"Мифы Ктулху" (как их обычно называют) состоят из ряда рассказов Лавкрафта и
произведений тех писателей, которые используют схожие литературные приёмы.
Основной предпосылкой Мифов Ктулху является существование запредельных
сущностей, известных как Великие Древние, тех, что смогут вторгнуться в наш
мир через психические или физические врата "по велению звёзд". Великие Древние
символизируют "Древние Знания", которые предшествуют человеческой цивилизации
и, в человеческом представлении, крайне могущественны и чужды одновременно.
В рассказах Мифов Ктулху утверждается существование всемирной сети
(или заговора) культов, чьи последователи поклоняются Великим Древним и
стремятся ускорить их возвращение на Землю.
Творческое вдохновение Лавкрафта приходило из сновидений, и из его писем
(он вёл обширную переписку с разными авторами) становится ясно, что его всю
жизнь мучили кошмары. В следующей выдержке из письма он описывает кошмар,
связанный с Ньярлатхотепом, одним из Великих Древних:
"Так как я падал в пропасть, то издал истошный крик, после чего видение исчезло.
Мне было очень больно (спазмы во лбу и звон в ушах), но, повинуясь
неосознанному порыву, я бросился к свету и стал отчаянно записывать увиденное.
Проснувшись, я вспомнил все события сна, но полностью утратил невыносимое
чувство страха – подлинное ощущение присутствия отвратительной сущности".
Хотя Лавкрафт и написал многочисленные рассказы ужасов, его творчество стоит
особняком от современной фантастики. В то время как он страстно отрицал
существование оккультных явлений, его сновидения давали ему доступ к широкому
разнообразию оккультных переживаний и идей, которые он не способен был принять,
и поэтому считал Великих Древних злом, а практики последователей их культов
"богохульством". Оккультисты, однако, признают силу образов, вынесенных из сна.
Способность испытывать ясные сны, внутренне последовательные и связанные друг
с другом, является первичным элементом шаманизма, и действительно в некоторых
культурах потенциальные шаманы выявляются по особенностям их сновидений.
Идея, многократно повторяющаяся в произведениях Лавкрафта – сновидение как
психические врата для входящих в человеческое сознание "вибраций" Великих
Древних. Его главные герои иногда посещают "астральные шабаши", где их
инициируют в тайные культы, исполняя разрушающие рассудок обряды, и где они
обретают сомнительные блага Древних Знаний. Подобные опыты довольно обычны
среди магов, работающих в любой системе, и как спонтанные случаи, и как результат
практики "осознанного сновидения" или экспериментирования с психоактивными
веществами. Некоторые Великие Древние предстают перед теми, кто ищет Древние
Знания в сновидениях (или чей поиск в "неведомом" настраивает их на получение
информации от Древних), а наиболее значимый Древний – это Ктулху, крылатое,
большеголовое внеземное создание, тот, кто лежит "во сне смерти" внутри склепа
в городе Р'Лайх, на дне Тихого океана. Рассказ Лавкрафта "Зов Ктулху" повествует
о событиях, связанных с непродолжительным появлением Р'Лайха, которое
предвосхищала волна безумия, прокатившаяся по всему миру, в том виде, в котором
некоторые "чувствительные" люди воспринимают в сновидениях сообщения великого
Ктулху. В Мифах он - повелитель сновидений, и действует как своего рода
посредник между человеческим сознанием и поистине чуждой природой Древних,
таких, как Азатот или Йог-Сотот. Его город Р'Лайх недавно был идентифицирован
с Нан-Мадолом, разрушенным каменным городом, состоящим из искусственных
островков в тихоокеанской области Понапэ. Из Мифов следует, что Р'Лайх построен
по законам сверхъестественной, не-евклидовой геометрии, с необычными углами
и перспективами, которые могут поглотить неосторожного исследователя. Весь город
- это ряд ходов в другие измерения, и может быть рассмотрен как некая форма
Тоннелей Сета Кеннета Гранта. Сверхъестественные углы и математика
интересовали также и Остина Османа Спэйра, который постигал подобные вещи во
снах, но был не способен записать их на бумаге. Р'Лайх есть психические врата к
более глубокому пласту сознания, где сновидения формируют взаимодействие,
в соответствии с которым осуществляется двусторонний поток образов между
бодрствующим рассудком и Глубинным Мышлением.
В рассказах Лавкрафта наибольшая часть Древних Знаний сохранена в собрании
гримуаров, из которых Некрономикон (книга мёртвых имён), который с годами
проявился в различных формах, больше всех пользуется дурной славой. Некрономикон
признан архетипом "Астральных Книг", то есть основными ключами дискурса,
"спрятанными" в мире сновидений, которые могут быть "извлечены" оттуда в
фрагментарной форме художниками, магами и другими видящими. Некрономикон
- это периодически повторяющийся оккультный опыт, широкое разнообразие
письменных вариантов которого было получено с помощью ясновидения или объединения
усилий различных сущностей. В рамках эзотерики существует "Школа Сновидений",
состоящая из множества мест, некоторые из которых выглядят, словно из историй
Мифов Ктулху, где посвящённые контактируют во сне и могут получить доступ к
удивительным артефактам и книгам. Например, несколько лет назад в огромном
монастыре на вершине Плато Лэнга я увидел колоду карт таро, таких запутанных и
пёстрых, что, хотя они и легко вспоминаются даже сейчас, но я совершенно не могу
описать их. "Хранитель" карт согласился показать их, но в то же время цинично
толковал карты, поскольку знал, что я буду не в состоянии вынести их из сна в
реальность. Мир грёз Лавкрафта имеет свою собственную топологию, связанную как
с физическим миром, так и с пространствами, доступными только для опытных и
бесстрашных сновидцев. Изучая эти места, можно пообщаться с их обитателями
о Древнем Знании, посетить неведомое и путешествовать сквозь время и пространство,
используя форму астрального исследования, которая является, прежде всего,
шаманской, то есть постоянно трансформирующейся. Образы изменения формы
встречаются во всех Мифах Ктулху, например, превращение человека в
"Глубоководного" ("Глубоководные" - живущая в море раса амфибий, слуги Ктулху,
связанные с богом Дагоном) или превращение человека в Упыря. Магическая идея
трансформаций в виде восстановления атавизма - это материализация более ранних
"воплощений" человеческого сознания от глубин разума до бодрствующего рассудка.
Лавкрафт указал путь для достижения определённых состояний понимания, которые
связаны с нашими рептильными предками и так называемым "мозгом дракона" -
первичная составляющая системы, которая является местом нашего изначального сознания.
Статья для размышления...
Продолжение следует...