СКОПНИЧЕСАЯ ЕРЕСЬ НА РУСИ

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Belsiger
Сообщений: 1494
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:32
Откуда: Новосибирская область

СКОПНИЧЕСАЯ ЕРЕСЬ НА РУСИ

Сообщение Belsiger »

«Скопцы» селились крупными общинами, которые они сами называли «кораблями». Как правило, сектанты держали трактиры и постоялые дворы, куда пристраивали симпатичных девушек для того, чтобы привлекать мужчин. Будучи очень зажиточными, сектанты вовсю использовали элемент материального стимулирования новообращенных: ссужали деньгами, помогали с заведением своего дела и т. п. Предания повествуют об их удивительно красивых сектантских «распевах», которые служили, очевидно, важным элементом самогипноза, способствовавшего погружению человека в транс.
Абсолютно достоверно то, что скопцы широко использовали в своей практике химические препараты одурманивающего действия. Опаивание людей растворами экстрактов болиголова, волчьей ягоды и прочих весьма ядовитых растений применялось скопцами для того, чтобы вызывать галлюцинации, обездвиживание либо анестезию.

Когда его казнили в 1827 году, Ферапонту Казанцеву, купеческому приказчику из Рязанской губернии, было всего 26 лет. Последние слова этого местного «апостола» одной из самых изуверских тоталитарных сект позапрошлого столетия звучали непримиримо. Он заявил, что воскреснет на третий день и вернется на землю во главе «небесного воинства», освободит всех своих братьев по скопческой ереси и жестоко отомстит обидчикам.
«Второго пришествия» безумного скопца, ясное дело, не состоялось, зато вскоре после публичной казни рязанца начались массовые гонения на сектантов — позднее в среде царских историков их назвали «охотой на евнухов»…
«Белые пятна» истории
Эта загадочная страница истории нашего края до сих пор мало изучена историками и краеведами. Что же известно достоверно?
...Конец XVIII века. На просторах Российской империи начинает набирать обороты скопческая ересь. В истории церковного раскола это движение стоит особняком. Его ложная «идеология» восходит к Евангелию от Матфея, в котором сказано о «скопцах для Царства Небесного». Неверно истолковав слова Священного Писания, родоначальники секты тем самым спровоцировали череду изуверских преступлений, длившихся около двух веков. Причем совершались они — и это самое страшное — с добровольного согласия «зомбированных», как бы сейчас сказали, жертв. Скопцы практиковали кастрацию своих адептов (как мужского, так и женского пола) для того, чтобы сделать людей неспособными к продолжению рода и подавить «греховное» влечение. Понятно, что своих собственных детей у не способных к деторождению сектантов быть не могло, поэтому новых членов общин они вербовали «на стороне». Невероятно, но учение скопцов пользовалось огромной популярностью среди крестьян, мещан, купцов и даже дворян. Распространялось оно по России с огромной скоростью. Что побуждало тысячи людей бросать свои дома, семьи и «идти под нож» к фанатикам — до сих пор остается неясным для современных исследователей.

Фабрика зомби
...Итак, на дворе — 1801 год. Подходит время очередного рекрутского набора на государеву службу. И тут вдруг в Священный синод из нескольких губернских правлений, в том числе из рязанского, приходят странные донесения. В них указывается, что ряд крестьян — из тех, кому предполагалось «забрить лбы» в армию, — к несению строевой службы негодны по причине оскопления. И во время осмотра «оные еретики своими грязными устами премного хулили церковь», заявляя, будто они принадлежат к «особой, правильной вере». Синод не на шутку встревожился. Еще бы! Ведь сообщения поступили почти одновременно из разных губерний, разных географических точек. А значит, налицо новая и быстро развивающаяся ересь. Наносящая, помимо всего прочего, прямой вред физическому здоровью подданных империи. Из Петербурга на места срочно выехала специальная комиссия по расследованию «скопческого дела». Односельчане рекрутов-сектантов были подвергнуты дотошным допросам. И буквально в течение месяца удалось выявить широкую сеть скопческих общин, разбросанных по Орловской, Тамбовской и Рязанской губерниям.

Дурман «божьего дедушки»
На том раннем этапе «дела скопцов» было арестовано 324 сектанта. Их лидеры (всего 8 человек, из них двое — уроженцы Рязанщины) были пороты кнутами и отправлены на поселение в Сибирь. Остальных отпустили по домам — без телесных наказаний и каких-либо поражений в правах. Собственно, первая волна репрессий против адептов скопческой ереси на этом и завершилась. Смута в деревнях вроде поутихла, и все вернулось на круги своя. Как выяснилось, до поры до времени...
Дело в том, что следствию не удалось установить, кто же именно был самым главным зачинщиком, кто сформировал это еретическое учение и создал первые общины сектантов, наконец, кто внушил своей пастве преступную мысль о необходимости оскопления для того, чтобы достичь царствия небесного. Кондратию Селиванову — именно так звали тайного главу секты — удалось ускользнуть из рук Синода. Несколько лет подряд он скрывался по городам и селам российской глубинки. Как удалось выяснить позднее, глава секты в тот период был известен под разными именами — Мартын, Андрей, Фома, Андриян, Иван… Что называется, прирожденный конспиратор! Однако через пару лет этого «подпольщика» все же удалось поймать. Произошло это в селе Кузьминки Рязанской губернии. Сектанта задержали власти по указанию приходского священника. Как выяснилось, Селиванов одурманил ядом своего лжеучения крестьянскую семью, и родители, прельстившись его речами, согласились оскопить двоих своих чад мужского пола…

В паутине лжеучения
Кондратий Селиванов был арестован, отправлен на каторгу, но по дороге бежал и вновь пошел скитаться по Руси, оболванивая темных крестьян и создавая в каждом селе или деревушке, через которую он проходил, «ячейку» своих последователей. По фальшивому паспорту этому авантюристу удалось добраться до Санкт-Петербурга, заинтересовать необычными проповедями падкий на все необычное высший свет столицы и даже, как гласит легенда, втереться в окружение императора Александра I. Селиванов, объявивший себя на тот момент «живым богом» и написавший неграмотный сборник пророчеств «Страды», оскопил князя Чернышева и стал склонять к оскоплению самого царя. Узнав об этом, дворцовые гвардейцы, на свой страх и риск, арестовали фанатика и отправили его на каторгу. А сама секта скопцов была объявлена особо опасной, так же как в наше время печально известная «Аум Сенрике».
Но к этому моменту (1816 год) скопцы уже распространились по России. Рязанская губерния занимала 4-е место в империи по количеству лиц, подверженных этой ереси. Сохранилась докладная записка рязанского губернатора (1817 год), в которой он пишет царю, что всего в нашей губернии выявлено 415 сектантов этого толка. В ответ император повелел объявить рязанским скопцам, что с теми из них, кто будет скрывать, кем оскоплен, полиция будет поступать безжалостно, а чистосердечно признавшихся не будет преследовать. Однако рязанские еретики упорствовали, запирались и не желали называть имени своего оскопителя. Власти приняли карательные меры. В трех селах, где располагались наиболее крупные общины, — Полково, Наумово и Березово — вспыхнули сектантские бунты. Без жертв не обошлось. В результате боевых действий с участием полиции и регулярных войск все скопцы были схвачены, осуждены и отправлены в Сибирь. А их «апостол», один из учеников Селиванова — рязанец Ферапонт Казанцев, был казнен путем повешения.

Антон СУМИН.

Уберите врата царей ваших и воздвигните врата вечные, и войдет Царь славы!
Ответить

Вернуться в «*Общение»