«Ворожит, шепчет и бобами разводит»

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Сообщений: 40251
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:57

«Ворожит, шепчет и бобами разводит»

Сообщение ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ »

Одно из первых упоминаний о колдовстве в курском крае относится к началу XVIII века. В 1719 году беглый рекрут и разбойник Леон Федоров донес на помещиков Мозалевских. Из показаний следовало, что Антон Мозалевский «ворожит, шепчет и бобами разводит, угадывает верст за тысячею и болши, что делаетца, и знает про государя Петра I, когда будет или не будет удача на боях против неприятеля».
Подозреваемого по указанному Федоровым адресу не разыскали. Тогда на всякий случай «сыскали» всех курских Мозалевских и доставили в тайную полицию тех времен – Преображенский приказ. Но сколько не допытывались государевы служилые люди из карательного органа, ничего преступного не обнаружили.
Курские крестьяне зачастую подозревали в колдовстве умного, хитрого, малообщительного мужика. В этот круг, как правило, входили и сифилитики. Довольно редко подобные слухи опровергались, так как на селе колдун был огромной силой. Перед ним все заискивали, звали по отчеству, снимали шапку и кланялись, несли подарки и боялись гнева его домочадцев. На них старались не жаловаться властям – себе же в убыток.
В Тимском уезде в XIX веке из уст в уста передавали быль. Украла однажды жена колдуна у соседа два кочана капусты с огорода. Ее встретил хозяин, стал бранить последними словами. Но как только отнял у той кочаны, стало его трясти со страшной силою. Мужик быстро одумался, взмолился перед женщиной: «Возьми капусту-то, – а она не берет, – возьми, Христа ради!» Так она и ушла, даже не обернулась. Потом он до конца своей жизни ей в глаза не смотрел, а, завидев издалека, шапку долой.
Накануне свадьбы родня жениха и невесты отправлялась на поклон к колдуну. Его было принято зазывать самым первым. Во время застолья чародею подносили лучшие блюда, он восседал на почетном месте, иногда рядом с сельским священником. В противном случае, как гласила народная молва, колдун мог «сбесить» свадьбу, а тогда не избежать большой беды – торжество закончится рукопашной битвой односельчан.
Примечательный случай произошел как-то в Фатежском уезде в позапрошлом веке. Вздумалось одному колдуну испортить свадьбу из-за того, что пригласили на нее не его, а «коллегу». Как только свадебный кортеж – «тройка с бубенцами» – выехал за ворота, коренной жеребец сильно захрипел и рухнул замертво. Тогда другой колдун впряг собственную лошадь и силою своих чар заставил первого глотать падаль. Свадебный поезд между тем продолжил свой путь.
Проживали в Курской губернии не только злые, но и добрые колдуны. За ними ухаживали всем селом: поили, кормили, помогали по хозяйству. Добрый колдун выгонял беса, на худой конец, заменял его маленьким бесенком, причинявшим человеку меньше страданий. В народе сказывали: «добряки» помогали во время пожара, ссорили разбойничьи банды и шайки деревенских грабителей, накликали дождь или останавливали его... Но случись в хозяйстве селянина малейшая неудача – неурожай, недород, падеж скота – все чародеи без исключения попадали под подозрение.
" Именем Йод Хе Bay Хе человек повелевает Природой. Именем Адонаи он покоряет царства. Тайные же силы, кои составляют владения Гермеса, все как одна повинуются тому, кто знает, как надлежит правильно произносить невыразимое имя Агла."

Изображение

Изображение
Ответить

Вернуться в «Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы»