Смерть в мифологии древних славян

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Asmodeus_16
Сообщений: 698
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:58

Смерть в мифологии древних славян

Сообщение Asmodeus_16 »

Славяне полагали, что душа расстается с телом, когда к человеку приходит смерть. В преданиях она описывается чаще всего как старая женщина с большими зубами, костлявыми руками и ногами, в белом саване, с заступом, граблями, пилой и косой за плечами. Пилой она отпиливает умирающему человеку руки и ноги, а косой отсекает голову.

По другим преданиям, с кончика ее косы капает яд. Когда одна из ядовитых капель попадает на человека, он умирает. Часто Смерть изображали в виде человеческого скелета с провалившимся носом, одетого в покрывало, с косой в руках.

Смерть живет в подземном мире, в собственном большом доме, где горит несметное количество свечей, каждая из которых – чья-то жизнь. У тех, у кого жизнь только началась, свечи едва обгорели, у тех, кто находится на середине жизненного пути, свечи сгорели наполовину, у тех, кто должен скоро умереть, остались одни еле теплящиеся огарки. Как только свеча гаснет, человек умирает. Смерть убирает догоревшую свечу, а на ее место ставит новую – для только что рожденного человека.


В дом, где лежит тяжело больной или умирающий человек, Смерть является в самых разных обликах, а чаще всего в виде человека в белом. Но смерть может показываться в виде животного или птицы.

Вот вам загадка:
“Сидит птичка,
На поличке,
Она хвалится,
Выхваляется,
Что никто от нее не отвиляется -
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.”

Отгадка, не сомневаюсь, ясна.

Смерть в мифологии древних славян - МоренаЛюди часто думают, что Смерть, пришедшую за человеком, может увидеть только сам умирающий, а другие ничего не замечают.

Посещение Смерти не всегда означает кончину человека – если Смерть, придя к больному, стоит у него в ногах, он выздоровеет, если в головах – умрет. В народе известны легенды о людях, которым удавалось прогнать явившуюся к ним Смерть и прожить после ее посещения еще длительное время.
Аватара пользователя
Ona
Сообщений: 1024
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:51

Смерть в мифологии древних славян

Сообщение Ona »

По представлениям древних славян на небе жили высшие боги, на земле – духи природы, под землёй обитали злые демоны. Вероятно, такая структура возникла не сразу. Вначале был культ духов природы, духов покровителей человека, духов предков. Затем сформировались образы богов, список которых постепенно пополнялся. Человек совершенствовался, а духи и боги всё более очеловечивались.

Богам солнца, жизни и любви, земного царства противопоставлялись боги смерти и подземного царства ... Среди них – Чернобог , властитель подземного мира, представитель тьмы. С ним связаны отрицательные понятия «чёрная душа» (человек, погибший для благородства), «чёрный день» (день бедствия).

Одним из главных служителей Чернобога был Вий ( Ний). Он считался судьёй над мёртвыми. Славяне никогда не могли примириться с тем, что те, кто жили беззаконно, не по совести, обманывая других, и несправедливо пользовались не принадлежащими им благами, не наказаны. Они искренне верили, что отомстится, отольётся чужое горе хоть не на этом – так на том свете. Как и многие народы, славяне полагали, что место казни для беззаконников внутри земли. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы. Этот бог считался насылателем ночных кошмаров, видений и привидений, особенно для тех, у кого не чиста совесть.

С сезонной смертью природы во время зимы связан Кащей – божество подземного царства. Он символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы. Кащей – не настоящий бог смерти, власть его недолговечна.

Настоящей богиней смерти была Мара (Мор). Отсюда, вероятно, слова «умереть», «смерть», «мрут», «вымирают», «мёртвые». У славян были также трогательные образы женских божеств смертной печали Карны (ср. окарнать, постигла кара) и Жели - Кручины и Журбы (в других племенах), - воплощавших беспредельное сострадание. Считалось, что одно лишь упоминание их имён (пожалеть, жалость) облегчает души и может спасти от многих бедствий в дальнейшем. Не случайно в славянском фольклоре так много плачей и причитаний. Корень «три» связан с отрицанием неблагоприятного признака – «нечёта», как символа несчастья, именно поэтому он часто встречается в заклинаниях.
Ответить

Вернуться в «*Общение»