Имам Аш-Шафии

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Вульфолайк
Сообщений: 2097
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 12:08
Откуда: Москва

Имам Аш-Шафии

Сообщение Вульфолайк »

Имамы четырех мазхабов занимают большое место в сердцах людей общины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из-за обширности их знаний и их искренности в служении Аллаху. Одним из этих четырех имамов является Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Он является третьим из четырех имамов, согласно временной хронологии, и вторым, согласно числу последователей.

Имам аш-Шафии - Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафи ибн Саиб ибн Убайд ибн Абдуязид ибн Хишам ибн Абдуль Муталиб ибн Абду Манаф (дедушка Пророка) - родился в Газзе в 150 году по хиджре. Когда ему исполнилось два года, его мать, Фатима, переселилась жить в Мекку, где он вырос и начал свое обучение. Когда аш-Шафии исполнилось семь лет, он наизусть выучил Коран, а в десять - наизусть знал книгу хадисов имама Малика "Муватаъ".

В детстве имам аш-Шафии посещал уроки великих алимов и записывал их слова. Он получил большие знания от Муслима ибн Халида, муфтия Мекки, который разрешил ему выносить фетвы уже в 15 лет.

Когда имаму аш-Шафии исполнилось 13 лет, стремясь получить все больше знаний, он отправился в Медину к имаму Малику. От Рабиа ибн Сулеймана передают, что аш-Шафии говорил: "Я подошел к имаму Малику и сказал, что хочу услышать "Муватаъ" от вас. На что он ответил: "Найди того, кто прочитает его тебе". Я попросил его, если не затруднит, послушать мое чтение. Он сказал: "Поищи того, кто прочтет его для тебя". Я повторил свою просьбу. Тогда он сказал: "Читай!" Услышав мое чтение, попросил читать еще. Его так изумило моё красноречие и выразительность чтения, что я наизусть прочитал перед ним эту книгу до конца".

Рассказывают, что имам аш-Шафии не оставил ничего не изученным из знаний и трудов имама Малика. Он обучался и у других алимов Медины. Имам аш-Шафии не покинул Медину, пока не скончался имам Малик, после этого он направился в Багдад, где прожил два года. Алимы Багдада, видя его знания, собрались вокруг него. Многие из них, оставив свои прежние мазхабы, стали его последователями. Там он и вынес решения Шариата согласно слову "кадим".

Затем он вернулся в Мекку, где остался на некоторое время, а потом отправился в Багдад. Оттуда имам аш-Шафии посетил Миср (Египет), где огласил свод решений, согласно слову "джадид". Причиной тому послужили новые, ранее не слышанные им хадисы, дошедшие до него, когда он был в Египте.

От Рабиа ибн Сулеймана передают, что имам аш-Шафии садился в круг после совершения утреннего намаза. Первыми возле него садились изучающие Коран. Когда всходило солнце, они уходили, а на их место приходили изучающие хадисы, их толкование и смысл. Когда солнце поднималось, приходили те, которые хотели обсуждать, задавать дополнительные вопросы, повторять. Когда приходило время зуха, приходили изучающие арабский язык, грамматику, стихосложение и оставались, изучая и получая знания до обеденного намаза.

Имам Ахмад ибн Ханбал говорил, что не видел никого, кто был бы более сведущ в Книге Всевышнего, как этот курайшит (имам аш-Шафии).

Рассказывают, что имам аш-Шафии каждый день перечитывал весь Коран один раз, а в месяц Рамазан, он прочитывал Коран 60 раз, т. е. два раза в сутки и все это в намазе.

От Хасана аль-Карабульсия передают: " Я провел с имамом аш-Шафии не одну ночь. Его намаз занимал одну треть ночи, а в одном ракаате он читал примерно 50 аятов, а иногда 100. Каждый раз, читая аят о милости, просил ее для себя и для всех уверовавших. Если читал аят о наказании и мучениях Судного дня, то просил защиты для себя и всех верующих. В нем словно объединились надежда и страх ".

Имам аш-Шафии говорил: " Я не ел досыта с шестнадцати лет, т.к. сытость отяжеляет тело, очерствляет сердце, затмевает ум, навевает сон и ослабляет человека для поклонения… Я не клялся именем Аллаха, ни при каких обстоятельствах ". Таким образом, он соблюдал этикет по отношению к имени Всевышнего Аллаха. Он говорил, что не оставил суннат купания в день пятницы ни дома, ни в пути. Когда один раз имаму аш-Шафии задали вопрос, он промолчал, и когда его спросили: "Разве вы не будете отвечать, да смилуется над вами Аллах?" Он ответил: "Нет, пока не выясню, в чем больше пользы - в моем молчании или в моем ответе".

Имам аш-Шафии говорил: " Тот, кто оспаривает, что может объединить любовь к миру и к её Творцу, в своем сердце, обманщик ".

Имам аш-Шафии говорил, что хотел бы, чтобы люди, получая знания, извлекали из них пользу, но при этом не приписывали ему из этого ничего. Говоря это, он хотел очистить сердце от желания привлечь к себе взгляды, оставив в нем лишь намерение ради Аллаха. Так же имам аш-Шафии говорил: " Я ни с кем не дискутировал, желая чтобы тот, кто дискутирует со мной, ошибся. Я никогда не разговаривал ни с кем, кроме как с целью достижения успеха собеседника, чтоб это направило его на верный путь, дало ему помощь и было для него защитой и покровительством Всевышнего Аллаха. Я не говорил ни с кем, обращая внимание на то, чтобы Аллах разъяснил истину моим языком или его языком. Если я приводил истину или довод кому-либо, и тот принимал его от меня, то я проникался уважением к нему и верой в его любовь к истине. А кто безосновательно оспаривал у меня правоту и назойливо приводил в защиту доводы, тот падал в моих глазах, и я оставлял его ". Это и есть признаки, указывающие на его намерение посредством знаний и дискуссий совершать все ради Аллаха.

От Ахмада ибн Яхья передают, что однажды имам аш-Шафии, выходя с рынка, где торгуют лампами, наткнулся на человека, порочившего имя одного ученого алима. Аш-Шафии, повернувшись к своим ученикам, сказал: "Сохраняйте свой слух от слушания непристойностей, также как вы сохраняете ваши языки от их произношения. Воистину, слушающий - соучастник говорящего. Скверный человек смотрит на самую отвратительную вещь в своем сердце и старается выплеснуть это в ваши сердца. Если слово сквернослова будет брошено ему обратно, то отразивший его обрадуется так же, как огорчился бы произнесший его… Если ты опасаешься в своих деяниях самолюбия, то подумай, чье довольство ты ищешь? Какого воздаяния ты желаешь? Какого наказания страшишься? За какое благополучие благодаришь (возносишь шукру) и какие испытания и беды ты вспоминаешь? И если ты поразмыслишь над одной из этих вещей, то уменьшатся в твоих глазах твои деяния… Кто не уберегает свой нафс, тому не принесут пользу его знания… Кто покорился Аллаху в соответствии с имеющимися знаниями, тот постигнет их совершенную суть".

У имама аш-Шафии спросили: " Когда человек становится алимом? " " Если он досконально освоит религиозную науку и обратиться к остальным наукам, а потом внимательно рассмотрит все то, что было упущено им, тогда он станет ученым ", - ответил он.

Всегда и во все времена богобоязненные ученые, знающие о явном, признавали достоинство и преимущество ученых, обладающих знанием о сокровенном, и обладателей "ильму ладуния" (особые знания, вложенные Всевышним Аллахом в сердца своих праведных рабов).

Имам Шафии, имам Ахмад и алимы своего времени, такие как Суфьяну Саври, ан-Навави, Изу бну Абдусалам, Закарьяль Ансари, ибн Хаджар Хайтами и другие великие ученые, посещали праведных рабов Аллаха из числа авлия вступали под их духовное воспитание.

Имам аль-Газали в "Ихяъ" пишет, что имам аш-Шафии посещал Шийбану ар-Раи и стоял перед ним, как ученик стоит перед учителем, и спрашивал его, что делать как поступать в своих деяниях. У имама аш-Шафии спросили: " Почему такой человек как ты, задает вопросы этому бедуину? " Он ответил: " Поистине, этому человеку посчастливилось получить из знаний то, что мы упустили ".

Имам Ахмад и Яхья ибн Му'ин посещали Ма'руфа аль-Курхи и спрашивали у него ответы на определенные вопросы. А как же иначе, ведь когда Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили, как нам поступать, если мы столкнемся с тем, о чем не написано ни в Коране, ни в сунне, он ответил: " Спрашивайте праведных людей и передайте это на обсуждение (шура) между ними " (ат-Табрани). Поэтому и говорят: " Ученые явного знания - это украшение земли и земного мира, а ученые сокровенных знаний - украшение небес и незримого мира (Малакут) ".

'Абдаллах ибн Мухаммад аль-Балави говорил: " Мы сидели, я и 'Умар ибн Наббата, вспоминая праведных рабов Божьих и аскетов, и 'Умар сказал мне, что не видел никого набожнее и красноречивее Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии, да будет доволен им Аллах ".

Имам Ахмад ибн Ханбал сказал: " Вот уже сорок лет я не совершал ни одной молитвы, в которой бы не просил Аллаха благословить аш-Шафии, да смилуется Он над ним ". Из-за многочисленности ду'а имама Ахмада для имама аш-Шафии сын имама Ахмада спросил его: " Каким же человеком был имам аш-Шафии, что ты просишь за него в каждой молитве? " Ахмад ибн Ханбал ответил ему так: " О, мой сын, аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, был подобно солнцу для этого мира и благополучием для людей ". Также имам Ахмад говорил: " Никто не прикасался к чернильнице не будучи обязанным проявить признательность имаму аш-Шафии ".

Яхья ибн Саид говорил: " Вот уже сорок лет я не исполнял молитвы, в которой бы не просил Аллаха благословить аш-Шафии за все те деяния, которые даровал ему Всевышний, и содействие в строгом придерживании этим знаниям ".

Имам аль-Музани - один из учеников имама аш-Шафии рассказывал, что когда приблизилась смерть имама аш-Шафии, я зашел к нему и спросил, как он себя чувствует. Он сказал: " Я чувствую себя покидающим этот мир и друзей (учеников и последователей), из рога смерти напиток выпивающим и к Всевышнему Аллаху отправляющимся. И я не знаю, куда моя душа попадет в Рай или в Ад ".

От Рабиа ибн Сулеймана передают, что умер аш-Шафии в ночь на пятницу после ночного намаза в последний день месяца Раджаб, и похоронили его на следующий день (в пятницу после послеобеденного намаза) в 204 году по хиджре в Египте в местности Карафат.

Мазхаб аш-Шафии распространился по всему свету. Алимы объединились во мнении, что его знания, набожность, аскетизм, верность, справедливость, щедрость, величие, почет и надежность преобладали над всеми алимами его времени и последующих времен.

В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится, что будет алим из рода курайшитов, который наполнит своими знаниями всю землю. Имам Ахмад и другие алимы сказали, что этот хадис говорит об имаме аш-Шафии, т. к. не было из числа курайшитов другого алима, знания которого распространились по всей земле и за которым следуют миллионы мусульман.

Да будет доволен им Аллах и всеми мусульманами. Амин.
Не мёртво то, что в вечности пребудет, Со смертью времени и смерть умрёт.
Ответить

Вернуться в «ДУХОВНЫЕ НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКА ( САС )»