Хлеб крачун известен в Закарпатье, западных и восточных частях Подкарпатья, у лемков и в Восточной Словакии, а также у словац. переселенцев в Моравии и Венгрии.
Крачун пекли с особыми ритуалами и предосторожностями, с ним гадали; крошки от него необходимо было сжечь или закопать в землю.
Крачун считался символом семейного богатства. Хозяйка пекла его в вывернутом кожухе и в рукавицах, чтобы семья была богатой. Испеченный крачун клали на солому посреди стола, на зерно из последнего снопа или на деньги.
Обычно крачун. делали круглым (иногда с изображением креста) или в виде плетенки.
В середину хлеба, в ямку, насыпали зерно разных злаков, клали чеснок, травы, облатку, втыкали стебель овса или пихтовую веточку, ставили баночку меда и освященной воды, обвязывали крачун жгутом льна или конопли, чтобы лен и конопля уродились.
Крачун лежал на столе до Нового года или Крещения, когда его начинали есть, причем в Вост. Словакии его делили между всеми членами семьи, а остаток клали перед дверью хлева как оберег от ведьмы.
Часть хлеба давали рогатому скоту, чтобы он был здоровым и плодовитым.
Кусок крачуна и все добавленные в него продукты (мед, чеснок, зерно и др.) сохраняли как лекарство, оберег от нечистой силы и магическое средство.
Особенной лечебной силой наделялась середина хлеба: ею окуривали скот во время болезни.
Лемки сохраняли чеснок как лекарство от боли в горле, словаки особенно действенным считали мед, «испеченный» в крачуне девять раз.
В Словакии срезанные края хлеба давали съесть коровам, чтобы ведьмы не отбирали у них молоко.
Стебли овса и барвинок, которыми украшали крачун , потом вплетали в венок невесты, чтобы ей и жениху передались свойства этих растений.
Крачун катали от порога до стола, чтобы на столе всегда был хлеб, чтобы дом был богатым.
В Восточной Словакии зерно, мак, деньги, облатки из крачуна добавляли в посевное ради хорошего урожая.
С крачуном гадали о судьбе.
В Сочельник обмакивали крачун в воду и катили его по полу: если он переворачивался на верхнюю корку, это означало несчастье в скотоводстве или смерть кого-нибудь из членов семьи.
Также имело значение, какую форму крачун примет в печи.
Гадали по изображениям, полученным на муке или отаве, насыпанным под крачун: если покажется человек, то придут сваты; если животное, ожидали прибавления скота.
Когда катили крачун по полу, считали, сколько оборотов он при этом сделает, веря, что столько же возов сена или зерна соберут летом.
Иногда пекли один или несколько хлебов поменьше, которые называли «братом крачуна» и клали рядом с ним на стол, чтобы крачун не оставался на ночь один.
В некоторых районах Восточной Словакии четыре маленьких крачуна клали на четыре угла стола; лемки пекли сразу несколько «крачуновых братьев».