Шаманский бубен — сакральный инструмент для любого шамана, поэтому к его изготовлению и «украшению» он подходит с особой тщательностью. И немаловажную роль в этом играет рисунок, который наносится на ударную поверхность бубна.
Куда наносят рисунки на шаманском бубне?
Как правило, рисунки на шаманском бубне наносятся на его ударную поверхность, хотя иногда сакральные узоры или знаки рисуют и на ободке бубна.
Кожу для ударной поверхности шаманского бубна подбирают с учетом шаманской деятельности, особенностей самого процесса изготовления бубна, шаманской традиции и, конечно же, согласно указаниям духов-помощников. Например, буряты для этого используют кожу оленя, лося или лошади, сойоты — кожу козла, нанайцы — кожу косули, или кабарги.
Суть рисунков на шаманском бубне
Рисунок на шаманском бубне наносят на кожу до того, как она будет натянута на ободок Символический рисунок, который у каждого шамана может быть индивидуальным, в любом случае содержит космогонический или магический элемент.
Самые распространенные рисунки на шаманском бубне
Наиболее распространенный мотив рисунков на шаманских бубнах — это символическое строение вселенной, то есть представления о структуре Космоса. Обычно изображалась пограничная линия, отделяющая Небо, мир человека и преисподнюю, а также пронзающее все три сферы Мирового древа (радуга или мост), а по краям — духи- помощники или животные, с помощью которых шаман путешествует между упомянутыми тремя уровнями.
Как правило, все архаичные шаманские рисунки на бубнах, так или иначе, повторяют эту схему, поскольку она важна для шамана, ибо является чем-то вроде «путеводителя» для его путешествий в потусторонние миры. Иногда к ним добавляются какие-то местные «особенности», местный «колорит» в восприятии вселенной. Так, например, в центре шаманского бубна забайкальских тунгусов изображено восемь двойных линий, символизирующих опоры поддерживающие Землю над Морем. По обеим сторонам — фигурки животных и антропоморфных существ. На рисунке также присутствует символ твердой земли.
У народов Южной Сибири (алтайцев, хакасов, шорцев) внешняя поверхность бубнов делилась по вертикали на три части, символизирующие три сферы вселенной.
В верхней части изображалось небо со светилами, радугой, облаками, Млечным путем. На левой стороне помещалось солнце, именуемое матерью, на правой — месяц, именуемый отцом. Такое расположение солнца и месяца отражало летнее время, ибо шаманы путешествовали по небу с весны до осени, пока оно не “замерзало”. Рисунки звезд, по утверждению самих шаманов, помогали им ориентироваться в космосе во время камлания. Под небесной сферой нарисована поперечная полоса, обозначающая обитаемую людьми землю. Ломаная линия посередине полосы символизирует горы. В нижнем поле бубна, обозначавшем подземный мир, изображались живущие в нем существа.
Помещенные под горизонтальной линией человеческие фигуры, взявшиеся за руки, представляют собой женщин — «горных русых дев», которые «отвлекают» злых духов от шамана, когда тот теряет силы и нуждается в их помощи; изображенные в самом низу бубна змея и лягушка считались опорой мироздания. Примечательна и фигура всадника, нарисованная красной краской в верхней части бубна. По толкованию шаманов, эти всадники — добрые духи, покровительствующие людям и шаманам; они «разъезжают» на изыках, т.е. на тех конях, которые были посвящены им людьми во время специальных церемоний.