Постер фильма "ВИЙ", 1967г
Экранизации произведений таких талантливых отечественных мастеров мистики, как Н.В. Гоголь и М.А. Булгаков, всегда несли в себе угрозу для актёров не только на съёмочных площадках, но и в обычную закадровую жизнь артистов превносили довольно много не очень положительных моментов, наполненных всеми оттенками чёрного. И дело здесь не в сложности исполнения трюков каких бы то ни было, а в самой настоящей мистике, объяснение которой найти... мало кто может, скажем так.
И остановимся мы сегодня на экранизации детища Н.В.Гоголя — повести "ВИЙ".
Не берусь обсуждать, что случалось на съёмках современного шлака (это моё сугубо личное мнение о этих суррогатах) по мотивам бессмертного произведения, но съёмки старого советского "Вия", режиссёры которого Георгий Кропачев и Константин Ершов, были переполнены чередой мистических событий, перед которыми платформа атеизма и материализма советского человека рушилась, точно карточный домик.
В первый год проката картины "Вий", премьера которой состоялась в 1967-ом году, отечественный фильм ужасов занял дьявольское и почётное 13-ое место по количеству проданных билетов. И это для фильма, овеянного мистификацией и разного рода дурными слухами, символично более чем.
Если у Михаила Афанасьевича Булгакова в романе "Мастер и Маргарита" мы видели обозначение "нехорошая квартира № 50", то на съёмках Гоголевского "Вия" имело место обозначение "нехорошая роль" и это — роль панночки-ведьмы, которую отыграла "спортсменка, комсомолка, и, наконец, просто красавица" Наталья Варлей, попавшая, кстати, в "дьявольский" фильм не сразу.
На роль ведьмы пробовались несколько актрис, и вначале была утверждена Александра Завьялова, которую внезапно скосила болезнь после первой же съёмочной смены, но роль у актрисы отбирать не стали и приняли решение, покамест Завьялова будет поправлять здровье, снимать сцены с Хомой Брутом, роль которого исполнял Леонид Куравлёв. Поправившись, Александра вновь прибыла в студию, где её загримировали под ведьму и приготовились продолжить съёмки... Но, не успел нуменатор издать привычный щелчок, отбивающий дубли, как Завьяловой вновь стало резко плохо. На съёмочной площадке вновь звучит команда "Стоп"... После звонка в "Мосфильм" мужа Александры Семёновны, с "нехорошей" роли актрису сняли, но сняться в нескольких сценах она всё же смогла и они были вмонтированы в окончательную версию картины. Однако же, иные говорят, что Завьялова была занята в другой роли и в другом фильме, поэтому от съёмок в "Вие" отказалась из-за занятости именно, а не из-за проделок нечистой силы, верить в которую во времена СССР было не положено. Кто знает теперь, как там было на самом деле...
Снова начался поиск новой актрисы. Между тем дурная молва о "Вие" начала распространяться в актёрской среде и даже на пробы, а не то, чтобы сыграть мёртвую паночку, никто не спешил. Но, как известно, свято место пусто не бывает и второй претенденткой на роль ведьмы стала Жанна Болотова. Резко заболела и она, по этой причине оставив затею сниматься в фильме. И вновь место на роль ведьмы вакантно. Будто некая сила намеренно останавливала весь съёмочный процесс.
۞IiIiIiIiI۞IiIiIiIiI۞
И вот в актёрский состав фильма влилась Наталья Варлей.
Руководители съёмочного процесса мешкать не стали и быстренько с артистки сняли мерки для гроба, в котором, как известно нам всем, ей вобразе мёртвой ведьмы, положено было лежать и летать, по сюжету произведения и по сценарию.
Первый инцидент с Натальей Варлей, как раз-таки и произошёл во время съёмок летающего гроба на приличной высоте, из которого актриса выпала, когда тот начал кружиться. Серьёзных травм удалось избежать лишь потому, что находившийся рядом Куравлёв смог буквально её поймать.
Уже после выхода фильма в жизнь Натальи Варлей ворвалась внезапная болезнь, затем неприятности начали охватывать, как личную жизнь, так и профессию актрисы, и ведь действительно, у столь талантливой Варлей только две яркие роли на слуху: Нина из "Кавказской пленницы" и панночка из "Вия".
После выхода фильма Наталья Варлей приняла крещение в храме, но связь решения покреститься с чёрной полосой из-за роли ведьмы актриса не раз сама отрицала.
۞IiIiIiIiI۞IiIiIiIiI۞
Помните момент в фильме, когда в последнюю ночь отпевания в церкви, панночка приподнялась в гробу и начала скороговоркой читать заклинание?
Звучало оно так:
"Заклинаю тебя гайдуком,
пёсьим хвостом, нетопырём!
Заклинаю тебя, заклинаю!
Заклинаю тебя, заклинаю!"
Вы будете удивлены, как и я был удивлён, когда интресовался об этом у одного из Мистериоров нашего Проекта ОТЗ https://otzvip.ru/ , но слова эти взяты из настоящего ведьмовского заклинания и про то нигде не сказано и нигде не написано. К слову сказать, что снимали "Вия" в Богородчанском районе Ивано-Франковской области (Украина). Не исключено, что кому-то посчастливилось пообщаться с местными, если и не с колдунами, то с теми, кто что-то тайное знал. Деревянная церковь, в которой снимали все ключевые сцены, сгорела спустя 40 лет после съёмок фильма, символичен сорокалетний срок или нет, решать вам, однако пожар произошёл в вечернее время, когда церковь была закрыта и очаг возгорания был внутри, а не снаружи. Впрочем, всё списали на неисправность электропроводки.
Показ фильма "Вий" не раз являл широкой публике странные случаи во время морского круиза Натальи Варлей, по случаю которого и решили организовать вечерний сенс картины. Прямо перед началом разбушевалось море и показ решили перенести на другой день. Но и потом история повторилась, прошло не так много времени от начала фильма, как море вновь стало показывать свой грозный нрав и теплоход начал крениться набок. По просьбе самой Варлей трансляцию прервали и только тогда море успокоилось.
۞IiIiIiIiI۞IiIiIiIiI۞
В заключение я хотел бы сказать, что успех "Вия" 1967 года не смогли не то что превзойти, но даже и повторить, несмотря на наличие современного обородования и возможностей компьютерной графики; да и не в электронной технике дело, всё-таки, по-моему мнению, сюжетную линию такого произведения, как "Вий", в которое Н.В. Гоголь вложил свой опыт мистического переживания, не следует искажать какими-то нововведениями или изменениями.
В одной из сцен по лицу лежащей в гробу мёртвой панночки катится кровавая слеза. И эта капля крови — единственная за весь фильм, который спустя полвека продолжает передавать зрителям ту Квинтэссенцию, которую вложил Гоголь в своё произведение "Вий" в далёком 1835 году.
© Афескот, 2020 год.
Проект "Общество Тайных Знаний", https://otzvip.ru/