ГАДАНИЕ НА ОГАМЕ

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Угольахмед
Сообщений: 25523
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:45

ГАДАНИЕ НА ОГАМЕ

Сообщение Угольахмед »

Одной из основных функций Огама наряду с магией были предсказания. Причем, если писать на Огаме могли только просвещенные слои кельтского общества (друиды, барды, реже — короли), то гадали на Огаме не только они, но и сельские колдуньи (об этом упоминает Королёв в «Древнейших памятниках ирландского языка»), несмотря на то, что часто они не знали саму письменность, для них Огам был священной системой символов, а не алфавитом.

Существует множество подтверждений того, что Огам использовался в предсказаниях. Так, «Книга Бэллимоут» пишет, что с помощью Огама определяли пол еще не рожденного ребенка. В других источниках упоминается об использовании Огама при рассмотрении дел в суде: бросали на пол деревянные чурки с вырезанными буквами Огама и по результатам судили о виновности или невиновности человека, подозреваемого в совершенном без свидетелей преступлении.

В отрывке книги “Seanchus Mor” речь идет о втором методе гадания на судах. Если возникали какие-то сомнения, вопрос решался при помощи трех деревянных жребиев. Их складывали в мешок, а потом доставали по очереди, на основании того, как они выкладывались, и выносилось решение.

На гадания указывают также выражения “crann-chur” (ирл.), “prenn-denn”, “teuren-prenn” (брет.), которые переводятся как «гадать», но в подстрочном переводе означают: «бросать дерево».

Способов гадания на Огаме существовало несколько. Вероятнее всего они возникали в разное время, но использовались так или иначе все.

С уверенностью можно сказать, что в гадании на огаме никогда не участвовала только одна фэдха (огамический знак). Видимо потому, что это дает слишком большой пласт информации, который нечем скорректировать. Как видно из примеров гадания в судах, использовались как минимум три фэдхи, поскольку три — минимальное число, дающее достаточно уточнений и дополнений. А если мы вспомним, что могут выпасть две фэдхи, одна из которых дополняет вторую, и которые читаются как одна фэдха, число три становится еще более понятным и целесообразным. Использование одной фэдхи было характерно только в магии, так что при всей кажущейся легкости, не советую вам вытаскивать в гадании только один став. Чтобы верно прочитать одну единственную фэдху мастерства нужно больше, чем для чтения целых пяти.

Итак, я опишу известные способы гадания на Огаме в порядке их предположительного возникновения. Повторюсь, что они все рабочие, вопрос в том, какой из них покажется более удобен лично вам.

1. Огамические палочки

Первый способ, он же предположительно самый древний. Говорить об этом с уверенностью трудно, поскольку отсутствуют письменные источники старше средневековых трактатов и огамических камней 1-2 веков, которые о гадании не говорят вовсе.

Самым первым и древним этот способ считается потому, что Огам представляет собой не набор обработанных и подобных ставов, а срезанные наискось ветви деревьев, на срезе фэдхи и вырезались. Во время гадания веточки помещались в сосуд, который потом энергично встряхивался, чтобы несколько фэдх выпали. А после этого смотрели как и какие фэдхи выпали. Скорее всего именно этим способом пользовались в деревнях, хотя подтверждений этому нет.

Чтобы сделать такой огамический набор, брались ветви тиса, березы или по ветке каждого из деревьев Огама.

Выглядит такой набор примерно так:

Изображение

2. Деревянные дощечки (ставы)

Следующие способы связаны с использованием огамических ставов — обработанных кусочков дерева, одинаковых по размеру и чаще всего березовых, реже тисовых. Если с веточками проблема определения верха и низа фэдхи не вызывала сложностей, то со ставами они появляются. Переворачиваясь, первая семья запросто становится второй и сложно понять, что же выпало — Боярышник или Береза. Чтобы не путаться, многие гадающие на Огаме делают засечки вверху става. Это делается не для того, чтобы определить прямые и перевернутые значения, их в огаме нет, а для того, чтобы узнать, какое перед нами дерево.

Ставы выглядят примерно вот так:

Изображение

Некоторые исследователи утверждают, что первые ставы выглядели как 4 чурочки с 4 гранями, причем одна грань была пустой. Это значит так же и то, что при гадании использовалась только семьи согласных фэдх.

Итак, второй способ гадания на огаме, с использованием ставов описан в примерах о судебных разбирательствах. Или вытягивание из мешочка фэдх по очереди, при этом смотрят, какая выпала первой, какая за ней, какая последней. Принцип тот же, что и при составлении огамических связок. Соответственно значение первой фэдхи является базовым, остальные ее корректируют.

3. Бросание ставов.

Третий способ – из мешочка берется горсть ставов, и они бросаются; смотрят, какие оказались открыты и как они расположены относительно друг друга. На мой взгляд, этот способ не очень удобен, поскольку трудно определить ведущую фэдху и принцип коррекции ее значения.

4. Огамическое колесо.

Четвертый способ. Его можно назвать модификацией третьего. Здесь ставы тоже берутся горстью. Впрочем, при бросании могут использоваться и веточки, а не только ставы.

Итак, ставы тоже выбрасываются, но падают они не просто на землю, а на гадательный круг, разделенный на 4 сектора. Другие названия этого круга — окно и колесо, чье существование подтверждается историческими источниками.

Известно, что Друид Мог Руитх в своей прорицательской деятельности пользовался колесом, от которого происходит его имя: «Мог Руитх, откуда взялось это имя? Об этом сказать нетрудно. Ротх, сын Риголла, вырастил его, и этот Ротх был знаменитым друидом, оттого его звали служителем Ротха. Или, скорее, Мог Руитх означает «жрец колес», потому что с помощью деревянных колес он делал свои друидические предсказания» © Coir Anmann.

Эти колеса упоминаются в др. источниках как “roth ramhach” — суковатые колеса. Суковатые или деревянные колеса вероятно могут означать как само физическое колесо, разделенное на сектора, так и указание на дерево Огама. Этот круг или колесо отражено в так называемом окне Фиона из книги Бэллимоут:

Изображение

Вся беда окна Фиона в том, что оно стало предметом домыслов и разнообразных теорий. Нигде не написано, что с ним делать и как. Но учитывая сведенья об использовании колеса при гадании, которое представляло собой круг, поделенный на сектора, мы создали свою собственную теорию, которая кажется нам наиболее близкой к оригиналу.

На окне Фиона изображены фэдхи группы дифтонгов, которые в огаме появились довольно поздно, если уж гласное семейство кажется лишним и утяжеляет систему, то дифтонги и подавно, поэтому мы исключили дифтонги из гадательного круга.

Еще одна беда окна Фиона — современными практиками (вроде Грейвса) главные семейства огама ориентированы по таким праздникам как: Йоль, Мабон, Лита и Остара, а главные кельтские праздники (Самайн, Белтайн, Имболк и Лугнаса) отданы в веденье дифтонгов. Претензий много к этой теории. Йоль и прочие — не исконно кельтские праздники, а Огам не завязан на Колесо года в такой степени. Он связан только с двумя поворотными точками, когда смешиваются миры – Белтайн и Самайн.

Итак, в круге 4 зоны, в том числе и зона дополнительной гласной семьи. Значение фэдхи корректируется в зависимости от того, в какой сектор упадет фэдха.

Понять эту хитрую схемку проще всего на примерах.
Возьмем фэдху Бьех.

Для фэдхи «родной» сектор — верхний правый. И в этом секторе фэдха приобретает исключительно положительные значения — начало нового периода, рост, развитие, жизненная сила, выздоровление и т.п.

Второй сектор — зона Боярышника. В целом движение по кругу происходит по часовой стрелке, и если Бьех (Береза) попадает в зону Хуах (Боярышник), то мы видим движение как бы «от» Бьех, таким образом в зоне Боярышника для Бьех и прочих деревьев ее семейства получаем значения, направленные вовне человека, то есть значения, которые касаются социума и внешней стороны его жизни, не всегда положительные при этом — новое дело, новый период в жизни, смена социального статуса и так далее.

Третий сектор — зона семьи Муин (Виноград), а для семьи Бьех этот сектор противоположен, поэтому в этой зоне мы имеем весь набор отрицательных значений Бьех — Препятствие развитию, цепляние за прошлое и/или привычное, нежелание перемен, отсутствие роста, сниженный иммунитет и так далее.

Четвертый сектор — зона Альма (Пихта). Из этой зоны мы движемся уже к зоне Бьех, поэтому в этом секторе на первый план выходят внутри личностные значения фэдхи Бьех — здоровье, трансформации, личностный рост, взросление и т.п.

Соответственно описанная схема зон действует для всех семей, меняются только внутренние, внешние и негативные стороны в зависимости от семьи.

Так, для Боярышника негативная зона — зона Альма, зона внешнего – Муин, зона внутреннего – Бьех. Для Муин негативная зона — зона Бьех, зона внешнего — Альм, зона внутреннего — Хуах.
Для Альма и его семьи негативная зона — Хуах, зона внешнего — Бьех, зона внутреннего — Муин.
Кроме того, если фэдха попала в центр круга, то читается ее трансцендентное значение. При выпадении нескольких фэдх сразу, первым делом делается коррекция на зону для каждой фэдхи, а потом их взаимосвязь, начиная с наиболее гармоничной фэдхи и далее по часовой стрелке.
Но вообще, это лучше продемонстрировать и попробовать, а не объяснять.
Аватара пользователя
Миран
Мастер Магии
Сообщений: 26553
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:59
Пол: М

Re: ГАДАНИЕ НА ОГАМЕ

Сообщение Миран »

Береза - Очищение, утешение, защита.
Рябина - Победа над черной магией и духами.
Ольха - Противостояние врагу, воинственная колдунья.
Ива - Колдовство, луна, вода, печаль.
Ясень - Могущество и сила. Воинственность.
Боярышник - Защита, богатство, агрессия.
Дуб - Мужество, сила, защита от врага.
Падуб - Рацарь.
Орешник - Правосудие, мудрость.
Яблоня - Совершенство, начало и завершенность.
Виноград - Наслаждение жизнью.
Плющ - Подъем вверх в развитии, радость.
Камыш - Ссора, защита.
Терн - Любовь, семья, защита от духов.
Бузина - Проклятие, связь с феями и эльфами, колдовство.
Сосна - Защита, очищение, неудача пройдет мимо.
Дрок - Процветание.
Вереск - Древо мира, могущество, путешествие.
Осина - Вздохи и стоны.
Тис - Смерть, познание нового, развитие.
Аватара пользователя
skandinavska
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 7839
Зарегистрирован: 26 ноя 2013, 00:58
Пол: Ж

Re: ГАДАНИЕ НА ОГАМЕ

Сообщение skandinavska »

Благодарю Вас Уважаемый мастер Унагдомед за интересную тему.
С уважением.
Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.
Аватара пользователя
Маунт
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 8219
Зарегистрирован: 08 июн 2016, 11:11
Пол: М

Re: ГАДАНИЕ НА ОГАМЕ

Сообщение Маунт »

Благодарю Вас уважаемые Мастера Унагдомед и Миран за интересную тему. С уважением.

[ Post made via Android ] Изображение
Знание без практики мертво !
Аватара пользователя
Svetlana.Vendina
Сообщений: 2133
Зарегистрирован: 05 июл 2013, 23:14

Re: ГАДАНИЕ НА ОГАМЕ

Сообщение Svetlana.Vendina »

Благодарю Вас уважаемый Мастер Миран за тему , буду к ней возвращаться не раз , потому что новое для меня , вопрос второе сообщение Ваше Мастер расскажите о правильности применения всех деревьев , их можно применять в месте или каждый вид отдельно .
С уважением .
Аватара пользователя
lilyY
Сообщений: 892
Зарегистрирован: 30 май 2013, 11:44

Re: ГАДАНИЕ НА ОГАМЕ

Сообщение lilyY »

Благодарю Вас за новые знания

[ Post made via iPhone ] Изображение
Аватара пользователя
фея888
Сообщений: 1816
Зарегистрирован: 18 ноя 2014, 18:58
Пол: Ж

Re: ГАДАНИЕ НА ОГАМЕ

Сообщение фея888 »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Унагдомед, за интересную тему.
С уважением.
Аватара пользователя
Гелуня
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 10303
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 02:45
Пол: Ж

Re: ГАДАНИЕ НА ОГАМЕ

Сообщение Гелуня »

Благодарю Вас, Уважаемый Мастер Унагдомед, за интересную тему.
Благодарю Вас, Уважаемый Мастер Миран, за дополнение.
С Уважением.
Аватара пользователя
Ramzes Ra
Сообщений: 2728
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 01:08
Откуда: New Orleans
Пол: М
Контактная информация:

Re: ГАДАНИЕ НА ОГАМЕ

Сообщение Ramzes Ra »

Уважаемый Мастер Unagdomed! Уважаемый Мастер Миран! Я благодарю Вас за интересную и познавательную информацию об Оракуле Огаме!

С уважением!
«Еще есть дороги, что ведут к Богу и его Ангелам. Только успейте вступить на эту тропу». Святой Киприан.
Аватара пользователя
Spixer
Сообщений: 116
Зарегистрирован: 16 фев 2016, 16:17
Пол: Ж

ГАДАНИЕ НА ОГАМЕ

Сообщение Spixer »

Было очень интересно почитать. Благодарю за материал.
Ответить

Вернуться в «Друидизм»