебесных народов», хотя и оставил их каждого в его заблужденье, но души их перед ним предстанут, и он рассудит по делам их. Павел: «Зачем же мне, — говорит, — внешних судить, ведь внутренних вы сами судите, а внешних судит бог». Внутренними называет он тех, кто в вере, а внешними — языческие народы. Слышать же подобает божье имя теперь расстающимся с телами душам, чтоб в Судный день, воскреснув в теле, негреховно поклониться богу, — и не подобает душам, прельщенным дьяволом, плоти своей служить, ибо говорит апостол: «И тогда увидит любое око, и всякий народ поклонится, признавая, что господь Иисус Христос в славе бога отца — един». Но это всякий учившийся знает,— я же о слепце начатую беседу по силе моего разумения вкратце истолкую, хотя и предвижу попреки, ко мне обращенные- знаю ведь, что не от мудрости, но от невежества это мое повествованье. Однако тут на основе пророческой и апостольской строим, за краеугольный камень полагая самого Христа.
Когда же приведен был слепец, начался допрос. «Не поставил ли я тебя, — сказал господин, — как доброго сторожа моему винограднику? Зачем же ты его обокрал?» Отвечал ему слепец: «Господин! ты знаешь, что я слеп и без поводыря не вижу, куда идти, и не знаю ни одного места, если бы и хотел пойти. Не слыхал я, чтобы кто-нибудь шел мимо меня в ворота, иначе вслед ему я начал бы громко кричать. Но вот что я думаю, господин, что хромец своровал». Узнай в этом лживый разговор души перед богом и клевету на тело.
Т о л к о в а н и е. Так же есть духовное слово: «Господи, я — дух. И ни есть и ни пить не желал я, ни чести, ни славы земной не искал я, и плотских устремлений не понимал, и дьявольской воле не потворствовал,— все это делало тело!»
Тогда повелел господин постеречь слепца в тайном месте, о котором сам знал, пока не вернется в виноградник и не призовет хромца — и тогда будет судить обоих.
Потому до второго пришествия Христа нет ни суда, ни мучения никакого человеческой душе, верующей и неверующей. Веруйте же в истину воскресения человеческой плоти. «Пошлешь же, — сказано, — дух свой, и соединятся, и обновишь лицо земли». На примере Иезекииля показал нам надежду воскресением. «Предреки, — сказал, — сын человеческий, мертвым этим костям, чтоб наросла на них плоть и натянулась кожа, чтобы явился дух от четырех ветров и вошел в этих мертвых — пусть оживут!» Это все сам творец совершает, не изменяя порядка, но все же первоначальный свой труд обновляя. Сначала он создал тело Адама и только потом вдохнул ему душу. Так и в утробе женской: сперва из семени образуется тело, через пять месяцев создаст он душу. В крещении же сначала порождает водою, потом — возрождает духом от тленья греховного. Так же и в Судный день: сначала возродит землю, и соберет прах человеческий, и создаст все наши тела во мгновение ока, потом и души наши — каждая войдет в свое вместилище, — по Павлу, говорящему, что сам господь в архангельских кликах, под божьи трубы сошел с небес, и мертвые во Христе воскреснут раньше, потом же и мы, живые. Кто эти мертвые? Все народы, не принявшие божьего закона, не познавшие крещенья. «Кто же, — говорится, — беззаконно согрешил, тот беззаконно погибнет». Живыми же христиан называет он. Смотри же: плотью все люди воскреснут, и верим мы показанию Павла, сказавшего по божьему слову: «Кто не постигнет от начала богом созданного человека, тот не поймет и порожденного в жизнь крещением- потому и не верит он в последующее во плоти воскрешение встающих на вечную жизнь всех людей: тех — в честь и славу, этих — в поругание и мучение». Но скажем же и об остальном.
Когда пришел господин взять плоды в винограднике и увидел его обокраденным, призвал хромца и соединил его со слепцом, и начали они обличать друг друга. Хромец говорил слепцу: «Если бы ты меня не понес, никак бы я не мог туда добраться, так как я хром». Слепец же говорил: «Если бы ты не показывал мне дорогу, то никак бы я не мог добраться туда». Тогда господин, сев на судейское кресло, начал судить их обоих. И сказал: «Как вы крали, так и теперь — пусть сядет хромец на слепца». И когда хромец воссел, приказал перед всеми рабами нещадно наказывать во внешней мученья темнице.
Познайте же, братья, толкование этой притчи. Человек домовитый — бог отец, творец всех. Его же сын доброго рода — господь наш Иисус Христос. А виноградник — это земля и мир.
А оплот виноградника — закон божий и заповеди. Слуги же, сущие с ним, — ангелы. Хромец — это тело человека. А слепец — душа его. А что их посадил у ворот — это значит, что он отдал во власть человека всю землю, дав ему закон и заповеди. Когда же человек преступил заповедь божью и за это осужден на смерть, то сначала душа его к богу приводится и оправдывается, говоря: «Не я, но плоть согрешила». Потому и нет мучения душам до второго пришествия, но они сохраняются,— бог знает, где. Когда же он придет обновить землю и воскресить всех умерших, как сам нам предрек, тогда: «Все сущие в гробах услышат голос сына божия, и оживут, и выйдут сотворившие благо в воскрешение жизни, а сотворившие зло — в воскрешенье суда». Тогда же души наши войдут в тела и каждый получит воздаяние по делам своим: праведники — вечную жизнь, а грешники — бесконечную и бессмертную муку: «Чем же кто согрешит, тем же и муку примет».
Все это я истолковал не по своему замышлению, но по святым книгам. И это не слово мое, но только беседа, ибо я не такой учитель, как те церковные и священные мужи.
Из "притч" и "слов" Кирилла Туровского
Из "притч" и "слов" Кирилла Туровского
…а Боги, собравшись на Тайное Вече, смеялись над фразой «случайная встреча».
ГОР
Перейти
- МАСТЕРСТВО ОТ МАГИСТРА ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣA
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 2
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 3
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 4
- ↳ Разные ветви и направления Мастерства
- ↳ Теоретические основы
- ↳ Магия Крови
- ↳ Ключи Для Постижения Мастерства
- ↳ ЛЕЧЕБНЫЕ ПИСЬМА
- ↳ Поучительные Рассказы и Уроки
- ↳ Практическая магия от Магистра ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣA
- Отечественная Школа Мастерства
- ↳ О СИБИРСКОМ МАСТЕРСТВЕ И ОБУЧЕНИИ
- ↳ Сибирская Школа Мастерства
- ↳ МАСТЕРСКОЙ ПОДХОД
- ↳ Сибирское Мастерство 2
- ↳ Сибирское Мастерство 3
- ↳ Сибирское Мастерство 4
- ↳ Школа Знатких. Ступень 1
- ↳ Подготовительный раздел к школе "Магические Атаки и Защита"
- ↳ То что вы ищите
- ↳ Методы и Подходы ОХЗДС
- ↳ МАГИЯ СОЗНАНИЯ И ОСОЗНАНИЯ
- ↳ ЧТО ЗНАТЬ НУЖНО. ПОВЕРЬЯ. ПРИМЕТЫ. ОТЧИТКИ. НАЧИТКИ.
- ↳ Мастера и Законы Магии
- ↳ РОССИЙСКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ
- ↳ Старообрядство
- ↳ Знахарство и Знахарское Искусство
- ↳ СОВЕТЫ ЗНАХАРЯ
- ↳ Магия от Степановой
- ↳ МАСТЕРАМ НА ЗАМЕТКУ
- ↳ Славянское Язычество
- ↳ Работа Мастера с Громовой Стрелой
- ↳ СВЯТЫЕ ЛИКИ РОССИИ
- ↳ Знахарям.Целителям.Мастерам.
- ↳ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА ЗАМЕТКУ МАСТЕРАМ
- ↳ РИТУАЛЫ, ОБРЯДЫ, МАСТЕРСКОЙ ПОДХОД
- ↳ Магия Священного Писания
- ↳ Молитвы
- ↳ Россия в Свете Православия
- ↳ РЫБНАЯ МАГИЯ
- ↳ "ТАРАКАНЬЯ МАГИЯ"
- ↳ Жизненные истории о мастерах, знахарях
- ↳ МАГИЯ КРЕЩЕНИЯ ( БОГОЯВЛЕНИЯ )
- ↳ МАГИЯ НАРОДОВ РОССИИ
- ↳ Жизненные Истории в Мастерстве Магии
- ↳ СНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
- ↳ КОЛДОВСКИЕ РЕЦЕПТЫ
- ↳ Старообрядчество. Мастерство. Подходы.
- ↳ Мракобесие
- ↳ НОВЫЙ ГОД. РОЖДЕСТВО. ОБРЯДЫ. ЗАГОВОРЫ.
- ↳ Пиковая Дама или Кровавая Мэри
- ↳ Обряды и Подходы на Ивана Купалу 2016
- ↳ Методы Одобренные Магистратом ОХЗДС
- ↳ Карма, Род, Энергия
- ↳ ДРЕВНИЕ МАСТЕРСКИЕ МЕТОДЫ И СЕКРЕТЫ
- ↳ РЕАЛЬНЫЕ ПИСЬМА - РЕАЛЬНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ
- ↳ Спецкурс Зеркальной Магии. Ступень 1
- ↳ Орден Хранителей Знаний Древних
- ↳ Уголок Розы
- ↳ Розенкрейцеры и их тайны
- ↳ Семинар Шаманской Магии
- ↳ Славянская. Языческая Школа (Начало)
- ↳ Луггарская Магия. Ступень 1
- ↳ Уроки для пробуждения осознанности
- ↳ Методики даваемые на короткое время
- ↳ Методики даваемые на короткое время 2
- ↳ Методики даваемые на короткое время 3
- ↳ Методики даваемые на короткое время 4
- ↳ Методики даваемые на короткое время 5. Новогодний подход
- ↳ Методики даваемые на короткое время 6. Рождественское Мастерство
- ↳ Методики даваемые на короткое время 7. Крещение
- ↳ Методики даваемые на короткое время 8
- ↳ Один Мудрый Старик
- ↳ Новогодняя Магия 2018
- ↳ Пасхальная Магия 2018
- ↳ Вербная Магия 2019
- ↳ Купальские обряды 2022
- Черная Магия
- ↳ Порчи
- ↳ Практическая Черная Магия
- ↳ Черная Магия
- ↳ Путь Левой Руки
- ↳ Боевая Магия и Энергетика
- Белая Магия
- ↳ Обережная-охранная Магия
- ↳ Светлые Ритуалы
- ↳ Экзорсизмы и Борьба с Подселенцами
- ↳ Ангельская Магия
- ↳ Отчитки
- ↳ Кошачья Магия
- Любовная Магия
- ↳ Привороты
- ↳ МУЖСКАЯ МАГИЯ
- ↳ ЖЕНСКАЯ МАГИЯ
- ↳ Для Милых Дам
- ↳ Фагот и его магия
- Денежная Магия
- ↳ Бизнес Магия
- ↳ "Ритуал привлечения денег"
- ↳ Урок на тему «Планетарные часы»
- Святая Магия
- ↳ Святая Магия
- Мусульманская Магия
- ↳ Мусульманская, Арабская Магия
- ↳ Дуа, Молитвы
- ↳ Арабские Заклинания
- ↳ Мусульманские Талисманы
- ↳ Лечение и исцеление в мусульманской магии
- ↳ Обучение Мусульманской Магии
- ↳ Суфизм
- ↳ Мусульманские Духовные Практитки
- ↳ Редкие Арабские Амулеты и Талисманы
- ↳ Редкие Дуа
- ↳ Ритуально-обрядная Мусульманская Магия
- ↳ Интересные Статьи
- ↳ ЧЕРНАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ
- ↳ Мусульманская Видеотека
- ↳ Поучительные истории и притчи
- ↳ Интересное о исламе и мусульманстве
- ↳ ДУХОВНЫЕ НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКА ( САС )
- ↳ КОРАН, СУРЫ, АЯТЫ.СИЛА и ПРИМЕНЕНИЕ
- ↳ Подходы на все случаи жизни
- ↳ Мусульманская любовная магия
- ↳ Арабская и Мусульманская кухня
- ↳ Покровы
- ↳ Фикх и Указания Факихов
- ↳ ШАМСУЛЬ МААРИФ
- ↳ Культура и традиции Средней Азии
- ↳ Шайтан. Иблис. Азазил
- ↳ Суфии
- ↳ Пророческая Медицина и Мусульманская Медицина
- ↳ Арабские буквенные талисманы
- ↳ МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ И ПОДХОДЫ
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 1 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 2 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 3 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 4 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 5 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 6 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 7 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 8 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 9 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 10 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 11 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 12 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 13 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 14 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 15 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 16 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 17 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 18 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 19 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 20 ступень
- Церемониальная Магия
- ↳ Обучение ТАРО - магия, оракульство, жизнь
- ↳ Книга Тота
- ↳ И.М.А.Т.
- ↳ Дополнительный Материал
- ↳ Дополнительный Материал 2
- ↳ Таро
- ↳ Медитации на Таро
- ↳ Эти разные колоды Таро
- ↳ Магия Соломона. Легенды о Соломоне
- ↳ Египетская Магия
- ↳ Герметизм
- ↳ Каббала
- ↳ Алхимия
- ↳ Демонология
- ↳ ГРИМУАРЫ
- ↳ Некромантия
- ↳ Трансильванская Магия
- ↳ Цыганская Магия
- ↳ Мистерии
- ↳ Ритуалы и Обряды
- ↳ Арканалогия. Магия Таро. Таро как ключи к Мирозданию
- ↳ МАГИЯ БОГОВ И БОГИНЬ
- ↳ Теневая Магия
- ↳ Стихийная Магия
- ↳ Интересное о Знаменитых Магах
- ↳ ЗНАМЕНИТЫЕ МАГИ,ПОСВЯЩЕННЫЕ,ЭЗОТЕРИКИ.
- ↳ САЛЕМСКАЯ МАГИЯ И САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ
- ↳ ВИККАНСТВО, НЕОВЕДЬМОВСТВО , НЕОЯЗЫЧЕСТВО
- ↳ МАГИЯ ЗЕРКАЛ И ЗАЗЕРКАЛЬЯ
- ↳ МИСТИЧЕСКИЕ ОРДЕНА
- ↳ ПУБЛИКАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ Р+К
- ↳ Инвентарь Мага
- ↳ Друидизм
- ↳ Магия Киприана
- ↳ СПИРИТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ
- ↳ Раздел Духов: Спиритуализм
- ↳ Младшие Арканы Таро - Масть Динариев
- ↳ Туз Динариев. Магия и Возможности.
- ↳ Ключи Храма
- ↳ В память о мастерах
- ↳ История магии и эзотерики
- ↳ Чернокнижное Таро
- Магия Востока
- ↳ Шива
- ↳ Работа в канале ШИВЫ
- ↳ Тантра
- ↳ ТАНТРИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
- ↳ Гуань Инь и ее Магия ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ КИТАЙСКАЯ МАГИЯ
- ↳ РЕИНКАРНАЦИЯ И МЕТАПСИХОЗ. ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ.
- ↳ КАРМА И КАРМИЧЕСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО
- ↳ АСТРАВИДЬЯ ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Аюрведа и Тибетская Медицина
- ↳ Мудры
- ↳ Работа с Тонкими Огнями
- ↳ Работа в канале Шивы
- ↳ МАГИЯ ГАНЕШИ ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Магия Тары
- ↳ Джинны и их магия
- Развитие Магических Сил и Способностей
- ↳ Магические Упражнения, Ритуалы, Комплексы и Техники
- ↳ Энергетика. Развитие и Прокачка. Практика
- ↳ Экстрасенсы и их методы. Экстрасенсорика
- ↳ СВЕРХВОСПРИЯТИЕ
- ↳ Истории из Астрала
- ↳ Астрал и работа на внутренних планах
- ↳ Паразиты Сознания
- ↳ МАГИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ И МАНТРЫ
- ↳ Формульная Магия
- ↳ Ментальная Магия
- ↳ Эгрегоры
- ↳ ТАЙНА ИМЕНИ И ЕГО СИЛА
- ↳ МАГИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. НОВИЧКАМ В МАГИИ
- ↳ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
- ↳ Интересные письма и мудрость
- ↳ Эзотерические знания и ступени Храма Мудрости
- ↳ Искусство духовного исцеления
- ↳ Древо Жизни и Десять Ступеней Храма Соломона
- ↳ Оккультное и эзотерическое развитие мага
- Ветви Шаманизма
- ↳ Шаманизм
- ↳ Вуду
- ↳ Тольтеки
- ↳ Магические аспекты работы со снами и сновидениями
- ↳ СОЮЗНИКИ И ПОМОЩНИКИ МАСТЕРОВ МАГИИ
- ↳ Афрокарибская Магия
- Магия Символов
- ↳ Школа "Магия Рун" 1
- ↳ Руны
- ↳ Инициации в древнеславянские руны
- ↳ Древние Легенды и Мифы
- ↳ Гальдр ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Сейд
- ↳ Вирд
- ↳ Руны Алхаинты
- ↳ НЕБЕСНЫЕ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ
- ↳ Амулетостроение и талисманология
- ↳ Магические Квадраты. От Абрамелина до Ану Бела
- ↳ МАГИЧЕСКИЕ ПЕЧАТИ АЛОМ ЯХА
- Система естественного исцеления Рейки
- ↳ Рейки
- ↳ Нетрадиционные Направления Рейки
- ↳ Каруна Рейки
- ↳ Тибетское Рейки
- ↳ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ПО РЕЙКИ
- ↳ Кундалини Рейки
- ↳ Кундалини Рейки 2
- ↳ Барака Рейки
- ↳ РЕЙКИ - ЭНЕРГИЯ СВЕТА И ГАРМОНИИ
- ↳ Традиционное Направление Рейки
- ↳ Нетрадиционные Направления Рейки
- ↳ Рейки Иггдрасиль
- ↳ Видео и Аудиотека Рейки
- ↳ Архив
- ↳ Работа Символами Каруна Рейки
- ↳ Сейчим Рейки
- Целительство
- ↳ Целебник
- ↳ Лечение СПИДа и тяжелых заболеваний
- ↳ Магия Исцеления
- ↳ Духовное целительство
- ↳ Здоровье и Целительство
- ↳ Мастерские подходы и Чудесные исцеления
- ↳ Мастерские подходы и чудесные исцеления 2
- Знахарство
- ↳ Заговорная традиция Руси
- ↳ Травник
- ↳ Магия Камней
- ↳ Магия Деревьев
- ↳ ПОГРЕБОК
- ↳ Магия Специй
- ↳ ГРИБЫ В МАСТЕРСТВЕ И ЗНАХАРСТВЕ
- Магия Быта
- ↳ Магия для дома
- ↳ Бытовая Магия
- ↳ МАГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- ↳ Кулинарная Магия
- ↳ Магия для Сельского Хозяйства
- ↳ ЖИВОТНЫЕ В МАГИИ И МАГИЯ ЖИВОТНЫХ
- Магия Предсказаний
- ↳ КАБИНЕТ ТАРОЛОГА
- ↳ Хиромантия
- ↳ Астрология
- ↳ Оракульство
- Магические Дни. Праздники
- ↳ Магический Календарь на каждый день
- ↳ Календарь. Луна. Дни. Магические обряды.
- ↳ Солнечные дни и их магическая сила
- ↳ Календарь
- ↳ ВАЖНОЕ, НАСУЩНОЕ, БЛИЗКОЕ
- ↳ Интересное о праздниках
- ↳ Магия Рождества
- ↳ Новогодние обряды и подходы года
- ↳ Новогодняя Магия 2019
- ↳ Магия Рождества 2019
- ↳ Покров Пресвятой Богородицы 2019
- ↳ ......................
- ↳ Новогодняя Магия
- ↳ Магия Рождества
- ↳ Магия Крещения
- ↳ День Святого Валентина
- ↳ Сретенье
- ↳ Масленица
- ↳ Вербное Воскресенье
- ↳ Страстная неделя. Пасха
- ↳ Благовещение
- ↳ Вознесение
- ↳ Троица
- ↳ День Петра и Павла
- ↳ Купальское Торжество
- ↳ Спасы
- ↳ Покров Пресвятой Богородицы
- ↳ Самхейн Хэллоуин
- ↳ Касьянов Високосный год
- Зароастризм
- ↳ Мистические Учения и Течения Зароастризма
- ↳ Традиция Вахви Даэна Маздаясна
- Школы Магии
- ↳ Защитная и боевая энергетика
- Психология
- ↳ Кабинет Психолога
- ↳ Магия Бессознательного
- ↳ КОДЫ,ПСИХОКОДЫ,ЧИСЛОВЫЕ КОДЫ
- ↳ Безумие Рядом
- Зал
- ↳ Школы и Направления Магии
- ↳ ВСЯКИЕ ИНТЕРЕСНОСТИ
- ↳ О ЧЕМ МЫ МАЛО ЗНАЕМ
- ↳ ЗАДУМАЙТЕСЬ ВОТ О ЧЕМ...
- ↳ О Магии - Разное
- ↳ Различные Практики
- ↳ РАЗЛИЧНЫЕ РИТУАЛЫ ДЛЯ РАЗНЫХ ЦЕЛЕЙ
- ↳ Вопросы
- ↳ Интересное и познавательное
- ↳ Это интересно знать
- ↳ Нумерология
- ↳ СИМОРОН ИЛИ МАГИЯ ЧУДЕС
- ↳ РЕЛИГИИ И КОНФЕССИИ
- ↳ Публикации Администрации ПЧМ
- ↳ AETERNAE VERITATES
- ↳ SANCTUM SANCTORUM ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Байки из Склепа
- ↳ НЕПОЗНАННОЕ.ЗАГАДОЧНОЕ.ИНТЕРЕСНОЕ.
- ↳ НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ
- ↳ Ложные и еретические писания
- ↳ ФИЛОСОФИЯ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- ↳ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА
- ↳ ЗАЛ ЦЕПИ И КРУГА
- ↳ Зал Советов
- ↳ АРТЕФАКТЫ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (О ЧЕМ МОЛЧАТ ИСТОРИКИ И АРХЕОЛОГИ)
- ↳ Тайна Тайн
- ↳ Редкие раритеты, издания, книги
- ↳ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
- ↳ Новости Магического Мира
- ↳ Физиогномика
- ↳ БЕСТИАРИЙ, МИФОЛОГИЯ И МАГИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
- ↳ Кинотеатр ОТЗВИП
- ↳ Канальная Магия ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ О ТОМ,ЧТО МАЛО ИЗВЕСТНО...
- ↳ ЭТО НАДО ПОМНИТЬ И ЗНАТЬ!
- ↳ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ВСЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
- ↳ Что должен знать каждый Адепт Магии
- ↳ Мистические практики и медитации
- ↳ Магические эсенции, масла, бальзамы, эликсиры, снадобья и порошки
- ↳ МАГИЯ ОБИХОДНАЯ ИЛИ ПРЕДМЕТНАЯ
- ↳ ВИДЕО И АУДИО МАТЕРИАЛЫ
- ↳ ГЕКАТА Богиня Колдовства
- ↳ Полезное
- ↳ Атлантида - наследие эонов
- ↳ Тайные знания народов. Этническая магия
- ↳ Мистерии Розы
- ↳ Блаватская, Рерихи, Клизовский
- ↳ Мистические истории в жизни
- ↳ Праздники
- ↳ Магия Хроноса
- ↳ Информация для продвинутого уровня
- ↳ Магия Древних в практике и теории
- ↳ Свободный Раздел
- ↳ Темы по вашим Вопросам и Проблемам
- ↳ Море из капель, магия из великих душ!
- ↳ Следы Древних и их Магия
- ↳ Древние, Лавкрафт, мистика и реальность
- ↳ Интересные мистические и магические документы
- ↳ ЖИЗНЬ. ГУМАННОСТЬ. ПОЛЕЗНЫЕ ЗНАНИЯ.
- ↳ Музеи Магии
- ↳ Ваше мнение и размышления
- ↳ Ведьмовство и колдовство
- Магия Знаков Зодиака
- ↳ Рыбы
- Магический Магазин "Авалон"
- ↳ КАБИНЕТ МАГИСТРА ИПСИСИМУСА
- ↳ КАБИНЕТ МАГИСТРА САМИРА
- ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА НИКИФОРА
- ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА БРУХО
- ↳ КАБИНЕТ ПЕТРА МОГИЛЫ
- ↳ КАБИНЕТ МЭТРА ЭМИЛЯ
- ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА ПЕРУНА
- ↳ Услуги
- ↳ Обучающие Периодические Издания
- ↳ Бесплатные Периодические Издания
- ↳ Заметки ПЧМ
- ↳ Магазин Артефактов
- ↳ Посвящения Практикумы
- ↳ Школы Курсы
- ↳ Посвящения и настройки которые вы можете пройти
- Площадь
- ↳ Практические Вопросы
- ↳ Ответы на Вопросы для Изданий
- ↳ Интервью с Основателями
- ↳ ВОПРОСЫ ОСНОВАТЕЛЕЙ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
- ↳ Программа Публикации Тем
- ↳ Обратная связь
- ↳ Юмор
- ↳ Святой Юмор
- ↳ Книги и Тетради Лжемастеров
- ↳ Разбор и анализ методов Лжемастеров
- ↳ Книги и Тетради Истинных Мастеров
- ↳ Платные Школы Магии
- ↳ *Общение
- ↳ Творчество
- ↳ Пользователям
- ↳ Помощь Магов
- ↳ Первая Башня Магов
- ↳ Вторая Башня Магов
- ↳ Форум Практиков ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Барахолка
- ↳ Куплю. Продам. Обменяю
- ↳ Архив
- ↳ Новости
- ↳ ЗАЛ ОБСУЖДЕНИЙ И СПОРОВ
- ↳ Притчи
- ↳ МАГИЧЕСКИЙ ДАМСКИЙ КЛУБ
- ↳ Ваши Отзывы и Пожелания
- ↳ Неделя притч о Ведьмах
- ↳ Неделя мистического случая
- ↳ Неделя интересной истории из своей жизни про иконы
- ↳ Конкурс - Соприкосновение с цыганами и их магией
- ↳ Вещий сон. Сон который у вас сбылся
- ↳ Неделя вашего любимого эзотерика или мастера
- ↳ Ваша любимая книга по магии и эзотерике
- ↳ Неделя истории - О первой успешной магической работе
- ↳ Колдовство в храме
- ↳ Что вас сподвигло изучать эзотерику
- ↳ Первый негативный опыт в магии
- ↳ Темы наших братьев и сестер (неофитов и адептов) ОХЗДС
- ↳ Новогодняя мистическая история
- ↳ Ваши Новогодние истории. Конкурс
- Внутренний Круг ОТЗВИП
- ↳ Функционирование Внутреннего Круга
- Круг Мастерства Псалтири
- -
- ↳ ВИДЕО И АУДИО МАТЕРИАЛЫ