Славяне испокон веку верили в магическую силу слова, в его способность менять окружающий мир. Слова соединялись в небольшие поэтические произведения - заговоры, с помощью которых, по поверьям можно было прогнать болезнь, добиться любви, или успокоить плачущего в ночи младенца.
В старину заговорные традиции были очень сильны - в повседневной жизни человека бытовали заговоры лечебные, любовные, торговые скотоводческие, промысловые. Как правило, они были очень выразительны, поэтичны. В дохристианской традиционной культуре главные образы в заговорах были связаны с силами природы, языческими богами и духами: славяне просили помощи у богов, духов, солнца, месяца, земли, дождя, грома и огня. После крещения Руси, обращались к Христу и Богородице, к святым мученикам и т. д. В поселениях носителями магического знания выступали знахари, но некоторые чудодейственные слова были известны и обычным деревенским жителям.
Существовали заговоры охотников и пастухов, воинские и хозяйственные. Исследователь русской литературы, Леонид Майков, в 19 веке, в книге "Великорусские заклинания", опубликовал заговор, который читали перед дальней дорогой. В нем фигурирует тать, так в старину называли воров, мошенников и грабителей.
Чтение магических слов сопровождал обряд. Также было очень важно произнести текст точно, без изменений. Нельзя было опускать какие-то слова или добавлять от себя - иначе заговор просто мог не подействовать. Белые заговоры избавляли от зла и защищали, черные причиняли вред. Считалось, что черные заговоры в своей практике использовали колдуны, насылающие порчу и болезни.
На разных славянских территориях тексты заговоров имели схожую структуру: предварял повествование зачин, затем шла основная часть, в которой формулировалась желание, или обрядовое действие, и в завершение шёл закреп. часто использовался такой зачин: "Встану я, раб Божий, (раба Божья), (имя), благословяся, умоюсь водою, росою, утрусь платком тканым, пойду, перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток...
В закрепе словам придавалась большая сила и убедительность: "Будьте слова мои крепки, и лепки до веку; нет моим словам переговора, и недоговора. Будь ты, мой приговор, крепче камня и железа".
Целительные заговоры. В поселениях врачеванием занимались знахари. Они лечили магическими словами, и примитивными народными средствами. Считалось, что знахарями становились люди, побывавшие на грани жизни и смерти после тяжелых болезней, или полученных увечий Их деятельность не связывалась с нечистой силой, в отличие от чёрной магии колдунов.
Одним из знахарских способов определения сглаза или порчи, было выливание на воске. Расплавленный воск лили в холодную воду, и по виду полученных фигур определяли, кто наслал порчу.
Болезни зубов на протяжении веков досаждали нашим предкам. И в отсутствие медицинской помощи, варианты заговоров "от зубной скорби", были распространены на Руси повсеместно. Действие лечебных магических текстов было направлено не только на ноющий зуб, но и на избавление от сопутствующей головной боли и болезненности десен. Чтение заговора сопровождалось ритуально-магическими действиями: его произносили, вглядываясь в рот больному, и крестили зуб.
Известно также множество заговоров от грыжи, золотухи, (кожного заболевания, возможно, так в старину могла называться аллергия, дерматит), ячменя и бельма на глазу, и многих других недугов. Были распространены магические тексты от лихорадки, или, по-старинному, "трясовицы", болезни, представлявшейся нашим предкам в образе худой, страшной, простоволосой женщины в белой рубахе.
Заговоры от детского плача. Славяне верили что мир населен темными силами, и мифическими существами. По поверьям, представители низшей демонологии - кикиморы, домовые, русалки, могли вторгаться в повседневную жизнь человека, и всячески вредить. Ночной детский плач и бессонницу часто объясняли проделками нечистой силы, и, чтобы защитить ребенка, прибегали к магии. Также плач связывали со светом и природными явлениями: в заговорах обращались к Луне и Месяцу с просьбой вернуть ребенку сон. Виновницами бессонницы было принято считать утреннюю и вечернюю зарю, которые тревожили детей, и мешали им спать. Магические тексты читали на закате, или рассвете. При этом выносили младенца из избы и показывали солнцу.