Казахские баксы - древние шаманы

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
archierei
Модератор
Сообщений: 15742
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 18:11
Откуда: Россия
Пол: М

Казахские баксы - древние шаманы

Сообщение archierei »


Слово «баксы» произошло, предположительно, от тюрского корня «бак» (смореть, видеть). Своим покровителем казахские шаманы считают человека по имени Коркыт (Коркут). Для них это одновременно и реальный персонаж, и мифический, но все-таки больше реальный. Считается, что он был тюрком из племени огузов, а матерью его была кипчачка. Кстати, в библиотеке Папы Римского есть труд, написанный примерно в XV-XVI веках, под названием «Книга моего деда Коркыта». В ней рассказывается о некоем старике, который был очень уважаем на Востоке: он вел благочестивый образ жизни, был мудрецом и благословлял ханов на военные походы.

Изображение
Одно из изображений Коркута (Коркыта), которого считают прародителем всех шаманов-баксы

Не только у казахского народа, но и у туркменского, башкирского, азербайджанского, турецкого и почти всех представителей так называемой огузской ветви в народных преданиях встречаются упоминания о дедушке Коркыте.

Считается, что стать шаманом-баксы человек может в любом возрасте: кто-то получает этот дар по наследству, кто-то обретает его уже будучи взрослым.

Традиционная одежда баксы чем-то напоминает наряд американского индейца – например, на головном уборе его тоже присутствуют длинные перья. Впрочем, некоторые современные баксы практикуют ритуалы в национальной казахской одежде или даже в повседневной.

Изображение


Во время ритуалов шаман использует посох, нож или плеть, а также может бить в бубен или барабан. Но самым важным атрибутом баксы считается необычный музыкальный инструмент под названием кобыз. По преданию, его создал сам Коркыт-ата. Казахи, которые обращаются к шаманам, верят, что умение играть на кобызе – это особый, редкий дар, полученный свыше. А сами звуки, которые воспроизводит этот инструмент, не иначе как волшебные: они, мол, открывают сокровенные знания, успокаивают нервную систему и даже могут излечивать от тяжелых недугов.

Изображение
Баксы с кобызом.

Кобыз представляет собой деревянный смычковый инструмент с двумя струнами, изготовленными из конского волоса. Звуки, им издаваемые, действительно звучат странновато и не очень походят на обычную музыку. Как правило, исполняется сложная (часто – хроматическая) мелодия и не менее сложный ритмический рисунок. Игра на кобызе, а также пение, как правило, сопровождают общение баксы с духами.

Изображение
Этот древний кобыз, принадлежавший известному баксы из Жезказгана Досымбаю Итемгенулы, передается из поколения в поколение. Инструменту уже три века.

Во время своих ритуалов «музыкант» может запросто встать ногами на лезвие острого кинжала, взять в рот иголку или нож либо прикоснуться к раскаленному до красна металлическому предмету – все это поражает воображение зрителей и вызывает у них еще больше доверия к «дару» баксы. Столь замечательное владение своим телом и контроль над органами чувств очень напоминает трюки, исполняемые йогами. Шаманы также очень часто применяют гипноз и довольно сложные «фокусы», используя необычайную ловкость рук. Во время ритуала шаман входит в экстаз – он может прыгать, вскрикивать и изображать различных животных либо птиц (своих духов-помощников), порой во время такого транса у него может даже пойти пена изо рта. Но при этом он всегда способен контролировать это свое состояние.
Все, кто когда-либо общался с казахскими шаманами, утверждали, что в столь безумный экстаз они входят исключительно во время своих ритуалов, а в повседневной жизни пребывают в абсолютно здравом рассудке и ведут себя, как обычные люди. Возможно, странное психическое состояние во время ритуала связано с тем, что баксы очень сильно верят в своих духов и собственную избранность, полностью вживаясь в эту роль. Во время «лечения» больного шаман может окуривать его дымом, прыскать на него разными смесями и давать пить собственноручно приготовленные настойки.
Все это одновременно и завораживает зрителя, и пугает, и восхищает, а у кого-то может вызвать смех или даже возмущение. Одно неоспоримо: баксы – часть древней казахской культуры, и от этого никуда не деться. А одежду шаманов и их инструменты часто можно увидеть в исторических и краеведческих музеях.


Аватара пользователя
ЕфимияЯ
Сообщений: 9431
Зарегистрирован: 21 мар 2019, 19:34
Пол: Ж

Казахские баксы - древние шаманы

Сообщение ЕфимияЯ »

Благодарю Вас Уважаемый archierei , за статью !
Аватара пользователя
nata14
Сообщений: 7522
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 13:27

Казахские баксы - древние шаманы

Сообщение nata14 »

Уважаемый archierei, благодарю Вас за статью !
Аватара пользователя
Иветта
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 17886
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:56
Пол: Ж

Казахские баксы - древние шаманы

Сообщение Иветта »

Благодарю уважаемый archierei за статью ,с уважением.
Аватара пользователя
Макошь
Сообщений: 10442
Зарегистрирован: 22 авг 2019, 20:35
Пол: Ж

Казахские баксы - древние шаманы

Сообщение Макошь »

Благодарю Вас, уважаемый Архиерей, за Ваш труд и интересный материал!
С уважением.
Аватара пользователя
Яна Свет Леонидовна
Сообщений: 16726
Зарегистрирован: 31 дек 2016, 07:52
Откуда: Россия, Выборг
Пол: Ж

Казахские баксы - древние шаманы

Сообщение Яна Свет Леонидовна »

Благодарю Вас, уважаемый Архиерей, за статью.
Аватара пользователя
Паола
Сообщений: 18452
Зарегистрирован: 29 фев 2016, 05:06
Откуда: Челябинск

Казахские баксы - древние шаманы

Сообщение Паола »

Благодарю Вас Архиерей за интересную статью. С уважением!
Аватара пользователя
erna sobchak
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 5641
Зарегистрирован: 18 авг 2014, 12:57
Откуда: украина
Пол: Ж

Казахские баксы - древние шаманы

Сообщение erna sobchak »

Благодарю Вас,уважаемый archierei за интересную,познавательную статью !
Аватара пользователя
Александр В
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 13745
Зарегистрирован: 16 июн 2013, 01:50

Казахские баксы - древние шаманы

Сообщение Александр В »

Здравствуйте, Уважаемый Архиерей. Благодарю Вас за тему.
С Уважением и Благодарностью к Вам.
Ответить

Вернуться в «Интересное и познавательное»