Суфии, маламати и каландары

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
RIGDEN
Магистр Приора ОХЗДС
Сообщений: 1041
Зарегистрирован: 28 июн 2016, 00:27

Суфии, маламати и каландары

Сообщение RIGDEN »

1.jpg
Различие между суфием и дервишем (факир) — это различие между теорией и практикой. Суфий следует мистической теории или доктрине, а дервиш проделывает мистический Путь. Несом­ненно, что дервиш одновременно и суфий, и теоретически меж­ду ними нет существенной разницы. Суфий - это дервиш, а дервиш — это суфий, так как нельзя отделить одного от другого, но на практике акценты распределяются неравномерно: суфиев обычно отличает творческий ум и созидающее воображение, при­мер чему Ибн ал-Араби, в то время как остальные дервиши, в первую очередь, полны эмоций и жажды деятельности. Но в обоих случаях мы встречаем суфиев и дервишей, которые обходятся без наставников и которые полагаются исключительно на самих себя (правда, нередко допускается наличие духовного наставника), чтобы в пассивной или в активной форме достичь полного унич­тожения своего «Я» и непосредственного растворения в божествен­ной реальности. Одни этого достигают с помощью интеллекту­альных упражнений, а другие — психофизической практикой. Ибн Аббад из Ронда (1333—1390) был приверженцем шазилийа, но в письме к Абу Исхаку аш-Шатиби, который хотел знать его мнение насчет того, непременно ли нужен шейх-наставник, он писал, что на своем духовном пути он больше руководствовался суфийскими трактатами, нежели шейхами. Многие из тех, кто обходится без здравствующих наставников, признают духовных пастырей.
Существенно также выяснить различие между суфием и при­верженцами маламатийа. В этом вопросе много путаницы. Абу Абдаррахман ас-Сулами (ум. 412/1021) считал сторонников маламатийа («достойных порицания») рабами Божьими высшего ран­га, стоящими как над юристами-законниками (фукаха), так и над гностиками (ахл ал-ма'рифа). Эти последние относятся ко второй категории — хавасс, и называет он их суфийа, но это скорее «из­бранные» или «привилегированные», чем простые суфии, кото­рым Бог даровал особые знания о себе и которые могут совершать карамат (чудотворение) и проникать в сокрытые тайны.

Маламати — это суфии. Ас-Сулами в трактате «Рисалат ал-маламатийа» пишет о них: «В основы их учения входит строгое руководство, осуществляемое су­фийским главой (имам мин аиммат ал-каум), к чьей помощи сле­дует прибегать во всех случаях, касающихся мистического знания и опыта».

Нубиец Зу-н-Нун и житель Мерва Бишр б. ал-Харис (ум. 277/ 841) хотели бы прослыть основоположниками учения маламатийа, но истинные истоки его происхождения нужно искать в Нишапуре (город в Иране). Не следует считать, что это учение сильно отличается от тасаввуфа(суфизма), ибо это просто нишапурская школа мистицизма. В число последователей маламатийа ас-Сулами включает Сахла ат-Тустари, Йахйу Ма’аза ар-Рази и Абу Йазида ал-Бис­тами, которому он приписывает постулирование доктрин, ха­рактерных для этой школы.

В жизни суфия большую роль играет таввакул («упование на Бога», Коран, LXV, 3), а это влечет за собой инкар ал-касб («раз­рыв привычных уз и уход от действительности»), т. е. обучение и руководство, осуществляемые шейхом, и даже подчинение ему, скрепленное клятвой и облачением в хирку, регулярные упраж­нения зикр и сама. Все это отрицают сторонники маламатийа, во всяком случае теоретически. В основе учения маламатийа лежит догмат полной ничтожности человека перед Богом. В отли­чие от суфия, истинный маламати скрывает свои успехи в духов­ной жизни. Он стремится очистить себя от мира и его страстей, еще живя в этом мире. Шихабаддин ас-Сухраварди пишет : «Счи­тается, что маламати — это тот, кто никогда не кичится своими добрыми поступками и не скрывает дурных мыслей». Он пояс­няет это следующим образом: «Маламати — это тот, чьи вены насыщены чистой добродетелью, кто по-настоящему искренен, кто не хочет, чтобы знали о его экстатических состояниях или опыте».

Маламати готов сносить презрение людей, лишь бы ра­створиться в Боге. И если суфий живет ала-т-таваккул, уповая на то, что Бог позаботится о нем, маламати зарабатывает свой хлеб (его «законное» пропитание дается только трудом), погру­женный в Бога, даже когда занимается мирскими делами. Он не афиширует своих поступков и не принимает участия в публичных радениях зикра. Путаница часто проистекает из-за того, что мно­гие авторы-мистики стремятся рассматривать сторонников маламатийа как квиетистов (мутаваккилун) среди суфиев и даже как людей, которым не хватает воли и дисциплины, необходимой для преодоления терний мистического Пути, тогда как мутавак­килун — это те же суфии. Помимо всего прочего, они смешива­ют маламати с каландарами. Дальнейшее изложение покажет их неправоту.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
" الوقت كالسيف ان لم تقطعْه قطعك "
Аватара пользователя
alehadro
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 6943
Зарегистрирован: 17 мар 2015, 22:36
Пол: М

Re: Суфии, маламати и каландары

Сообщение alehadro »

Уважаемый Магистр RIGDEN выражаю сердечную
признательность за тему о суфиях ,маламати и
каландарах.
С Уважением.
Не верь тому ,кто говорит красиво,в его словах всегда игра.
Поверь тому ,кто молчаливо,творит красивые дела. Омар Хаям.
Аватара пользователя
Faruh
Сообщений: 604
Зарегистрирован: 09 июн 2013, 23:39

Re: Суфии, маламати и каландары

Сообщение Faruh »

Ассаламу`алейкум ва рахматулла ва баракату! Уважаемый Магистр RIGDEN, благодарю Вас за тему о суфиях! С уважением!
Аватара пользователя
vnydry
Сообщений: 2598
Зарегистрирован: 21 сен 2013, 12:41
Пол: Ж

Re: Суфии, маламати и каландары

Сообщение vnydry »

Благодарю Вас за тему, уважаемый Магистр Ригден.
Аватара пользователя
Zhannetta
Сообщений: 1198
Зарегистрирован: 01 май 2013, 14:49
Пол: Ж

Re: Суфии, маламати и каландары

Сообщение Zhannetta »

Благодарю, уважаемый, Магистр RIGDEN за статью о суфии, маламати и каландары.
С уважением.

[ Post made via Android ] Изображение
Аватара пользователя
Тиа
Сообщений: 14301
Зарегистрирован: 03 май 2015, 16:35
Пол: Ж

Re: Суфии, маламати и каландары

Сообщение Тиа »

Благодарю Магистр RIGDEN, за тему, хотя только в сказках читала о дервишах. С уважением.
Аватара пользователя
Рита 123
Сообщений: 5472
Зарегистрирован: 25 май 2013, 08:47
Пол: Ж

Re: Суфии, маламати и каландары

Сообщение Рита 123 »

Благодарю Вас за тему, уважаемый Магистр Ригден.

[ Post made via iPhone ] Изображение
Бочка желаний бездонна, и ее никогда не наполнить до верха. Вещи не дарят счастья. Истинное счастье идет изнутри.
Ответить

Вернуться в «Культура и традиции Средней Азии»