Африканский континент огромен, он занимает пятую часть всей площади поверхности земли, и это второй по величине континент на земле. Население Африки не менее разнообразно, чем климатические условия этого материка. Кочевники пустыни, пигмеи тропических лесов и египтяне...
Большая часть Африки захвачена пустыней или равнинами. А вот полоска побережья от Средиземного моря и до самого бурного мыса Африки – мыса Доброй Надежды, омываемая Атлантическим океаном, обладает климатом, схожим с климатом южной Калифорнии.
Древние верования аборигенов переплетаются с христианством и исламом, приобретая своеобразные черты – совершенно не похожие на эти мировые религии.
Что же лежит в основе магических традиций народов этого континента?
Фактически то же, что и у других народов. Первобытные люди не отделяли сверхъестественное от естественного, земного. Стихии, небесные явления, язык деревьев и климатические изменения - все это было неясным и вызывало интерес, страх и попытки защититься от непонятных и не подчиняющихся человеку явлений. В результате, говоря более современным языком, устанавливался или фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов) или тотемизм (сверхъестественные связи между реальными объектами). И первые маги – шаманы и знахари – открывают силу первых заклинаний-молитв, готовят первые лекарства и изобретают первые талисманы и амулеты. Естественно, из подручных материалов.
Любопытно, что защитные амулеты тогда изготавливались не столько для защиты, сколько для отпугивания, причем вполне реальных врагов. Навешивая на себя трофейные клыки и шкуры убитых животных, скальпы противников (а в некоторых диких племенах даже и их головы), достигалась демонстрация силы и устрашение противника.
Впоследствии нужда в такой явной демонстрации силы отпадала, и все чаще переходили к более привычным для нашего глаза ожерельям из клыков, ракушек, перьев и прочих природных материалов.
Каждое такое «украшение» выполняло еще одну роль – знакомило с профессией хозяина. Охотничьи трофеи носили на себе охотники; у знахаря, скорее всего, висели коренья, травы; у шаманов-прорицателей в ожерелье можно было распознать раковины каури или гадательные палочки.
Со временем все проблемы и несчастья стали связываться или с гневом богов, или с колдовством. Стали активнее развивать амулеты, отгоняющие злую волю, изобретали мази, делающие тело неуязвимым. Богам приносились жертвы и проводились празднования в их честь. Колдуны Вуду использовали не только охранные предметы, но и применяли более действенные меры, создавая знаменитые куклы Вуду.
Для ритуальных действий – танцев – создавались особые маски. Интересно, что все подобные танцы были «обезличенными», костюмы и маски полностью скрывали человека, акцентируя все внимание на действии, а не на личности.
Танец, обычно, был направлен на отпугивание злых духов или на приветствие дружелюбных. Считалось, что все вокруг: каждое дерево, каждое животное, каждая гора - имеют своего духа; вокруг толпились буквально толпы духов болезней и несчастий, умерших предков. И, опасаясь прямо обращаться к подобным духам, африканцы вырезали маски, раскрашивали их, украшали травами, бисером, пучками волос. Такая маска давала человеку чувство защищенности, помогала танцорам не бояться выступать напрямую против темных духов.
Любопытно, что до прихода ислама маски делались в виде лица человека, а с приходом новой религии, где было запрещено любое изображение человека, лица стали искажаться, разбавляться орнаментами и чертами животных. В результате, мы можем увидеть маску, в которой можно различить и черты человека, и черты животных, часто даже нескольких. В одной маске могут сочетаться клюв птицы или хобот с длинными рогами антилопы.
Маски различных племен отличаются не только формой и изображением, но и сутью.
Догоны предпочитали раскрашивать маски отвлеченной символикой – дом на макушке маски-наголовника означал у них мироздание.
Маски маконде (Танзания) тяготели к портретам-шаржам: вставленные зубы, металлические инкрустированные зрачки, волосы из меха различных животных.
Племена гуро и бауле предпочитали маски-перевертыши: с одной стороны маска была в виде человеческого профиля, с другой – звериная морда.
Каждый рисунок, каждая составляющая маски были выполнены с особой целью. Узор в виде зигзага, так часто встречающийся на подобных масках, означает тропу предков, сложный путь, по которому надо пройти с честью и достоинством, чтобы духи умерших предков были довольны тобой. Шахматный орнамент означает двойственность мира, противостояние мужского и женского начала, невежества и знания, добра и зла. И так далее...