Шаманы Мозамбика

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
archierei
Модератор
Сообщений: 15845
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 18:11
Откуда: Россия
Пол: М

Шаманы Мозамбика

Сообщение archierei »

В Мозамбике на юго-востоке Африки практически каждый верит в существование духов, которые либо помогают в исцелении от болезней и привлекают удачу, либо, наоборот, наказывают человека за проступки. Вся страна заполнена тайными культами, шаманами и экзорцистами, предлагающими свои услуги.

Местные народные целители («курандейруш», или «сангома» на местном наречии) в Мозамбике пользуются гораздо большим успехом, чем медики. Больницы и медикаменты не всегда доступны для жителей сёл и деревень, да и доверяют они больше духам из потустороннего мира, нежели лекарствам из аптеки.

Во время лечебных сеансов шаманы вызывают духов и предоставляют им своё тело, чтобы узнать причину заболевания и способ его лечения. В тела лекарей входят духи диких животных, убитых воинов или умерших родственников. Чтобы впустить в себя духа, целители надевают специальную одежду и головные уборы, намазывают свои лица краской или натирают табаком.


Изображение

У Арналдо Родиса , колдуна из деревни Мадамба в Центральном Мозамбике, шокирующие методы. Четыре месяца у него проходил лечение 22-летний Гафуму Ликсонгола, страдавший психическим расстройством. Все это время больной спал на земле у входа в дом шамана, привязанный за ногу к деревянному столбу. Во время лечебных сеансов шаман использовал «ванну из козлиной крови»: резал над головой пациента молодого козла, купленного родственниками. По местным поверьям, свежая кровь животного помогает избавиться от душевных недугов.

В одном из районов Мапуту, столицы Мозамбика, есть Школа колдунов. Многие молодые люди стремятся стать шаманами, так как это позволит им зарабатывать приличные деньги в бедной африканской стране с высоким уровнем безработицы. Студенты живут при школе около двух лет и учатся приручать духов, постигая тонкости местной медицинской традиции. 22-летний Гилдо Педро — один из учащихся школы.

Изображение

50-летний шаман Чимаризен из деревни Нипенде в провинции Тете обычно принимает пациентов в своей хижине. По его словам, с 2007 года он одержим духом, который запрещает ему выполнять любую работу, кроме исцеления людей. Большинство приходящих к лекарю, правда, хотят узнать, как победить нищету и стать богатыми. Чтобы войти в образ, Чимаризен натирает лицо табаком.

Сеанс лечения стоит пациенту 300 метикал (около 500 рублей).

Изображение

Многие шаманы используют одурманивающие средства для погружения в транс. 43-летняя целительница Антония Блаунди из города Тете курит запрещенные в других странах вещества, чтобы дух умершего предка вошел в ее тело и помог распознать причину заболевания визитера и подыскать правильный способ лечения.

Изображение

До того как стать шаманом, Ропинью Кассуада из деревни Мафилипа в Центральном Мозамбике работал в Банке Мозамбика в городе Тете. Но в 2009 году в Ропинью, по его мнению, вселился дух одного из предков, который повелел ему оставить работу, переехать в сельскую местность и стать целителем. Чтобы погрузиться в транс, шаман берет в руки козлиные рога, символизирующие дух того самого предка.

Изображение

Шаманка Флора Антонио утверждает, что лечить пациентов ей помогает дух креветки. Несмотря на то что целительство приносит Флоре немалый доход, она старается как можно реже вызывать духа: «Каждый раз, когда он входит в мое тело, я ощущаю, как он крушит мои ребра и сжимает сердце. Это невыносимая боль».

Изображение

Все шаманы Мозамбика состоят в организации народных целителей Ametramo , признанной местным министерством здравоохранения. У каждого из ее членов есть удостоверение целителя и прайс-лист. Цены на услуги варьируются от 50 метикал (за простой совет) до нескольких тысяч (за благословение машины или офиса). «Сертифицированный» специалист Жулиу Сардинья Жанику (50 лет) из деревни Мпандве в провинции Тете жалуется, что в последнее время появилось множество шаманов-нелегалов, в основном эмигрантов из соседнего Малави, которые предлагают свои услуги по сниженным ценам.

Изображение

Целитель Робега Алфаи утверждает, что в него вселяются два духа: Jostino (льва) и Gomo (леопарда). Он попросил местного художника написать его портрет в трех видах: во время вхождения в него обоих духов и в повседневной жизни. Этот триптих теперь украшает хижину Алфаи в районе Самора-Машел города Тете, где он принимает пациентов.

Изображение

Чтобы вывести боль из тела пациента, шаман Жулиу Сардинья Жанику поджигает смесь лекарственных растений и просит больного вдыхать целебный дым. Сам же он в это время ходит вокруг и поет заклинания.

В центре и на севере страны, в регионах на границе с Малави, существует тайное братство — культ народа Чева. Это движение называется Ньяу, или Гуле-Вамкулу, что переводится как «Великие танцоры». Это культ включён в программу ЮНЕСКО по защите нематериального культурного наследия человечества.

Изображение

Ньяу известны своими ритуальными танцами, масками и костюмами. Они появляются во время государственных праздников, юбилеев и похорон и танцуют всю ночь напролёт. Перед выступлением Ньяу пьют алкогольный пивной напиток помбе, помогающий им входить в состояние общения с духами.

Надевая свои маски, Гуле-Вамкулу становятся одержимыми духами ньяма (духами животных) и мизиму (духами предков). Ещё один популярный образ — «азунгу», то есть «белый человек». Прототипом костюма «азунгу» стали колонизаторы, которые ассоциируются у Чева со злыми духами.

Ньяу часто делают большие звериные конструкции, внутрь которых залезают несколько человек, чтобы приводить их в движение. Такой тип Ньяу символизирует древних животных, которые, по верованиям Чева, жили в мире с человеком.

Согласно мифологии народа Чева, после сотворения Вселенной бог Чаута сошёл на Землю вместе с мужчиной, женщиной и животными. Все они жили счастливо, пока люди не познали секрет добычи огня. Завидев человека с пламенем в руке, все звери (кроме скота и домашних животных) в ужасе разбежались, а бог Чаута прогневался на людей и оставил землю. Последователи культа Ньяу олицетворяют тех древних предков, которые когда-то жили в гармонии с богом и животными, прежде чем человек вступил на путь эволюции.
Члены культа Ньяу тщательно охраняют свои секреты, используя сложную систему знаков и паролей. Обряд инициации в это тайное сообщество, как правило, происходит ночью на заброшенных кладбищах, куда суеверные жители опасаются приходить даже в дневное время.

Ещё одним местом, где можно увидеть взаимодействие людей с духами, стала Мозамбикская церковь Зиона, получившая своё название от американского города Сион в штате Иллинойс, США. Именно оттуда в 1904 году пастор Даниэль Брайант, один из основателей церкви, отправился проповедовать в Южную Африку. Сначала новая церковь пустила корни на территории современного ЮАР. Затем её учение распространилось в соседние страны, в основном через гастарбайтеров, возвращавшихся с заработков домой. В настоящее время в Мозамбике существуют тысячи церквей Зиона, чьих членов на местном наречии называют «мазионеш».

Несмотря на то, что церковь Зиона считается христианской, её лидеры наравне с обычными молитвами используют и традиционные методы лечения. Смешивая христианство с африканским язычеством, священники Зиона могут оказывать услуги населению одновременно и в качестве народных целителей, и чародеев.
На пятикилометровом пляже Мазионеш в Мапуту обряды экзорцизма проводятся каждый четверг и воскресенье. Церемонии сопровождаются криками и ритуальным пением, в котором участвуют даже дети.

Люди, прошедшие ритуал изгнания демонов, часто теряют сознание, но иногда бывает и хуже: подвергшиеся «духовному лечению» становятся агрессивными, непредсказуемо опасными и бьются так, что их не может удержать десяток крепких мужчин, — приходится связывать.
Чтобы защитить себя и других членов церкви от неумышленного насилия со стороны одержимых, священники и пророки Зиона связывают ноги и руки бесноватых с помощью верёвок «тчакачака». Мазионеш верят, что такие верёвки наделены божьей силой.

«Лёгкому» обряду изгнания демонов подвергаются даже самые «чистые» члены церкви — для профилактики, чтобы исключить возможность проникновения злого духа. Пророк или священник кладёт на голову верующего Библию и читает молитвы, затем окропляет святой водой. Подобные процедуры повторяются раз в неделю на воскресных богослужениях.

Согласно учению Зиона, из-за пороков в большинство людей входят демоны, которые должны быть изгнаны. Экзорцистами выступают, как правило, пророки церкви — особые члены общины, которым от бога дана власть над злыми духами. Изгнание демонов совершается в церквях во время обряда «ночного исцеления» или в водоёмах после утреннего богослужения.

Изображение

Аватара пользователя
Яна Свет Леонидовна
Сообщений: 16784
Зарегистрирован: 31 дек 2016, 07:52
Откуда: Россия, Выборг
Пол: Ж

Шаманы Мозамбика

Сообщение Яна Свет Леонидовна »

Благодарю Вас, уважаемый Архиерей, за интересную статью.
Аватара пользователя
Queen of Fensalir
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 08 май 2022, 15:34
Пол: Ж

Шаманы Мозамбика

Сообщение Queen of Fensalir »

Благодарю Вас Уважаемый Архиерей, за интересный материал.
Аватара пользователя
Лора26
Сообщений: 6425
Зарегистрирован: 25 янв 2022, 18:41
Пол: Ж

Шаманы Мозамбика

Сообщение Лора26 »

Уважаемый Модератор Archierei, благодарю Вас за рассказ о шаманах Африки.С уважением.
Аватара пользователя
ЕфимияЯ
Сообщений: 9535
Зарегистрирован: 21 мар 2019, 19:34
Пол: Ж

Шаманы Мозамбика

Сообщение ЕфимияЯ »

Благодарю Вас Уважаемый Архиерей, за интересную статью.
Аватара пользователя
Werner
Сообщений: 2095
Зарегистрирован: 23 май 2016, 10:13
Пол: М

Шаманы Мозамбика

Сообщение Werner »

Благодарю Вас Уважаемый Архиерей.
С уважением!
Аватара пользователя
Иветта
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 17990
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:56
Пол: Ж

Шаманы Мозамбика

Сообщение Иветта »

Благодарю уважаемый archierei за статью , с уважением.
Аватара пользователя
Александр В
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 13745
Зарегистрирован: 16 июн 2013, 01:50

Шаманы Мозамбика

Сообщение Александр В »

Здравствуйте, Уважаемый Архиерей. Благодарю Вас за интересную тему.
С Уважением и Благодарностью к Вам.
Аватара пользователя
Паола
Сообщений: 18595
Зарегистрирован: 29 фев 2016, 05:06
Откуда: Челябинск

Шаманы Мозамбика

Сообщение Паола »

Благодарю Вас Архиерей за интересную статью. С уважением!
Аватара пользователя
nicol797
Сообщений: 6254
Зарегистрирован: 24 авг 2015, 13:13

Шаманы Мозамбика

Сообщение nicol797 »

Уважаемьй Архиерей благодарю Вас,за интресную тему!С уважением!
Ответить

Вернуться в «Интересное и познавательное»