Вся практическая каббала построена на знании божественных имен. Тот, кто владеет именем и может правильно его применить, может творить чудеса. В средние века каббалисты, которые обладали тайным знанием тетраграмматона и других имен Бога и с помощью этого знания могли творить чудеса получили титул Баал Шем (בַּעַל שֵׁם) - владеющий именем, именем Бога.
Представление о Ба‘ал-Шеме было распространено в народе и в литературе, в основном в каббалистической и хасидской. Начиная с 16 в., много Баал-Шемов появилось в Германии и Польше. Некоторые из них были известными раввинами и талмудистами, как, например, Элияху Лоанс, живший во Франкфурте и Вормсе, Элияху Баал-Шем из Хелма и Зекель Ицхак Лейб Вормсер (Баал-Шем из Михельштадта, 1768–1847). Некоторые Баал-Шемы посвятили себя исключительно каббале. Деяния Баал-Шемов приобретали легендарный характер. Время от времени возникали легенды о Баал-Шемах, не существовавших в действительности. Считалось, что пользоваться такими способностями для совершения чудес может лишь обладатель полного имени божьего, получивший на это особое разрешение небес. Бааль Шемам приписывалась способность создавать големов, изгонять демонов, останавливать пожары или даже рассеивать толпы погромщиков, произнеся только одно тайное имя Бога.
Наиболее известным носителем этого имени был основатель хасидизма Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов («владеющий добрым именем»). Разъезжая по еврейским местечкам Подолии и Восточной Галиции, Исраэль бен Эли‘эзер занимался врачеванием (в частности, душевных недугов) как средствами народной медицины, так и с помощью амулетов и талисманов. Именно с него берет свое начало учение хасидизма.
Согласно преданию (Вав Талм. Шаббат. 104б) Иисус также был по сути Баал Шемом, он «вывез магию из Египта в царапинах на теле», то есть в виде татуировки 72-кратного имени Бога – Шемхамфораша у себя на теле. История об этом раскрывается в книге, называемой Толдот Йешу. Сразу оговорю, что книга вовсе не является канонической где бы то ни было, это скорее запись сказаний и легенд. Материалы, содержавшиеся в тексте, являются записью устного еврейского фольклора II — VI веков. Эти тексты были широко известны в Европе и на Ближнем Востоке начиная с IX века. Архиепископ Лиона Агобард упоминает об их существовании в своём труде Об иудейском суеверии (лат. De Iudaicis Superstitionibus, 826 год). Она рассказывает о том, что когда Иисус был ребенком, во время своей бар-мицвы (аналог совершеннолетия), когда он пришел с родителями в Иерусалим, он пробрался в Святое Святых Иерусалимского Храма и услышал, как ангелы произносят Имя Божие и используют Его (в некоторых источниках говорится Тетраграмматоне, а не о Шемхамфораше, что впрочем, не очень важно, ведь Шемхамфораш является развернутым Тетраграмматоном). Он знал, что когда выйдет оттуда, ангел сотрет Его память. И поэтому взял кусочек кожи и нацарапал на нем произношение Имени Божьего, разрезал свое тело и засунул эту запись себе под кожу, и затем, с помощью Имени Божьего залечил рану (в других вариантах нацарапал прямо на своей коже, что тоже, впрочем, не имеет значения). И когда он вышел из Святого Святых, ангел стер его память, и он забыл Имя Божье и как оно произносится, но помнил, что засунул что - то под кожу. Он снова вскрыл рану, и вот у него была сила Имени Божьего.
Цельс, например, упоминает эту историю в несколько ином ключе: Иисус, «нанявшись по бедности поденщиком в Египет и искусившись там в некоторых способностях, которыми египтяне славятся, вернулся, гордый своими способностями, и на этом основании объявил себя Богом» (Цельс у Оригена. — Orig.CC.I.28). К этой истории очень разное отношение, как в христианстве, так и в иудаизме, но в данном случае нам интересен египетский след и само по себе значение обладания именем Божием. Ведь в египетской мифологии мы тоже находим историю с именем верховного бога-создателя…
В соответствии с египетским мифом, когда Гор – сын Исиды подрос, Исида захотела сделать его могучим и непобедимым в любой схватке. Для этого нужно было, чтоб Ра отдал Хору своё Око Уаджет - как символ власти и как урей, уничтожающий злых демонов. Надо сказать, что Ра к тому времени стал уже дряхлым стариком: руки его тряслись, губы дрожали, изо рта на землю капала слюна. Исида собрала эту слюну, смешала её с пылью и песком и из этой смеси создала змею в виде стрелы, которую положила на дороге, по которой, осматривая свои владения - Верхний и Нижний Египет, часто ходил солнечный бог.
Змея ужалила великого бога! Ра закричал от невыносимой боли. Ра попросил привести к нему всех богов: может быть, кто-нибудь из них знает магию и сможет его излечить? Боги пришли. Среди них была и Исида. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей своё тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной.
Яд жёг, разгораясь, и его пламя было сильнее пламени огня. Ра понял, что нет у него другого выхода, как открыть Исиде своё тайное имя. Скрепя сердце, солнечный бог велел всем остальным богам удалиться и, оставшись с Исидой наедине, сообщил ей своё сокровенное имя. Он не произнёс его устами, а передал Исиде из сердца в сердце, поэтому сокровенного имени Ра никто, кроме Исиды, не узнал. И когда он сообщил своё имя, Исида, великая чарами, сказала: «Истекая, яд, выходи из Ра, Око Гора, выходи из Ра и засияй на его устах. Это заклинаю я, Исида, и это я заставила яд упасть на землю. Воистину имя великого бога взято у него, Ра будет жить, а яд умрёт; если же яд будет жить, то умрёт Ра».
Теперь, зная сокровенное имя Ра, Исида обрела великое могущество и могла наделить могуществом своего сына Гора.