Оберег Хамса встречается в различных верованиях, в различных странах и уголках Земли. Люди разных культур называли этот удивительный талисман по-разному.
Хамса - защитный амулет в форме ладони, которым пользуются евреи и арабы. Другое название — «рука бога». Слово «хамса» имеет семитские корни и значит «пять». Как правило, хамса бывает симметричной, с большими пальцами с двух сторон, а не копирует анатомическую форму ладони. Хотя её широко используют и иудеи, и мусульмане, она существовала ещё до возникновения этих религий и была связана с богиней Танит, лунной богиней финикийцев, покровительницей города Карфаген.
Хамсу используют для защиты от сглаза. Её можно найти у входа в дом, в машине, брелоках, на браслетах и в виде кулонов. Часто в центре хамсы помещаются другие символы, защищающие от сглаза — изображение рыб, гл;за или Звезды Давида. Считается, что синий, а особенно голубой цвет также защищает от дурного глаза, и мы часто видим хамсы такого цвета или украшенные полудрагоценными камнями разных оттенков, от синего до бирюзового.
Амулет-хамса соответствует ивритской букве «хэй», пятой букве алфавита в иврите и первой букве слова «хай» – «жизнь»
На арамейском языке (языке Талмуда) "пятерня" - хамша. Перекочевав в арабский, это слово трансформировалось в - Хамса. Амулет в виде ладони, в середине которой расположен глаз, на отображенной амулетом руке два больших пальца, а сам глаз обычно бывает синего цвета. Считается, что именно этот оттенок защищает человека от сглаза. Хамсу стараются делать с использованием материалов, способных отражать свет - таким образом, амулет как бы отражает зло, направленное в адрес его хозяина. И оно возвращается тому, кто его насылает. Иногда ее рисуют прямо на стенах домов, или вещают на дверь и окна, подобно тому, как в нашей культуре используется подкова на удачу.
Хамса в Исламе:
Фатима была дочерью пророка Мухаммада. Однажды ее супруг пришел в дом со своей второй женой и представил ее Фатиме, когда она готовила на огне халву. Девушка от неожиданности и душевной боли уронила ложку, но стараясь не показать своего отчаяния, продолжила мешать горячую халву, но теперь своей рукой. Легенда гласит, что Фатима не ощущала физической боли, ибо душевные муки были сильнее. Муж красавицы был настолько поражён ее силе, что отказался от желания заключить брак во второй раз и остался верен своей супруге. С тех пор амулет Хамса в исламской религии является символом веры, молитвы, поста, милосердия и паломничества.
Хамсу также связывают с пятью книгами Торы.
"Хет", которая представляет собой и одно из священных имен Бога, соответствует цифре 5. Многие евреи считают, что пять пальцев хамсы напоминают ее владельцу о необходимости использовать все свои пять чувств, чтобы прославлять Всевышнего. «Хет», как и «хай», обозначает также и «жизнь». Здесь прослеживается связь с украинским «хай живе». А выражение «подняли хай» означает, что жизнь кипит.
К тому же число пять традиционно соотносится с человеком - это образ человеческого тела с четырьмя конечностями и головой, с его здоровьем и благополучием. (Интересное дополнение: русское название мелкой рыбки "хамса" - от того же корня «пять», она ловится в сеть с 5 мм ячейкой).
Приветствие в виде поднятой ладони означало в Палестине пожелание доброй жизни. Римские солдаты заимствовали у палестинцев это приветствие, а Муссолини его возродил.
Вообще, изображения руки, глаза или числа пять в арабских и берберских традициях, связаны с отведением сглаза, порчи, как поясняется в выражении - khamsa fi ainek («five [fingers] in your eye») - «пять пальцев тебе в глаз!». Другая формула против дурного глаза на арабском языке звучит как - khamsa wa-khamis .
Финикийцы ассоциировали хамсу с «рукой Танит», супругой Бааля или Владыки, лунной богиней, покровительницей Карфагена.
На Кипре же ее связывали с Афродитой.
Этот символ был популярен и в Древнем Египте (рука Атут обеспечивала плодородие, помогла выходу из тела бога-создателя мужчин и женщин), и в сегодняшнем Марокко.
Если мы обратимся к джайнизму - одному из древнеиндийских философских учений, возникшему в VI веке до н.э., то и тут увидим чуть измененную хамсу - в эмблеме джайнизма изображение раскрытой ладони выражает идею ненасилия, ахимсы.
А вот что сообщается в «Энциклопедии знаков и символов»:
Рука - символ управления, руководства; олицетворение безопасности и правильного пути, Выступает одним из атрибутов аллегорического изображения Фортуны.
Связана с символикой власти, господства; олицетворяет силу, верность. Первоначальные значения этого образа связаны с олицетворением защиты, мощи; затем он используется для выражения доверия, дружелюбия, преданности и покровительства.
В индо-иранской традиции возник эпитет «долгорукий», имевший выраженное религиозное значение. Он в обязательном порядке прилагался к правителям и даже богам. Долгорукий - значит, способный простереть руку для защиты, покровительства и исцеления: это эпитет Вишну, Митры, Варуны, героев эпоса; Заратуштра назывался долгоруким. Отсюда происходит и именование древнего русского княжеского рода. В еврейском языке одно слово означает одновременно «власть» и «рука».
В геральдике и эмблематике рука, выходящая из облаков, знаменует божественный промысел; это рука Бога-Отца. Одной из регалий средневековых правителей была «рука правосудия».
В японском буддизме тысячерукая Каннон становится образом всеобъемлющего сострадания и помощи. В целом наличие множества рук у богов передает их различные аспекты и функции.
Нередко за правой и левой руками закрепляется различное значение. В библейской традиции считалось, что для благословения Богу служит правая рука, а для наказания - левая.
Все же чаще всего встречается хамса с глазом, который в древнеегипетском назывался «Святым Оком Гора (Бога Неба)». В таком амулете воплощен сдвоенный, а потому и наиболее эффективный, символ наилучшего человеческого существования - он объединяет всезнание и всемогущество. Здесь также отметим цвет - именно синее Око считается наилучшим щитом от проклятия и сглаза.
В Древнем Египте его можно было встретить везде: вырезанным на саркофагах, стелах, бортах лодок... Тогда считалось, что Урей, или змея, располагавшаяся на переносице царя в качестве «горящего Ока», способна рассеять всех противников. Заметим, однако, что существует некоторое различие между правым и левым божественным Оком. Так левое (лунное) Око, по сути, являлось Оком Гора, или Оком Исцеления, тогда как правое Око (солнечное, Урей) было больше связано с магией и защитой.
Возможно, существует связь Хамсы и Mano Pantea — амулета, известного древним египтянам как «два пальца». В этом амулете два пальца символизируют Исиду и Осириса, а большой палец — это их ребёнок Гор. «Два пальца» использовались для вызова духов родителей с целью защиты ребёнка.
Для коренных американцев, по некоторым предположениям, глаз в руке символизировал способность предвидения. Почти 50 лет назад антрополог Кларенс Мур обратил внимание на наличие «символа открытых глаз на ладони» как в Мексике, так и на юго-востоке США.
В буддизме же - символ сострадательной мудрости. Здесь к Таре, бодхисаттве и богине состарадания, обращаются как к воплощению всех просветлённых, как к утешительнице и защитнице, проявляющей ко всем существам милосердие и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях. На изображениях Зеленой Тары мы видим ее левую руку на уровне груди в жесте защиты (абхая-мудра), с Оком в центре ладони. А амулет «Всевидящий защитник» до сих пор используется в Тибете для изгнания страха и угнетения.
Защитная «Молитва Хамсы»: