Мотив запирания, а отсюда ключ и замок, в первую очередь стали использовать в древних обрядах охранительной магии. В основе - естественное восприятие замка и ключа как предметов, обеспечивающих защиту. Ключи широко использовали как амулет уже этруски и древние египтяне. Ключ как символ богатства и сохранности использовали в различных языческих культах оседлые народы, населявшие европейскую часть бывшего СССР.И в наши дни, если верить гороскопам, ключ как талисмана могут использовать люди, родившиеся под знаком Водолея.
Символы замка и ключа часто встречается в архаических обрядах – заговорах. Характерны т. н. “закрепки” заговоров типа: «Будьте мои слова плотно на плотно, крепко на крепко- к моим словам ключ и замок, и булатна печать»- «Зажигаю я 7 свечей, Закрываю я на 7 ключей»- «… как у замков смычки крепки, так мои словеса крепки»- «…Замыкаю мои приговорнъя словеса замком- а ключ кидаю в море-окиян под горюч камень Алатырь. Как морю не усыхать, камня не видать, ключей не доставать, по конец века».
Старинная метафора уподобляла губы и зубы замкам: "Губы да зубы — два запора". Соответственно, язык уподоблялся ключу, отпирающему тайны души, ведь мысль человека скрыта (заперта), пока не будет высказана языком. Поэтому, «Держать язык за зубами» эквивалентно «Держать рот на замке».
В заговорах, чтобы указать на крепость, нерушимость «заповедного» слова, употребляли следующие выражения: "Голова моя — коробея, а язык — замок", "Тем моим словам губы да зубы — замок, язык мой — ключ- и брошу я ключ в море, останься замок в роте". Одна и причин такого восприятия в мифологии. В языческих верованиях молния не только оружие бога-громовержца (громовника) но и своеобразный огненный язык, ключ, с помощью которого отмыкаются его уста, и раздается громовое слово. У всех народов в таком «слове» искали волю бога. У славян Перуна, у греков - Зевса, у римлян Юпитера…
Поэтому, ключ часто использовали как эмблему безмолвия. Аналогия между ключом и языком также призывает говорить об отсутствующих (покойных) только хорошее или вообще молчать, "запирая плохое". В трагедии "Эдил в Колоне" древнегреческого драматурга Софокла (Vв. до н.э.), хор поет о "золотом ключе, положенном на язык Иерофанта, руководящего мистериями Элевзина". Для неподготовленного читателя данная фраза требует расшифровки. Иерофант (греч. Hierophantes) буквально обозначает: "Тот, кто разъясняет священные понятия". Это старший жрец, толкующий священное знание. Такое звание давали высшим адептам, которые были руководителями и толкователями религиозных театрализованных обрядов - мистерий (греч. mysterion - таинство, тайна). Мистерии Элевсина - культ воскресающей природы. Проник в Грецию, вероятно, с Крита, где был связан с религией Богини-Матери. Назван по городу Элевсина, расположенном недалеко от Афин, где был развит уже около VII в. до н. э. Таким образом, Софокл говорит о молчании жреца, руководителя магического обряда, обеспечивающего плодородие.
Согласно древнегреческому ученому и поэту Каллимаху, ключ использовали в обрядах Изиды – богини египетского пантеона, олицетворяющей природу, покровительницы женщин и матерей. Жена Осириса и мать Гора, Исида изображалась в виде женщины в короне с коровьими рогами и солнечным диском между ними. Ключ в ее мистериях использовался как символ раскрытия сердца и совести «перед сорока двумя судьями поступков умершего». Нет сомнений, что подразумевался древнеегипетский «анкх» - символ вечной жизни, а также мистический ключ, открывающий загробное царство.
В римском пантеоне, образ Великой матери и богини плодородия воплотился в Кибеле. Богиня фригийского происхождения изображалась с двумя львами в короне особого типа и зеленой ветвью. Некоторые изображения содержат ключ, памятник на площади Сибелес в Мадриде. Правда, сами жители испанской столицы считают этот ключ ключом Мадрида.
В греческой мифологии ключ среди своих атрибутов имела Геката. В «Теогонии» Гесидора это богиня всеобъемлющей власти, готовая оказать помощь, позже – богиня луны. В отличие от другой лунной богини Селены, Геката - темная богиня, связанная с колдовством и потусторонним миром, ключ от которого она носила. Шекспир упоминал ее как вдохновительнице всех ведьм в "Макбете".
Изображения Гекаты были трехтелыми, изображали одинаковых женщин, глядящих в разные стороны. В разные периоды, атрибутами богини были ключ, факелы, змей (или кнуты), кинжалы, два пса и луна.
Геката была божеством порогов, перекрестков и пределов, всех тех мест, где смыкается "то и это", "наше и иное". Во многих древних таинствах считалась охранительницей врат. Возможно, в этом корни одного из прочтения символа ключа, перешедшего в атрибуты ведьм. Кроме этого, пришедший на смену античному поклонению красоте человеческого тела средневековый аскетизм, вытеснил в ведьминский арсенал и наготу.
Недоступность мира мертвых для живых подчеркнута его запиранием во многих культах. Например, Зыдон – ад в осетинской мифологии, ключ от которого хранит хозяин загробного мира Барастыр. В некоторых культах считали, что владыка чистилища хватает душу, уходящую из тела, и, вынося из дома, протягивает ее между створками всех закрытых дверей. Таким образом, душа подвергается жестоким дополнительным мучениям, и каждая открытая дверь облегчает ее участь.
Свой владыка ворот есть и в культе Вуду - Папа Легка. Культ возник на Карибских островах (о. Гаити), а его корни уходят в Западную Африку, откуда в основном привозились на Гаити рабы. Легбе подвластны ворота, изгороди и входы- ни одно божество не может явиться на службу, не попросив Легбу открыть «дверь». Чем он открывает ворота, не уточняется. Легба контролирует действия всех духов, а как метр Каррефор (хозяин четырех дорог или перекрестков), он покровительствует волшебству.
Ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи, хранила греческая богиня правды Дике (Дика), олицетворение справедливости, дочь Зевса и Фемиды, одна из трех богинь времен года.
Следует учитывать, что со временем, восприятие божества, его ранг в божественной иерархии и его атрибуты менялись. Например, греческий бог любви Эрот. Вначале, как один из четырех древнейших космогонических богов (так же как Гея, Тартар и Хаос), предстает в виде крылатого стрелка, владыки ключей эфира, неба, моря, земли и царства мертвых. Позже растерял все свое влияние и атрибуты и стал спутником Афродиты, изображаемым крылатым карапузом с луком.
Другая судьба культа Митры, одного из главных индоиранских богов. Со временем культ проник из Персии или Мидии через Вавилон в Малую Азию, а оттуда в Рим. В начале первого тысячелетия нашей эры он был последним серьёзным соперником христианства. Традиционно, Митру изображали юношей в остроконечной шапке, но со временем появилась его львиная (солнечная) ипостась. На римской стеле в руках бога, помимо других атрибутов, ключи.
Эмблема ключа (двух ключей), принадлежала богу порога, входа и выхода, вообще дверей и начала любого деяния - двуликому римскому Янусу. Янус был до Юпитера божеством неба и солнечного света. Утром он открывал небесные врата и выпускал солнце на небосвод, а на ночь запирал эти врата. Кроме этого, Янус закрывает старый и открывает новый год. Как страж входа в дом, Янус изображался с жезлом привратника и ключом. Позднее изображение этого бога находим в книге, где показаны перекрещенные ключи, которые художник изобразил как ключи средневекового образца. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а сын их Фонс почитался как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. Возможно, где-то здесь кроется причина использования слова «ключ» для обозначения бьющего из земли источника.
По сведениям св. Августина у Януса были помощники: "Каждый (римлянин) в своем доме, имеет одного привратника, и этого, в общем, достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли - богине Кардеа, а порог - богу Лименту. По-видимому, этот Форкул не умел одновременно стеречь петли и порог".
Родственный италийскому Янусу, бог латинян Портун также бог-охранитель входной двери, или просто входов. Впоследствии, Портун стал также богом гаваней, портов и слился с морским божеством Меликертом. Портуна также изображали с ключом в руках. Празднование в честь этого бога проходило в Риме в августе.
Большинство поздних трактовок символа ключа, связаны с христианством.
Сочетание Ангел, держащий ключ и дракон, низвергающийся в бездну – апокалипсис. Сцена хорошо показана на фрагменте гравюры А. Дюрера рис. 6а. В России самый значительный художественный памятник на эту тему - роспись Троицкого собора в Троицком Даниловом монастыре в Переяславле-Залесском, которая была выполнена в период ожидания конца света в середине XVII в.
Самый распространенный ключ на фресках и иконах, картинах и гербах - символ апостола Петра, приемника Христа и основателя римской общины. Часто изображают сам сюжет передачи ключей.
Формально, это ключ (и) от рая, поэтому в народе св. Петра называли "стражем небесных врат". Другой символ этого святого - перевернутый крест. По легенде, Петр сам выбрал себе этот способ казни, так как не считал себя достойным той, которой казнили Христа.
Редко, но встречаются изображения, где ключ относят к атрибутам менее известных христианских святых. Среди атрибутов святых женского пола это, безусловно, хозяйственный символ.
Связка ключей - атрибут покровительницы женского благоразумия и женских обязанностей по дому Марфы. Эта святая - персонификация хлопотливой домашней хозяйки активного типа, по контрасту с ее более экстравагантной сестрой Марией. В иконографии образы этих святых проработаны мало, в основном в сюжете, когда Христос воскрешает их брата Лазаря. Как патронесса домохозяек, Марфа всегда одета скромнее сестры, с покрытой головой, иногда держит ковш, дуршлаг или связку ключей, иногда ключи висят у нее на поясе. Первопричина такого восприятия Марфы в том, что ее имя в переводе с арамейского значит «госпожа» (хозяйка).
Носит ключи почитаемая в Германии святая Нонбурга. Эта реальная женщина жила в конце XIVв. в г. Раттенберг (Тироль, Германия). Истинно верующая, трудолюбивая и честная, она поступила на службу к местному графу. В знак доверия, хозяин передал ей ключи от кладовок. Но хозяйка невзлюбила Нонбургу и та нанялась на работу к крестьянину, с которого взяла обещание, что тот разрешит ей молиться в ближней церкви. Когда крестьянин не сдержал обещание, Нонбурга обратилась за помощью к Богу и выбрала судьей серп. Подброшенный в воздух серп завис в воздухе. Испуганный крестьянин принял этот знак и стал пускать девушку в церковь. После того, как графиня умерла, Нонбурга вернуться на службу и получила обратно связку ключей. С тех пор на многих изображениях святой, присутствуют два атрибута: серп и связка ключей.
Ключ можно встретить и на изображениях воина Ипполита. Его ключи – символ ремесла, которым он занимался до того, как был обращен в христианство св. Лаврентием. Ипполит был римским солдатом, охранявшим заключенных христиан. Его арестован и казнили за то, что помогал хоронить христианских мучеников по обряду. Работники тюрем и правоохранительных органов считают его своим покровителем, несмотря на то, что казнили его за неисполнение служебных обязанностей.
В испанской иконографии ключ – атрибут причисленного к святым короля Фернандо III, который завоевал (отпер) в 1236 г. город мавров Кордову. Во Франции и Бельгии, ключ в руках святого Серватиуса. Это был епископ, впоследствии причисленный к лику святых.
В православии ключи от весны относили к атрибутам святой Евдокии. По старому стилю Евдокия открывала весну (1 марта ст.ст.). Называли Евдокию Свистунья потому, что дуют и свистят весенние ветры. Детям делали глиняные свистульки, и они приветствуют приход Весны. Называли Плющиха (снег плющит). Снег, собранный на Евдокию, якобы обладает особой целительной силой. Вытопленную воду сохраняют спрятанной от чужого глаза, и целый год дают больным. А еще называли Весновкой, так как считается, что святая Евдокия хранит ключи от весенних вод.
Другие относят ключи к атрибутам св. Марка (8 мая). Этого святого в народе также называли "ключником", веря, что именно он владеет чудо-ключами, отпиравшими засовы небесной кладовой, где до поры хранятся дождички, грозы и ливни. А земле, в которую семя брошено, полив требуется. Марк, хоть и слыл строгим, но редко когда ожидание людей обманывал, разве что захлопочется, мало ли у небесного ключника дел. Ему и возвращающихся стаями домой птиц встретить да приветить положено.
Во всем мире существуют суеверия, связанные с замками и ключами.
Но не все ключи и замки выставляют на всеобщее обозрение. Ключи и замки широко использовали в различных языческих обрядах и гаданиях. Естественно, это делалось в тайне, так как официальная церковь осуждала ведовство.
Народная мудрость говорила: «Замок да запор девки не удержит». И как бы в насмешку, повсеместно существует большое количество различных девичьих гаданий с использованием замков и ключей. Особенно много гаданий связано с девичьими гаданием на любовь, суженого и брак. Простейшие из них «Запирать воду»: девушка запирает замок под водою, говоря: «Приди, мой суженый, пить попроси» и ложиться спать. Суженного она видит во сне. Аналогично запирали косы или пояса: девушка запирала свой пояс на замок и говорила «Приди суженый, пояс отомкни», клала ключ под подушку и ложилась спать. Из щепок делают колодец, закрывают его на замок, ключ - под подушку. Ложась, нужно сказать: «Твой колодец, мой замок, приди ко мне на порог, ключ возьми, замок отопри».
Самые храбрые девушки решались слушать под замком церковных дверей. В полночь, прижав ухо к замку, надо было услышать пение. Можно услышать венчальное или погребальное пение, что значит, что ей в этом году замужество или смерть. Возможно, обвиняя замок, невеста на Смоленщине при входе в церковь для свершения обряда венчания, грызла церковный замок и говорила: “Мне беременеть тебе прихоти носить”.
«Гадание ключом».
Для этого берут какой-нибудь старый ключ, вставляют его бородкой между листами книги и перевязывают так, чтобы ключ крепко держался между страниц. За головку ключ на веревочке подвешивают к потолку. Когда книга успокоится, начинают перечислять имена присутствующих девушек. Та из них вскоре выйдет замуж, при чьем имени книга повернется. В более изысканных слоях общества, при гадании на любовь, девушка перевязывала книгу подвязкой с правой ноги. Но подобные гадания практиковали не только девицы. Аналогичным способом гадали на поиск имени вора. Для достоверности такого гадания обязательно использовали Библию, которая поворачивалась при произношении имени похитителя или букв его имени. В истории юриспруденции, известны факты вынесения как оправдательных, так и обвинительных приговоров, на основании такой процедуры.
Ключи и замки использовали также в свадебных обрядах. На свадебном сговоре клали замок под порог и запирали сразу после прихода в дом жениха, а потом кидали в реку, чтобы брак был крепким. В других местах этот обряд производили при первом приезде жениха в дом невесты, чтобы свадьба состоялась, и выгодный жених не отказался или (и) при входе молодых в дом после венчания.
К свадебным обрядам относится также обычай передавать молодой жене при входе в дом жениха связку ключей, как символ управления хозяйством. При разводе, ключи отбирали. В древнем Риме, для формального развода мужу достаточно было сказать жене традиционную фразу: «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ («Законы XII таблиц» IV.3.).
Российский коллекционер М. В. Суров, основываясь на результатах собственных раскопок, утверждает, что на его родной Вологодчине свадебный обряд имел некоторые отличия. Сурову попадалось очень много замков, гораздо больше, чем можно было предположить в исследуемых усадьбах дверей. Причина, в том, что по повсеместно принятому у славян обряду, выходя из церкви после венчания, молодые переступали через положенный на порог замок, который после этого запирали - чтобы «брак был долгим». Затем, замок и ключ выбрасывали (топили в реке, колодце…). На Вологодчине выбрасывали только ключ, а замки оставляли дома. Поэтому так много старинных замков Сурову удалось найти как при раскопках, так и в брошенных домах. В собрании московского коллекционера Дмитрия Жданова есть замок серебристого цвета, изготовленный в XVII веке в селе Лысково Нижегородской губернии. На нем инициалы мастера, а на обратной стороне инициалы жениха и невесты. Этот замок специально заказывался для свадьбы.
Не опровергая этой версии, следует расширить ее в том смысле, что практика «замыкать», то есть прекращать или фиксировать любые процессы с помощью обряда запирания замка и дальнейшего разделения его с ключом, использовалась у славян очень широко. «Замыкали» женскую (реже мужскую) силу- любовь и верность обеспечивали, соединяя замком, лоскутки одежды (особо «верным» обряд считался с клочками венчальной одежды)- болезни и даже злые помыслы.
Идея разделения ключа и замка для крепости заклятия, придававшие ему особую крепость, нерушимость, находим в «закрепках»: «Земля — замок, ключ — небо- ... а к этому моему слову небо и земля — ключ и замок- аминь». Еще более ярко демонстрируют эту веру «закрепки» на бросание замка и ключа в «морскую пучину» или «огненную реку»: «... Замок в небе, а ключ в море- замкнул, и ключ в воду бросил!»- «Заговор закрываю, ключи за морем оставляю»- "Ключ моим словам в небесной высоте, а замок в морской глубине — на рыбе-ките, и никому эту кит-рыбу не добыть и замок не отпереть кроме меня- а кто эту рыбу добудет, и замок мой отопрет, да будет яко древо, палимое молнией", "Замкну на тридевять замков, выну из тридевять замков тридевять ключей, кину те ключи в море-океан- и выйдет из того моря щука златоперая, чешуя медная, и проглотит тридевять моих ключей, и сойдет в глубину морскую. И никому той щуки не поймать, и тридевять ключей не сыскать, и замков не отпирать, и меня не испортить".
Произнося наговор на сохранность имущества, хозяин читал его стоя лицом к замку, держа в руке ключ от замка (любого). В этот момент он ни с кем не заговаривают, чтоб не скинуть оберег с замков.
Замки находят иногда в погребениях. Во всем мире распространено суеверие, что в доме, где умирает человек, следует отворить все двери, замки и задвижки. Даже в мебели и сундуках открывали все замки. В Китае для этой цели пробивали дыру в кровле дома. У восточных славян такой обряд применялся редко, чаще развязывали узлы на вороте, разрывали на человеке рубаху, приподнимали крыши или половицы. Хотя на Украине, при похоронах умершего ребенка клали ему на грудь запертый замок, чтобы не умирали другие дети. В XIX в., чтобы смерть не могла вернуться в дом, кидали при погребении замки в могилы. Изредка, для большей силы различных наговоров на «ключ», его на время кладут в гроб к покойнику.
В старину в деревнях, навесные замки нередко применяли в пастушеских обрядах. Во время первого выгона скота, хозяин гнал животных через ворота, в которых был заранее положен запертый замок- порой он сочетался с другими ритуальными предметами (пояс, яйцо, сковородник и т.п.), а иногда пояс или сковородник запирали на замок. На Смоленщине клали в воротах замок и ключ, чтобы запиралась волчья пасть. 3амок часто фигурировал и среди тех предметов, с которыми пастух обходил стадо в Юрьев день, чтобы дикие звери не трогали его в течение лета. При падеже скота над губами павшей скотины запирали замок, а потом зарывали его в яму вместе с животным.
В Ирландии существовал обычай делать больному прижигание вдоль головы раскаленным церковным ключом, для исцеления. В других местах верили, что холодный ключ, приложенный к спине, останавливает кровотечение из носа.
3амок грызли, целовали, дотрагивались до него во время совершения обрядов, связанных с идеей сексуальности или кощунственного, ведовского поведения. У восточных славян к открыванию замков прибегали, чтобы облегчить роды.
Статья дана с незначительными сокращениями.
Авторы:
Лаврус Анна Георгиевна, историк-археолог,
Лаврус Александр Сергеевич, инженер
Ключи и замки в религиозных обрядах и суевериях
Камелия
Вернуться в «Интересное и познавательное»
Перейти
- МАСТЕРСТВО ОТ МАГИСТРА ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣA
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 2
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 3
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 4
- ↳ Разные ветви и направления Мастерства
- ↳ Теоретические основы
- ↳ Магия Крови
- ↳ Ключи Для Постижения Мастерства
- ↳ ЛЕЧЕБНЫЕ ПИСЬМА
- ↳ Поучительные Рассказы и Уроки
- ↳ Практическая магия от Магистра ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣA
- Отечественная Школа Мастерства
- ↳ О СИБИРСКОМ МАСТЕРСТВЕ И ОБУЧЕНИИ
- ↳ Сибирская Школа Мастерства
- ↳ МАСТЕРСКОЙ ПОДХОД
- ↳ Сибирское Мастерство 2
- ↳ Сибирское Мастерство 3
- ↳ Сибирское Мастерство 4
- ↳ Школа Знатких. Ступень 1
- ↳ Подготовительный раздел к школе "Магические Атаки и Защита"
- ↳ То что вы ищите
- ↳ Методы и Подходы ОХЗДС
- ↳ МАГИЯ СОЗНАНИЯ И ОСОЗНАНИЯ
- ↳ ЧТО ЗНАТЬ НУЖНО. ПОВЕРЬЯ. ПРИМЕТЫ. ОТЧИТКИ. НАЧИТКИ.
- ↳ Мастера и Законы Магии
- ↳ РОССИЙСКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ
- ↳ Старообрядство
- ↳ Знахарство и Знахарское Искусство
- ↳ СОВЕТЫ ЗНАХАРЯ
- ↳ Магия от Степановой
- ↳ МАСТЕРАМ НА ЗАМЕТКУ
- ↳ Славянское Язычество
- ↳ Работа Мастера с Громовой Стрелой
- ↳ СВЯТЫЕ ЛИКИ РОССИИ
- ↳ Знахарям.Целителям.Мастерам.
- ↳ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА ЗАМЕТКУ МАСТЕРАМ
- ↳ РИТУАЛЫ, ОБРЯДЫ, МАСТЕРСКОЙ ПОДХОД
- ↳ Магия Священного Писания
- ↳ Молитвы
- ↳ Россия в Свете Православия
- ↳ РЫБНАЯ МАГИЯ
- ↳ "ТАРАКАНЬЯ МАГИЯ"
- ↳ Жизненные истории о мастерах, знахарях
- ↳ МАГИЯ КРЕЩЕНИЯ ( БОГОЯВЛЕНИЯ )
- ↳ МАГИЯ НАРОДОВ РОССИИ
- ↳ Жизненные Истории в Мастерстве Магии
- ↳ СНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
- ↳ КОЛДОВСКИЕ РЕЦЕПТЫ
- ↳ Старообрядчество. Мастерство. Подходы.
- ↳ Мракобесие
- ↳ НОВЫЙ ГОД. РОЖДЕСТВО. ОБРЯДЫ. ЗАГОВОРЫ.
- ↳ Пиковая Дама или Кровавая Мэри
- ↳ Обряды и Подходы на Ивана Купалу 2016
- ↳ Методы Одобренные Магистратом ОХЗДС
- ↳ Карма, Род, Энергия
- ↳ ДРЕВНИЕ МАСТЕРСКИЕ МЕТОДЫ И СЕКРЕТЫ
- ↳ РЕАЛЬНЫЕ ПИСЬМА - РЕАЛЬНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ
- ↳ Спецкурс Зеркальной Магии. Ступень 1
- ↳ Орден Хранителей Знаний Древних
- ↳ Уголок Розы
- ↳ Розенкрейцеры и их тайны
- ↳ Семинар Шаманской Магии
- ↳ Славянская. Языческая Школа (Начало)
- ↳ Луггарская Магия. Ступень 1
- ↳ Уроки для пробуждения осознанности
- ↳ Методики даваемые на короткое время
- ↳ Методики даваемые на короткое время 2
- ↳ Методики даваемые на короткое время 3
- ↳ Методики даваемые на короткое время 4
- ↳ Методики даваемые на короткое время 5. Новогодний подход
- ↳ Методики даваемые на короткое время 6. Рождественское Мастерство
- ↳ Методики даваемые на короткое время 7. Крещение
- ↳ Методики даваемые на короткое время 8
- ↳ Один Мудрый Старик
- ↳ Новогодняя Магия 2018
- ↳ Пасхальная Магия 2018
- ↳ Вербная Магия 2019
- ↳ Купальские обряды 2022
- Черная Магия
- ↳ Порчи
- ↳ Практическая Черная Магия
- ↳ Черная Магия
- ↳ Путь Левой Руки
- ↳ Боевая Магия и Энергетика
- Белая Магия
- ↳ Обережная-охранная Магия
- ↳ Светлые Ритуалы
- ↳ Экзорсизмы и Борьба с Подселенцами
- ↳ Ангельская Магия
- ↳ Отчитки
- ↳ Кошачья Магия
- Любовная Магия
- ↳ Привороты
- ↳ МУЖСКАЯ МАГИЯ
- ↳ ЖЕНСКАЯ МАГИЯ
- ↳ Для Милых Дам
- ↳ Фагот и его магия
- Денежная Магия
- ↳ Бизнес Магия
- ↳ "Ритуал привлечения денег"
- ↳ Урок на тему «Планетарные часы»
- Святая Магия
- ↳ Святая Магия
- Мусульманская Магия
- ↳ Мусульманская, Арабская Магия
- ↳ Дуа, Молитвы
- ↳ Арабские Заклинания
- ↳ Мусульманские Талисманы
- ↳ Лечение и исцеление в мусульманской магии
- ↳ Обучение Мусульманской Магии
- ↳ Суфизм
- ↳ Мусульманские Духовные Практитки
- ↳ Редкие Арабские Амулеты и Талисманы
- ↳ Редкие Дуа
- ↳ Ритуально-обрядная Мусульманская Магия
- ↳ Интересные Статьи
- ↳ ЧЕРНАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ
- ↳ Мусульманская Видеотека
- ↳ Поучительные истории и притчи
- ↳ Интересное о исламе и мусульманстве
- ↳ ДУХОВНЫЕ НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКА ( САС )
- ↳ КОРАН, СУРЫ, АЯТЫ.СИЛА и ПРИМЕНЕНИЕ
- ↳ Подходы на все случаи жизни
- ↳ Мусульманская любовная магия
- ↳ Арабская и Мусульманская кухня
- ↳ Покровы
- ↳ Фикх и Указания Факихов
- ↳ ШАМСУЛЬ МААРИФ
- ↳ Культура и традиции Средней Азии
- ↳ Шайтан. Иблис. Азазил
- ↳ Суфии
- ↳ Пророческая Медицина и Мусульманская Медицина
- ↳ Арабские буквенные талисманы
- ↳ МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ И ПОДХОДЫ
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 1 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 2 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 3 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 4 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 5 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 6 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 7 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 8 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 9 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 10 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 11 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 12 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 13 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 14 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 15 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 16 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 17 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 18 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 19 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 20 ступень
- Церемониальная Магия
- ↳ Обучение ТАРО - магия, оракульство, жизнь
- ↳ Книга Тота
- ↳ И.М.А.Т.
- ↳ Дополнительный Материал
- ↳ Дополнительный Материал 2
- ↳ Таро
- ↳ Медитации на Таро
- ↳ Эти разные колоды Таро
- ↳ Магия Соломона. Легенды о Соломоне
- ↳ Египетская Магия
- ↳ Герметизм
- ↳ Каббала
- ↳ Алхимия
- ↳ Демонология
- ↳ ГРИМУАРЫ
- ↳ Некромантия
- ↳ Трансильванская Магия
- ↳ Цыганская Магия
- ↳ Мистерии
- ↳ Ритуалы и Обряды
- ↳ Арканалогия. Магия Таро. Таро как ключи к Мирозданию
- ↳ МАГИЯ БОГОВ И БОГИНЬ
- ↳ Теневая Магия
- ↳ Стихийная Магия
- ↳ Интересное о Знаменитых Магах
- ↳ ЗНАМЕНИТЫЕ МАГИ,ПОСВЯЩЕННЫЕ,ЭЗОТЕРИКИ.
- ↳ САЛЕМСКАЯ МАГИЯ И САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ
- ↳ ВИККАНСТВО, НЕОВЕДЬМОВСТВО , НЕОЯЗЫЧЕСТВО
- ↳ МАГИЯ ЗЕРКАЛ И ЗАЗЕРКАЛЬЯ
- ↳ МИСТИЧЕСКИЕ ОРДЕНА
- ↳ ПУБЛИКАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ Р+К
- ↳ Инвентарь Мага
- ↳ Друидизм
- ↳ Магия Киприана
- ↳ СПИРИТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ
- ↳ Раздел Духов: Спиритуализм
- ↳ Младшие Арканы Таро - Масть Динариев
- ↳ Туз Динариев. Магия и Возможности.
- ↳ Ключи Храма
- ↳ В память о мастерах
- ↳ История магии и эзотерики
- ↳ Чернокнижное Таро
- Магия Востока
- ↳ Шива
- ↳ Работа в канале ШИВЫ
- ↳ Тантра
- ↳ ТАНТРИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
- ↳ Гуань Инь и ее Магия ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ КИТАЙСКАЯ МАГИЯ
- ↳ РЕИНКАРНАЦИЯ И МЕТАПСИХОЗ. ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ.
- ↳ КАРМА И КАРМИЧЕСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО
- ↳ АСТРАВИДЬЯ ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Аюрведа и Тибетская Медицина
- ↳ Мудры
- ↳ Работа с Тонкими Огнями
- ↳ Работа в канале Шивы
- ↳ МАГИЯ ГАНЕШИ ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Магия Тары
- ↳ Джинны и их магия
- Развитие Магических Сил и Способностей
- ↳ Магические Упражнения, Ритуалы, Комплексы и Техники
- ↳ Энергетика. Развитие и Прокачка. Практика
- ↳ Экстрасенсы и их методы. Экстрасенсорика
- ↳ СВЕРХВОСПРИЯТИЕ
- ↳ Истории из Астрала
- ↳ Астрал и работа на внутренних планах
- ↳ Паразиты Сознания
- ↳ МАГИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ И МАНТРЫ
- ↳ Формульная Магия
- ↳ Ментальная Магия
- ↳ Эгрегоры
- ↳ ТАЙНА ИМЕНИ И ЕГО СИЛА
- ↳ МАГИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. НОВИЧКАМ В МАГИИ
- ↳ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
- ↳ Интересные письма и мудрость
- ↳ Эзотерические знания и ступени Храма Мудрости
- ↳ Искусство духовного исцеления
- ↳ Древо Жизни и Десять Ступеней Храма Соломона
- ↳ Оккультное и эзотерическое развитие мага
- Ветви Шаманизма
- ↳ Шаманизм
- ↳ Вуду
- ↳ Тольтеки
- ↳ Магические аспекты работы со снами и сновидениями
- ↳ СОЮЗНИКИ И ПОМОЩНИКИ МАСТЕРОВ МАГИИ
- ↳ Афрокарибская Магия
- Магия Символов
- ↳ Школа "Магия Рун" 1
- ↳ Руны
- ↳ Инициации в древнеславянские руны
- ↳ Древние Легенды и Мифы
- ↳ Гальдр ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Сейд
- ↳ Вирд
- ↳ Руны Алхаинты
- ↳ НЕБЕСНЫЕ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ
- ↳ Амулетостроение и талисманология
- ↳ Магические Квадраты. От Абрамелина до Ану Бела
- ↳ МАГИЧЕСКИЕ ПЕЧАТИ АЛОМ ЯХА
- Система естественного исцеления Рейки
- ↳ Рейки
- ↳ Нетрадиционные Направления Рейки
- ↳ Каруна Рейки
- ↳ Тибетское Рейки
- ↳ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ПО РЕЙКИ
- ↳ Кундалини Рейки
- ↳ Кундалини Рейки 2
- ↳ Барака Рейки
- ↳ РЕЙКИ - ЭНЕРГИЯ СВЕТА И ГАРМОНИИ
- ↳ Традиционное Направление Рейки
- ↳ Нетрадиционные Направления Рейки
- ↳ Рейки Иггдрасиль
- ↳ Видео и Аудиотека Рейки
- ↳ Архив
- ↳ Работа Символами Каруна Рейки
- ↳ Сейчим Рейки
- Целительство
- ↳ Целебник
- ↳ Лечение СПИДа и тяжелых заболеваний
- ↳ Магия Исцеления
- ↳ Духовное целительство
- ↳ Здоровье и Целительство
- ↳ Мастерские подходы и Чудесные исцеления
- ↳ Мастерские подходы и чудесные исцеления 2
- Знахарство
- ↳ Заговорная традиция Руси
- ↳ Травник
- ↳ Магия Камней
- ↳ Магия Деревьев
- ↳ ПОГРЕБОК
- ↳ Магия Специй
- ↳ ГРИБЫ В МАСТЕРСТВЕ И ЗНАХАРСТВЕ
- Магия Быта
- ↳ Магия для дома
- ↳ Бытовая Магия
- ↳ МАГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- ↳ Кулинарная Магия
- ↳ Магия для Сельского Хозяйства
- ↳ ЖИВОТНЫЕ В МАГИИ И МАГИЯ ЖИВОТНЫХ
- Магия Предсказаний
- ↳ КАБИНЕТ ТАРОЛОГА
- ↳ Хиромантия
- ↳ Астрология
- ↳ Оракульство
- Магические Дни. Праздники
- ↳ Магический Календарь на каждый день
- ↳ Календарь. Луна. Дни. Магические обряды.
- ↳ Солнечные дни и их магическая сила
- ↳ Календарь
- ↳ ВАЖНОЕ, НАСУЩНОЕ, БЛИЗКОЕ
- ↳ Интересное о праздниках
- ↳ Магия Рождества
- ↳ Новогодние обряды и подходы года
- ↳ Новогодняя Магия 2019
- ↳ Магия Рождества 2019
- ↳ Покров Пресвятой Богородицы 2019
- ↳ ......................
- ↳ Новогодняя Магия
- ↳ Магия Рождества
- ↳ Магия Крещения
- ↳ День Святого Валентина
- ↳ Сретенье
- ↳ Масленица
- ↳ Вербное Воскресенье
- ↳ Страстная неделя. Пасха
- ↳ Благовещение
- ↳ Вознесение
- ↳ Троица
- ↳ День Петра и Павла
- ↳ Купальское Торжество
- ↳ Спасы
- ↳ Покров Пресвятой Богородицы
- ↳ Самхейн Хэллоуин
- ↳ Касьянов Високосный год
- Зароастризм
- ↳ Мистические Учения и Течения Зароастризма
- ↳ Традиция Вахви Даэна Маздаясна
- Школы Магии
- ↳ Защитная и боевая энергетика
- Психология
- ↳ Кабинет Психолога
- ↳ Магия Бессознательного
- ↳ КОДЫ,ПСИХОКОДЫ,ЧИСЛОВЫЕ КОДЫ
- ↳ Безумие Рядом
- Зал
- ↳ Школы и Направления Магии
- ↳ ВСЯКИЕ ИНТЕРЕСНОСТИ
- ↳ О ЧЕМ МЫ МАЛО ЗНАЕМ
- ↳ ЗАДУМАЙТЕСЬ ВОТ О ЧЕМ...
- ↳ О Магии - Разное
- ↳ Различные Практики
- ↳ РАЗЛИЧНЫЕ РИТУАЛЫ ДЛЯ РАЗНЫХ ЦЕЛЕЙ
- ↳ Вопросы
- ↳ Интересное и познавательное
- ↳ Это интересно знать
- ↳ Нумерология
- ↳ СИМОРОН ИЛИ МАГИЯ ЧУДЕС
- ↳ РЕЛИГИИ И КОНФЕССИИ
- ↳ Публикации Администрации ПЧМ
- ↳ AETERNAE VERITATES
- ↳ SANCTUM SANCTORUM ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Байки из Склепа
- ↳ НЕПОЗНАННОЕ.ЗАГАДОЧНОЕ.ИНТЕРЕСНОЕ.
- ↳ НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ
- ↳ Ложные и еретические писания
- ↳ ФИЛОСОФИЯ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- ↳ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА
- ↳ ЗАЛ ЦЕПИ И КРУГА
- ↳ Зал Советов
- ↳ АРТЕФАКТЫ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (О ЧЕМ МОЛЧАТ ИСТОРИКИ И АРХЕОЛОГИ)
- ↳ Тайна Тайн
- ↳ Редкие раритеты, издания, книги
- ↳ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
- ↳ Новости Магического Мира
- ↳ Физиогномика
- ↳ БЕСТИАРИЙ, МИФОЛОГИЯ И МАГИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
- ↳ Кинотеатр ОТЗВИП
- ↳ Канальная Магия ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ О ТОМ,ЧТО МАЛО ИЗВЕСТНО...
- ↳ ЭТО НАДО ПОМНИТЬ И ЗНАТЬ!
- ↳ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ВСЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
- ↳ Что должен знать каждый Адепт Магии
- ↳ Мистические практики и медитации
- ↳ Магические эсенции, масла, бальзамы, эликсиры, снадобья и порошки
- ↳ МАГИЯ ОБИХОДНАЯ ИЛИ ПРЕДМЕТНАЯ
- ↳ ВИДЕО И АУДИО МАТЕРИАЛЫ
- ↳ ГЕКАТА Богиня Колдовства
- ↳ Полезное
- ↳ Атлантида - наследие эонов
- ↳ Тайные знания народов. Этническая магия
- ↳ Мистерии Розы
- ↳ Блаватская, Рерихи, Клизовский
- ↳ Мистические истории в жизни
- ↳ Праздники
- ↳ Магия Хроноса
- ↳ Информация для продвинутого уровня
- ↳ Магия Древних в практике и теории
- ↳ Свободный Раздел
- ↳ Темы по вашим Вопросам и Проблемам
- ↳ Море из капель, магия из великих душ!
- ↳ Следы Древних и их Магия
- ↳ Древние, Лавкрафт, мистика и реальность
- ↳ Интересные мистические и магические документы
- ↳ ЖИЗНЬ. ГУМАННОСТЬ. ПОЛЕЗНЫЕ ЗНАНИЯ.
- ↳ Музеи Магии
- ↳ Ваше мнение и размышления
- ↳ Ведьмовство и колдовство
- Магия Знаков Зодиака
- ↳ Рыбы
- Магический Магазин "Авалон"
- ↳ КАБИНЕТ МАГИСТРА ИПСИСИМУСА
- ↳ КАБИНЕТ МАГИСТРА САМИРА
- ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА НИКИФОРА
- ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА БРУХО
- ↳ КАБИНЕТ ПЕТРА МОГИЛЫ
- ↳ КАБИНЕТ МЭТРА ЭМИЛЯ
- ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА ПЕРУНА
- ↳ Услуги
- ↳ Обучающие Периодические Издания
- ↳ Бесплатные Периодические Издания
- ↳ Заметки ПЧМ
- ↳ Магазин Артефактов
- ↳ Посвящения Практикумы
- ↳ Школы Курсы
- ↳ Посвящения и настройки которые вы можете пройти
- Площадь
- ↳ Практические Вопросы
- ↳ Ответы на Вопросы для Изданий
- ↳ Интервью с Основателями
- ↳ ВОПРОСЫ ОСНОВАТЕЛЕЙ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
- ↳ Программа Публикации Тем
- ↳ Обратная связь
- ↳ Юмор
- ↳ Святой Юмор
- ↳ Книги и Тетради Лжемастеров
- ↳ Разбор и анализ методов Лжемастеров
- ↳ Книги и Тетради Истинных Мастеров
- ↳ Платные Школы Магии
- ↳ *Общение
- ↳ Творчество
- ↳ Пользователям
- ↳ Помощь Магов
- ↳ Первая Башня Магов
- ↳ Вторая Башня Магов
- ↳ Форум Практиков ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Барахолка
- ↳ Куплю. Продам. Обменяю
- ↳ Архив
- ↳ Новости
- ↳ ЗАЛ ОБСУЖДЕНИЙ И СПОРОВ
- ↳ Притчи
- ↳ МАГИЧЕСКИЙ ДАМСКИЙ КЛУБ
- ↳ Ваши Отзывы и Пожелания
- ↳ Неделя притч о Ведьмах
- ↳ Неделя мистического случая
- ↳ Неделя интересной истории из своей жизни про иконы
- ↳ Конкурс - Соприкосновение с цыганами и их магией
- ↳ Вещий сон. Сон который у вас сбылся
- ↳ Неделя вашего любимого эзотерика или мастера
- ↳ Ваша любимая книга по магии и эзотерике
- ↳ Неделя истории - О первой успешной магической работе
- ↳ Колдовство в храме
- ↳ Что вас сподвигло изучать эзотерику
- ↳ Первый негативный опыт в магии
- ↳ Темы наших братьев и сестер (неофитов и адептов) ОХЗДС
- ↳ Новогодняя мистическая история
- ↳ Ваши Новогодние истории. Конкурс
- Внутренний Круг ОТЗВИП
- ↳ Функционирование Внутреннего Круга
- Круг Мастерства Псалтири
- -
- ↳ ВИДЕО И АУДИО МАТЕРИАЛЫ