Евреи и славяне. Народная магия в регионах этнокультурных контактов.
В народной традиции отношение к этнически, социально или конфессионально "чужому" определяется целым набором этнокультурных стереотипов. При этом "чужому" приписываются сверхъестественные свойства, связь с потусторонними силами, способности в магии и ведовству (как вредоносному, так и продуцирующему) [Белова 2001]. Различные магические практики, направленные на плодородие земли и скота, достижение благополучия в семье и хозяйстве, а также - не будем лукавить! - призванные обеспечить успех задуманному предприятию не совсем праведными средствами, составляли одну из наиболее "актуальных", связанных с повседневностью сторон жизненного уклада. Мифологизированная фигура "чужого" в фольклорном контексте "магической повседневности" оказывалась более чем кстати. А если "чужой" оказывался к тому же и близким соседом, обмен магическими "рецептами", текстами заговоров, амулетами становился делом обычным и взаимовыгодным. В то же время непосредственное соседство с иноверцами побуждало к особой бдительности, ведь от "чужих" знахарей, да и вообще от любого инородца можно ожидать опасных козней.
Именно такая картина взаимоотношений восточных славян и евреев в XVIII - первой половине XX в. складывалась в регионах тесных этнокультурных контактов - такими областями были Подолия, украинское и белорусское Полесье, Смоленщина, Виленская губ., Прикарпатье и Закарпатье. Помимо того, что народные верования русских, украинцев и белорусов, соседствовавших с евреями на территории "черты оседлости", представляют собой уникальный комплекс представлений, единых для восточных славян, эти верования составляют живую традицию, что подтверждается материалами этнолингвистических экспедиций последних лет. Отметим также, что ряд народных суеверий в отношении евреев распространился далеко за пределами тех регионов, где они составляли органический элемент взаимных представлений, обусловленных традицией. Как часть городского (и в общем-то вненационального) массового сознания, подобные представления, уже изрядно искаженные и упрощенные до примитивности, нередко становились основой для бытового да и государственного антисемитизма.
О чем же свидетельствуют факты народной культуры? Как относились к "необычным" способностям друг друга славяне и евреи, жившие бок о бок не одно столетие? Как относились они к "чужим" обрядам и праздникам, когда и зачем прибегали к помощи "чужих" колдунов и знахарей?
"Магия праздников" - так можно назвать феномен, определяющий взаимное отношение к этнических соседей к важным датам "чужого" календаря. Именно к "чужому" празднику можно приурочить исполнение магических обрядов для достижения благополучия в хозяйстве.
Согласно гуцульскому поверью, на христианскую Пасху евреи обязательно хотят одолжить у соседей-христиан огня, потому что это хорошо для скота и приносит удачу [Онищук 1912: 40]. Значимость для хозяйственной магии "чужого" пасхального огня усиливается еще и тем, что пасхальный огонь - это "новый", впервые зажженный (иногда так называемый "живой" - т.е. полученный трением) огонь, следовательно, магическая сила его особенно велика. В свою очередь в Белоруссии и в Подолии был распространен обычай накануне Пасхи разжигать и поддерживать огонь на погосте с помощью повозок, бочек, колес, украденных у евреев [Зеленин 1914: 456].
По наблюдениям гуцулов, евреи стремились "как бы случайно" принять участие в обрядовом обливании водой в "Волочильный понедельник" (понедельник после Пасхи), чтобы уберечься на весь год от коросты [Онищук 1912: 41]. Стремясь быть облитыми водой в пасхальный понедельник, евреи вели себя вполне в русле местной славянской традиции, где ритуал обливания и сопровождавшие его приговоры-благопожелания как раз и способствовал получению здоровья и благополучия на весь год.
В дни особо "магически значимых" праздников и славяне, и евреи исполняли одни и те же охранительные ритуалы, чтобы избавиться от происков нечистой силы. Так, в Закарпатье "на Юрья" (день св. Георгия, 23.IV/06.V), когда, согласно народным верованиям, ведьмы отнимают у коров молоко, и гуцулы, и местные евреи разжигали костры из вонючих материалов, чтобы не допустить ведьм к скотине- у костра все время должен был находиться стражник, чтобы никто не мог похитить уголек и таким образом навести порчу на коров [Онищук 1912: 43].
В гомельском Полесье был записан рассказ о том, как еврей, используя общеизвестные в Полесье способы отгона нечистой силы, смог уберечь своих коров от ведьмы, которая в ночь на Ивана Купалу пыталась сглазить его коров. Когда голая ведьма стала собирать в хлеву навоз, заранее спрятавшийся в хлеву еврей стал повторять все ее действия - и ведьма исчезла (с. Барбаров Мозырского р-на Гомельской обл., 1983, зап. Н. Борзаковская). И славяне, и евреи использовали одни и те же обереги от нечистой силы, например вешали в хлеву убитую сороку, чтобы защитить скот от "злого" (черта, ведьмаря).
Славянские рассказы о ритуалах, совершаемых во время еврейских праздников, удивительным образом совмещают в себе "этнографический" и "мифологический" пласт. С одной стороны, они содержат наблюдения, свидетельствующие о пристальном внимании, с которым местные жители Прикарпатья или Полесья наблюдали за обрядами своих соседей и своеобразно интерпретировали их (часто с точки зрения собственной традиции). С другой стороны, в этих рассказах отражается один из наиболее устойчивых стереотипов - о связи иноверцев с нечистой силой.
В Прикарпатье рассказывали, что во время пасхальных праздников евреи едят мацу. Берут деревянную ложку и кавалок хлеба и сжигают. После праздника идут на то самое место, "перепрошуют" хлеб и говорят: "Гам, гам! Ходи хлїбе 'д нам!" [Франко 1898: 199-200]. Из этого описания хорошо видно, как праздничный ритуал (избавление от хамеца и поиски афикомана) в глазах славян превращается в некий магический обряд "приглашения" хлеба (ср. славянское обрядовое приглашение на рождественский ужин мороза, предков-"дедов", животных и т.п. ради урожая и благополучия в наступающем году).
На Волыни считали, что благополучие евреев во многом зависит от нечистой силы: в праздник Песах "жиди ставлють вино на столi, хрiн i петрушку i ото приходить той шо з рiжками, п'є там вино и закушує, i оставляє грошi. Не до кажного жида вiн i заходе, а тiлькi до дуже щасливих" [Кравченко 1911: 11]. В этом рассказе, вероятно, трансформации подверглось представление о том, что на Песах пророк Илия может посетить каждый еврейский дом. Поскольку "чужой Бог" и "чужие святые" выступают в народной славянской традиции как представители потусторонних сил, то образ сакрального посетителя приобретает характерные для демонологического персонажа признаки. О том, что под эвфемистическим названием той шо з рiжками (ср. выражения бог с рогами, ангел с рожками в значении "черт") вполне может подразумеваться черт, свидетельствует другая история - "Жидiвський бог", - записанная в Подолии. Сторож при корчме рассказывал, как на еврейскую Пасху он тайком подглядел, что же делают евреи, собравшись на праздник. "От вони позаставляли на мисках їдзеня, посвiтили свiчки, ростворили дверi, i давай кричати, просити, щоби прийшов їх божок". И вот что-то слезло с чердака - "кудлате, грубе, таке нiби собака, нiби чоловiк", - но в хату войти не захотело. Евреи обыскали дом, нашли притаившегося сторожа и выгнали его. Уходя, он успел заметить, как "тота бiда вiйшла в хату, вискочила на стiл i щось трохе хлиптала". Только после того, как "бiда" наелась и покинула дом, евреи приступили к праздничной трапезе [Левченко 1928: 64-65].
Главным драматическим событием Судного дня считалось похищение чертом евреев во время богослужения (это широко распространенное на Украине, в Белоруссии и в восточной Польше поверье послужило основой для рассказа В.Г. Короленко "Судный день"). Чтобы избежать похищения и отпугнуть черта-"хапуна", евреи приглашали на свою молитву христианина с "громничной" свечой. "И там должэн присутствовать одын наш мужык, украинэц... Еврэи ўжэ увэрэны, шо ўжэ их хопун нэ вузьмэ. Це у нас ў сили былу. Мою мбты приглашалы ночовать. Це я увэрэнно говору, шо то нэ кбзка" (с. Рясно Емильчинского р-на Житомирской обл., 1981, зап. А.Л. Топорков). Присутствие среди евреев "чужого" с освященной в церкви на праздник Сретения свечой (она использовалась как оберег от грома, молнии и нечистой силы) обеспечивало противостояние демоническим силам в канун Судного дня.
Еврейский праздник Кущей также воспринимался славянами сквозь призму своей традиции. В Полесье рассказывали, что "на кучки" евреи совершают специальные магические ритуалы, вызывая дождь (что с точки зрения местных жителей было совершенно бессмысленно, так как осень в Полесье и так дождливая). Евреи брали тыкву, проделывали в ней отверстия, через которые сливали воду, имитируя дождь. В с. Рясно Емильчинского р-на Житомирской обл. рассказчики отмечали, что воду евреи могли сливать и через решето, что вполне соответствовало одному из "местных" магических способов противостояния засухе: "Цэ евреи так роблять, шоб дошч ышоў - льют воду чэрэз рэшэто, або у гарбузу дырки прокручывают и [наклоняют все под него голову] - шоб дошч буў" (1981, зап. Е.С. Зайцева).
По свидетельству из Прикарпатья, евреи "на кучки" любят, чтобы шел дождь (если идет дождь, считается, что у них будет много денег). Когда "на кучки" начинается дождь, они подставляют под капли головы - "как будто деньги на них капают" [Франко1898: 200].
В то же время дни "чужих" праздников воспринимались как опасные, неблагоприятные для хозяйственной деятельности. Так, по белорусскому поверью, в праздник Кущей нельзя было рубить и складывать в бочки капусту - сгниет [Federowski 1897: 415]. В 1985 г. во время экспедиции в брестское Полесье были зафиксированы сходные запреты: заквашенная на "жидиўски кучки" капуста быстро испортится, будет иметь неприятный запах (с. Онисковичи Кобринского р-на).
В Витебской Белоруссии полагали, что нельзя сеять рожь в период между еврейским Новым годом и Судным днем (эти дни назывались "жидовские сты(о)яны", так как евреи в это время "стояли" на молитве) - от такого посева во ржи будет "стоять" только пустая солома [Никифоровский 1897: 107]. В белорусском Полесье (Слуцкий повет) также считали, что не следует сеять жито, когда евреи "стаяць у школе перад страшнаю нуоччу" (молятся в синагоге в канун Судного дня), потому что уродятся только "пустыя каласы-стаяны" [Сержпутоўскiй 1930: 62].
"Праздничные приметы". Непосредственно с сельскохозяйственной практикой связаны приметы о начале работ (сев, посадка различных культур), приуроченных к датам еврейского календаря. Так, на Украине (Лубенский у.) подсолнечник сажали в субботу или в дни, на которые приходились еврейские праздники ("як жыды на кучкы сидалы"). По народному поверью, это обеспечивало сохранность посевов от воробьев. Зависимость времени посадки от еврейских праздников объяснялась так: "Затим горобци не будуть пыть соняшника, шо жыд у суботу ничего не робыть". Связь же воробьев с субботним отдыхом евреев, по мнению рассказчика, состояла в следующем: когда Божья мать прятала Христа во время избиения младенцев, воробей своим криком "жив! жив!" предательски указывал путь воинам Ирода. За это Христос воробья проклял: "Хай горобець буде, як жыд". С тех пор воробьи, подобно евреям, соблюдают их жизненный уклад и ничего не делают в субботу. Той же магией подобия обусловлено правило сажать подсолнечник до восхода солнца, а лучше после его захода - "горобци вже не жырують тоди, не щебечуть, бо на шабаш пишлы, як жыды" [Милорадович 1991: 246-247]. Своеобразное "родство" евреев и воробьев проявляется также и в украинском поверье: "Воробьи, подобно жидам и чертям, не любят сала, и потому советуют всякому, желающему отогнать воробьев от посева, при сеянии мазать руки освященным салом" [Чубинський 1995: 66].
"Профессиональная" магия. Сверхъестественные способности знахарей-иноверцев признавались иногда более действенными, чем умения "своих" колдунов. Об этом - гуцульская быличка о страннике-еврее, который пришел в один дом на пасху, не отказался от "свячоного" угощения, а потом не только "заговорил" буйную корову, но и сделал ее неподверженной сглазу [Онищук 1909: 119-120]. Иногда знахарь-еврей мог "пересилить" местного колдуна, расстроить его козни. Во время экспедиции 2000 г. в волынское Полесье в с. Речица нам рассказали о местечковом еврее-знахаре, который славился по всей округе своим умением обезвреживать "заломы" или "завитки" (скрученные колосья, которые колдун оставляет в поле с целью наведения порчи). Дед рассказчика пригласил этого еврея, чтобы уничтожить "завитку" на капусте. Еврей с помощью "своей" молитвы обезвредил "завитку" и разоблачил недоброжелателя, заставив его прилюдно бежать за телегой в чем мать родила.
Перед смертью "знающие" стараются передать свой дар кому-либо из окружающих, причем неподготовленный "наследник" часто испытывает после этого страшные мучения. Иногда таким избранником становится "чужой", как в карпатской быличке о том, как колдунья передала свое "знание" ничего не подозревающей еврейке, попросив взять себя за руку (обычный прием при передаче колдовских способностей). В Киевской губ. рассказывали, как еврей при помощи пояса поймал ведьму, которая, обратившись в колесо, проникла в хлев, и не отпускал ее до тех пор, пока она не пообещала передать ему свое умение [Гнатюк 1912: 103].
Утратить свои способности "знающие" могли, например, оказав медицинскую помощь иноверцу: излечив еврея, знахарь впоследствии уже не мог вылечить от этой же болезни пациента из "своих" (Западная Белоруссия- Federowski 1897: 415). В ровенском Полесье повитуха, прочитавшая молитву над роженицей "у жидов", была бессильна помогать остальным людям (с. Боровое Рокитновского р-на).
Подобно славянским ведьмам, принимающим вид животных и даже неодушевленных предметов, оборотни-евреи также пробираются в чужие коровники, чтобы испортить скот или отобрать у коров молоко. Как говорится в быличке из Галиции, сельский "жид-опырь" превращался по ночам в кота и забирался в хлев богатого хозяина. Однажды хозяин увидел в хлеву кота, схватил его и отрезал ему ухо. Наутро все увидели, что еврей-корчмарь ходит с перевязанной головой (типичный сюжет восточнославянской былички о распознавании ведьмы). После этого случая "опырь" утратил свою вредоносную силу, и другие "опыри" перестали признавать его [Яворский 1915: 262]. Как следует из закарпатской былички, записанной известным фольклористом П.Г. Богатыревым, ведуны разных национальностей легко находят общий язык: "Ведьм (босуркань) можно видеть ночью. Мой старый тесть их встретил. Как-то в полночь он возвращался домой и услышал в грушевом саду какой-то шум. Он посмотрел в ту сторону и увидел одну еврейку, двух русских женщин и одного умершего недавно мужчину по имени Волотир- все четверо были из Кривы..." [Богатырев 1971: 282].
Особой колоритностью отличались приемы, которые использовали евреи-корчмари для привлечения клиентов. Отметим, что приемы эти не были специфически "еврейскими" - аналогичные действия совершали кабатчики и в Центральной России (скорее, здесь можно говорить о "цеховой" магии). В Гродненской, Виленской, Ковенской губ., а также в Карпатах бытовало верование, что евреи стремились завладеть веревкой, на которой повесился самоубийца- кусочки от нее они держали в бочке с горилкой или тайком подбрасывали в рюмки пьющей публике, чтобы люди шли к ним так же активно, как они шли смотреть на покойника [Шейн 1890: 550- Франко 1898: 213]. В закарпатском селе Нижние Ворота рассказывали, что еврейка-корчмарка для привлечения богатого гостя обмыла горилкой свои половые органы со словами: "Как задница держится другой частины, так пусть тот человек (назвала имя) держится и пьет нашу горилку". После этого она хотела предложить горилку гостю, но ошиблась, и подала выпивку не богачу, а бедному человеку, который выпил наговоренное питье и вконец разорился (зап. 1948 г.- Архив Ин-та этнологии и антропологии, ф. 6, д. 2599, л. 147).
Традиционным было представление, что евреи (торговцы, корчмари) являются обладателями волшебной неразменной монеты ("инклюз", "анклюз"). Гуцулы считали, что евреи способны опознать "инклюз" среди других монет "по голосу" [Шухевич 1908: 214]. По поверьям украинцев, "инклюз", полученный от еврея в качестве сдачи, "вытягивал" деньги из кармана покупателя и возвращал их хитрому еврею. Иногда еврей мог предложить взять у него "инклюз", однако условием такой сделки было осквернение святынь: христианин должен был плюнуть на изображение распятия и поцеловать изображение "злого духа" [Гнатюк 1912: 226].
"Повседневная" вредоносная магия. Чтобы действенно отомстить обидчику или навести порчу на недоброжелателя, также вовлекали "чужих" в круг магических действий. В Белоруссии, чтобы наказать лиходея, жертвовали деньги на три "еврейские школы", чтобы раввины помолились о погибели врага (кстати, то же самое делали, если хотели найти и вернуть украденную вещь). Еще один способ мести - накануне большого праздника помолоть в жерновах медные деньги, а потом пожертвовать их в синагогу [Сержпутоўскiй 1930: 135, 243].
Евреи же считали, что самый тяжелый "урок" (т.е. сглаз) может навести "гой" - не еврей [Lilientalowa 1900: 320].
Осторожность не помешает! Представления о том, что всякий "чужой" может быть источником опасности, выражены в целом ряде правил общения, которые следует соблюдать, чтобы не навлечь на себя беду. Так, крестьяне Виленской губ. считали, что при встрече с евреем нельзя допустить, чтобы он обошел тебя справа - это большой грех- точно так же нельзя было отвечать на вопрос еврея "который час?" - верили, что "он тебя этим вопросом проклинает" [Szukiewicz 1903: 270]. В Белоруссии (Слуцкий повет) свадебная процессия после венца обязательно заезжала в корчму, "каб жыды не абiджалiса да не рабiлi праклёнаў" [Сержпутоўскiй 1930: 181]. Осторожность следовало соблюдать и при совершении торговых сделок: нельзя было допустить, чтобы какую-либо вещь первым "заторговал" (приценился к ней) еврей - это сулило неудачу в торговле [Сержпутоўскiй 1930: 133]. Сравним это белорусское поверье с представлением из восточного Мазовше о том, что покупая у еврея курицу-несушку, не следует выпускать ее из рук, иначе "израэлит" потихоньку вырвет у нее три перышка из-под крыла и скажет: "Тебе мясо, а мне перья", - и курица не будет нести яйца [Gloger 1978: 174].
Отметим, что и славяне, и евреи действовали совершенно одинаково, например, при случайной встрече со священником, которая сулила неудачу в пути. Разминувшись с попом или ксендзом, нужно было бросить ему вслед горсть соломы, чтобы не лишиться удачи в дороге.
Магия "на удачу". Представления о том, что иноверец может выступать как податель благополучия и здоровья, находили воплощение и в обрядовых действиях. Православные жители польского Подлясья считали, что для успешного сватовства нужно было взять с собой на сговор какую-нибудь вещь, взятую взаймы у евреев. Невеста на свадьбе держала при себе спрятанный на теле предмет, одолженный у еврейки- считалось, что в этом случае брак не будет бездетным [Cala 1992: 129].
Предметы, принадлежащие евреям, могли выступать в качестве своеобразных "катализаторов", обеспечивающих успех в делах. Так, на Витебщине верили, что в сеть "дужа будиць ициць рыба", если рыбак, начиная вязать сеть, вплетет в первые ячейки нитку из "жидовского богомолення" (еврейской ритуальной одежды - талеса). При этом чудодейственная сила нитки усиливалась, если она была взята из талеса украденного [Никифоровский 1897: 198].
Магия окказиональных обрядов. В кризисных жизненных ситуациях (засуха, эпидемия, мор) практиковались магические ритуалы с намеренным или невольным участием "чужих", роль которых также была подобна неким "катализаторам". Во время засухи жители Полесья бросали в колодцы горшки, украденные у соседей-евреев, или обливали еврея водой. По сообщениям из Могилевской губ., в 1889 г. во время эпидемии оспы еврейские женщины участвовали в обряде опахивания села вместе с белорусскими крестьянками (Архив Ин-та этнологии и антропологии, кол. ОЛЕАЭ, д. 381, л. 27).
Обереги и лечебная магия. Ритуальные предметы, принадлежащие "чужим", часто использовались в народной медицине и выполняли функцию оберега. Например, от простуды следовало намазать нос сальной свечкой, которую евреи зажигали в субботу - "на шабаш". Чтобы избавиться от коросты, белорусы в Слуцком повете подвешивали над корытом еврейский талес, трижды обливали его взятой из трех источников водой, после чего обмывались этой водой сами [Сержпутоўскiй 1930: 194]. Талес использовали и при лечении припадков эпилепсии - им накрывали больного (с. Копачи Чернобыльского р-на Киевской обл., 1985, зап. М.Г. Боровская). По видимому, этот прием был "позаимствован" полешуками у евреев - например, на Волыни при падучей болезни евреи накрывали больного талесом или свадебным пологом [Lilientalowa 1905: 172]. На Смоленщине крестьяне трижды сливали воду через "бляшку от еврейского богомолья, что бывает на косяках дверей" (имеется в виду мезуза. - О.Б.), и три зари подряд давали пить эту воду больному лихорадкой [Добровольский 1914: 30]. По сообщению из Галиции (Дрогобычский пов.), во время эпидемии холеры евреи похищали крест с христианского кладбища, сжигали его и углями обводили свою хату [Щербакiвський 1991: 548].
Оберегом для роженицы и ребенка, как говорили в полесском селе Стодоличи (Лельчицкий р-н Гомельской обл.), служило некое "святое письмо", которое надо держать при себе: "Около Днепра появилась икона на вершине березы. Никому письмо не давалось, только одному молодому еврейчику. Он всё переписал. Кто письму верил, тому отпускались все грехи. Женщина рожать будет легко. Написано, как замовлять пули. Младенец счастливый будет вечно" (1974, зап. Р.А. Агеева). Отметим, что у поляков, например, большой популярностью пользовались заговорные тексты, воспроизводившие знаки древнееврейского письма [Cala 1992: 110-111].
Так статус "чужого" определял участие этнических соседей в обрядах и магических ритуалах друг друга, обусловливал проникновение культурных элементов из одной традиции в другую. При этом в области народной магии практика соседства только укрепляла фольклорно-мифологические стереотипы в отношении "своих" и "чужих".
ЕВРЕЙСКАЯ И СЛАВЯНСКАЯ МАГИЯ
- ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- Магистр Основатель Проекта ОТЗ
- Сообщений: 40250
- Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:57
ЕВРЕЙСКАЯ И СЛАВЯНСКАЯ МАГИЯ
" Именем Йод Хе Bay Хе человек повелевает Природой. Именем Адонаи он покоряет царства. Тайные же силы, кои составляют владения Гермеса, все как одна повинуются тому, кто знает, как надлежит правильно произносить невыразимое имя Агла."
ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
Вернуться в «Теоретические основы»
Перейти
- МАСТЕРСТВО ОТ МАГИСТРА ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣA
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 2
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 3
- ↳ Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 4
- ↳ Разные ветви и направления Мастерства
- ↳ Теоретические основы
- ↳ Магия Крови
- ↳ Ключи Для Постижения Мастерства
- ↳ ЛЕЧЕБНЫЕ ПИСЬМА
- ↳ Поучительные Рассказы и Уроки
- ↳ Практическая магия от Магистра ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣA
- Отечественная Школа Мастерства
- ↳ О СИБИРСКОМ МАСТЕРСТВЕ И ОБУЧЕНИИ
- ↳ Сибирская Школа Мастерства
- ↳ МАСТЕРСКОЙ ПОДХОД
- ↳ Сибирское Мастерство 2
- ↳ Сибирское Мастерство 3
- ↳ Сибирское Мастерство 4
- ↳ Школа Знатких. Ступень 1
- ↳ Подготовительный раздел к школе "Магические Атаки и Защита"
- ↳ То что вы ищите
- ↳ Методы и Подходы ОХЗДС
- ↳ МАГИЯ СОЗНАНИЯ И ОСОЗНАНИЯ
- ↳ ЧТО ЗНАТЬ НУЖНО. ПОВЕРЬЯ. ПРИМЕТЫ. ОТЧИТКИ. НАЧИТКИ.
- ↳ Мастера и Законы Магии
- ↳ РОССИЙСКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ
- ↳ Старообрядство
- ↳ Знахарство и Знахарское Искусство
- ↳ СОВЕТЫ ЗНАХАРЯ
- ↳ Магия от Степановой
- ↳ МАСТЕРАМ НА ЗАМЕТКУ
- ↳ Славянское Язычество
- ↳ Работа Мастера с Громовой Стрелой
- ↳ СВЯТЫЕ ЛИКИ РОССИИ
- ↳ Знахарям.Целителям.Мастерам.
- ↳ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА ЗАМЕТКУ МАСТЕРАМ
- ↳ РИТУАЛЫ, ОБРЯДЫ, МАСТЕРСКОЙ ПОДХОД
- ↳ Магия Священного Писания
- ↳ Молитвы
- ↳ Россия в Свете Православия
- ↳ РЫБНАЯ МАГИЯ
- ↳ "ТАРАКАНЬЯ МАГИЯ"
- ↳ Жизненные истории о мастерах, знахарях
- ↳ МАГИЯ КРЕЩЕНИЯ ( БОГОЯВЛЕНИЯ )
- ↳ МАГИЯ НАРОДОВ РОССИИ
- ↳ Жизненные Истории в Мастерстве Магии
- ↳ СНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
- ↳ КОЛДОВСКИЕ РЕЦЕПТЫ
- ↳ Старообрядчество. Мастерство. Подходы.
- ↳ Мракобесие
- ↳ НОВЫЙ ГОД. РОЖДЕСТВО. ОБРЯДЫ. ЗАГОВОРЫ.
- ↳ Пиковая Дама или Кровавая Мэри
- ↳ Обряды и Подходы на Ивана Купалу 2016
- ↳ Методы Одобренные Магистратом ОХЗДС
- ↳ Карма, Род, Энергия
- ↳ ДРЕВНИЕ МАСТЕРСКИЕ МЕТОДЫ И СЕКРЕТЫ
- ↳ РЕАЛЬНЫЕ ПИСЬМА - РЕАЛЬНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ
- ↳ Спецкурс Зеркальной Магии. Ступень 1
- ↳ Орден Хранителей Знаний Древних
- ↳ Уголок Розы
- ↳ Розенкрейцеры и их тайны
- ↳ Семинар Шаманской Магии
- ↳ Славянская. Языческая Школа (Начало)
- ↳ Луггарская Магия. Ступень 1
- ↳ Уроки для пробуждения осознанности
- ↳ Методики даваемые на короткое время
- ↳ Методики даваемые на короткое время 2
- ↳ Методики даваемые на короткое время 3
- ↳ Методики даваемые на короткое время 4
- ↳ Методики даваемые на короткое время 5. Новогодний подход
- ↳ Методики даваемые на короткое время 6. Рождественское Мастерство
- ↳ Методики даваемые на короткое время 7. Крещение
- ↳ Методики даваемые на короткое время 8
- ↳ Один Мудрый Старик
- ↳ Новогодняя Магия 2018
- ↳ Пасхальная Магия 2018
- ↳ Вербная Магия 2019
- ↳ Купальские обряды 2022
- Черная Магия
- ↳ Порчи
- ↳ Практическая Черная Магия
- ↳ Черная Магия
- ↳ Путь Левой Руки
- ↳ Боевая Магия и Энергетика
- Белая Магия
- ↳ Обережная-охранная Магия
- ↳ Светлые Ритуалы
- ↳ Экзорсизмы и Борьба с Подселенцами
- ↳ Ангельская Магия
- ↳ Отчитки
- ↳ Кошачья Магия
- Любовная Магия
- ↳ Привороты
- ↳ МУЖСКАЯ МАГИЯ
- ↳ ЖЕНСКАЯ МАГИЯ
- ↳ Для Милых Дам
- ↳ Фагот и его магия
- Денежная Магия
- ↳ Бизнес Магия
- ↳ "Ритуал привлечения денег"
- ↳ Урок на тему «Планетарные часы»
- Святая Магия
- ↳ Святая Магия
- Мусульманская Магия
- ↳ Мусульманская, Арабская Магия
- ↳ Дуа, Молитвы
- ↳ Арабские Заклинания
- ↳ Мусульманские Талисманы
- ↳ Лечение и исцеление в мусульманской магии
- ↳ Обучение Мусульманской Магии
- ↳ Суфизм
- ↳ Мусульманские Духовные Практитки
- ↳ Редкие Арабские Амулеты и Талисманы
- ↳ Редкие Дуа
- ↳ Ритуально-обрядная Мусульманская Магия
- ↳ Интересные Статьи
- ↳ ЧЕРНАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ
- ↳ Мусульманская Видеотека
- ↳ Поучительные истории и притчи
- ↳ Интересное о исламе и мусульманстве
- ↳ ДУХОВНЫЕ НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКА ( САС )
- ↳ КОРАН, СУРЫ, АЯТЫ.СИЛА и ПРИМЕНЕНИЕ
- ↳ Подходы на все случаи жизни
- ↳ Мусульманская любовная магия
- ↳ Арабская и Мусульманская кухня
- ↳ Покровы
- ↳ Фикх и Указания Факихов
- ↳ ШАМСУЛЬ МААРИФ
- ↳ Культура и традиции Средней Азии
- ↳ Шайтан. Иблис. Азазил
- ↳ Суфии
- ↳ Пророческая Медицина и Мусульманская Медицина
- ↳ Арабские буквенные талисманы
- ↳ МУСУЛЬМАНСКАЯ МАГИЯ И ПОДХОДЫ
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 1 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 2 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 3 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 4 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 5 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 6 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 7 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 8 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 9 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 10 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 11 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 12 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 13 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 14 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 15 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 16 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 17 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 18 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 19 ступень
- ↳ Школа Мусульманской Магии "Карамат" 20 ступень
- Церемониальная Магия
- ↳ Обучение ТАРО - магия, оракульство, жизнь
- ↳ Книга Тота
- ↳ И.М.А.Т.
- ↳ Дополнительный Материал
- ↳ Дополнительный Материал 2
- ↳ Таро
- ↳ Медитации на Таро
- ↳ Эти разные колоды Таро
- ↳ Магия Соломона. Легенды о Соломоне
- ↳ Египетская Магия
- ↳ Герметизм
- ↳ Каббала
- ↳ Алхимия
- ↳ Демонология
- ↳ ГРИМУАРЫ
- ↳ Некромантия
- ↳ Трансильванская Магия
- ↳ Цыганская Магия
- ↳ Мистерии
- ↳ Ритуалы и Обряды
- ↳ Арканалогия. Магия Таро. Таро как ключи к Мирозданию
- ↳ МАГИЯ БОГОВ И БОГИНЬ
- ↳ Теневая Магия
- ↳ Стихийная Магия
- ↳ Интересное о Знаменитых Магах
- ↳ ЗНАМЕНИТЫЕ МАГИ,ПОСВЯЩЕННЫЕ,ЭЗОТЕРИКИ.
- ↳ САЛЕМСКАЯ МАГИЯ И САЛЕМСКИЕ ВЕДЬМЫ
- ↳ ВИККАНСТВО, НЕОВЕДЬМОВСТВО , НЕОЯЗЫЧЕСТВО
- ↳ МАГИЯ ЗЕРКАЛ И ЗАЗЕРКАЛЬЯ
- ↳ МИСТИЧЕСКИЕ ОРДЕНА
- ↳ ПУБЛИКАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ Р+К
- ↳ Инвентарь Мага
- ↳ Друидизм
- ↳ Магия Киприана
- ↳ СПИРИТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ
- ↳ Раздел Духов: Спиритуализм
- ↳ Младшие Арканы Таро - Масть Динариев
- ↳ Туз Динариев. Магия и Возможности.
- ↳ Ключи Храма
- ↳ В память о мастерах
- ↳ История магии и эзотерики
- ↳ Чернокнижное Таро
- Магия Востока
- ↳ Шива
- ↳ Работа в канале ШИВЫ
- ↳ Тантра
- ↳ ТАНТРИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
- ↳ Гуань Инь и ее Магия ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ КИТАЙСКАЯ МАГИЯ
- ↳ РЕИНКАРНАЦИЯ И МЕТАПСИХОЗ. ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ.
- ↳ КАРМА И КАРМИЧЕСКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО
- ↳ АСТРАВИДЬЯ ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Аюрведа и Тибетская Медицина
- ↳ Мудры
- ↳ Работа с Тонкими Огнями
- ↳ Работа в канале Шивы
- ↳ МАГИЯ ГАНЕШИ ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Магия Тары
- ↳ Джинны и их магия
- Развитие Магических Сил и Способностей
- ↳ Магические Упражнения, Ритуалы, Комплексы и Техники
- ↳ Энергетика. Развитие и Прокачка. Практика
- ↳ Экстрасенсы и их методы. Экстрасенсорика
- ↳ СВЕРХВОСПРИЯТИЕ
- ↳ Истории из Астрала
- ↳ Астрал и работа на внутренних планах
- ↳ Паразиты Сознания
- ↳ МАГИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ И МАНТРЫ
- ↳ Формульная Магия
- ↳ Ментальная Магия
- ↳ Эгрегоры
- ↳ ТАЙНА ИМЕНИ И ЕГО СИЛА
- ↳ МАГИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. НОВИЧКАМ В МАГИИ
- ↳ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
- ↳ Интересные письма и мудрость
- ↳ Эзотерические знания и ступени Храма Мудрости
- ↳ Искусство духовного исцеления
- ↳ Древо Жизни и Десять Ступеней Храма Соломона
- ↳ Оккультное и эзотерическое развитие мага
- Ветви Шаманизма
- ↳ Шаманизм
- ↳ Вуду
- ↳ Тольтеки
- ↳ Магические аспекты работы со снами и сновидениями
- ↳ СОЮЗНИКИ И ПОМОЩНИКИ МАСТЕРОВ МАГИИ
- ↳ Афрокарибская Магия
- Магия Символов
- ↳ Школа "Магия Рун" 1
- ↳ Руны
- ↳ Инициации в древнеславянские руны
- ↳ Древние Легенды и Мифы
- ↳ Гальдр ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Сейд
- ↳ Вирд
- ↳ Руны Алхаинты
- ↳ НЕБЕСНЫЕ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ
- ↳ Амулетостроение и талисманология
- ↳ Магические Квадраты. От Абрамелина до Ану Бела
- ↳ МАГИЧЕСКИЕ ПЕЧАТИ АЛОМ ЯХА
- Система естественного исцеления Рейки
- ↳ Рейки
- ↳ Нетрадиционные Направления Рейки
- ↳ Каруна Рейки
- ↳ Тибетское Рейки
- ↳ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ПО РЕЙКИ
- ↳ Кундалини Рейки
- ↳ Кундалини Рейки 2
- ↳ Барака Рейки
- ↳ РЕЙКИ - ЭНЕРГИЯ СВЕТА И ГАРМОНИИ
- ↳ Традиционное Направление Рейки
- ↳ Нетрадиционные Направления Рейки
- ↳ Рейки Иггдрасиль
- ↳ Видео и Аудиотека Рейки
- ↳ Архив
- ↳ Работа Символами Каруна Рейки
- ↳ Сейчим Рейки
- Целительство
- ↳ Целебник
- ↳ Лечение СПИДа и тяжелых заболеваний
- ↳ Магия Исцеления
- ↳ Духовное целительство
- ↳ Здоровье и Целительство
- ↳ Мастерские подходы и Чудесные исцеления
- ↳ Мастерские подходы и чудесные исцеления 2
- Знахарство
- ↳ Заговорная традиция Руси
- ↳ Травник
- ↳ Магия Камней
- ↳ Магия Деревьев
- ↳ ПОГРЕБОК
- ↳ Магия Специй
- ↳ ГРИБЫ В МАСТЕРСТВЕ И ЗНАХАРСТВЕ
- Магия Быта
- ↳ Магия для дома
- ↳ Бытовая Магия
- ↳ МАГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- ↳ Кулинарная Магия
- ↳ Магия для Сельского Хозяйства
- ↳ ЖИВОТНЫЕ В МАГИИ И МАГИЯ ЖИВОТНЫХ
- Магия Предсказаний
- ↳ КАБИНЕТ ТАРОЛОГА
- ↳ Хиромантия
- ↳ Астрология
- ↳ Оракульство
- Магические Дни. Праздники
- ↳ Магический Календарь на каждый день
- ↳ Календарь. Луна. Дни. Магические обряды.
- ↳ Солнечные дни и их магическая сила
- ↳ Календарь
- ↳ ВАЖНОЕ, НАСУЩНОЕ, БЛИЗКОЕ
- ↳ Интересное о праздниках
- ↳ Магия Рождества
- ↳ Новогодние обряды и подходы года
- ↳ Новогодняя Магия 2019
- ↳ Магия Рождества 2019
- ↳ Покров Пресвятой Богородицы 2019
- ↳ ......................
- ↳ Новогодняя Магия
- ↳ Магия Рождества
- ↳ Магия Крещения
- ↳ День Святого Валентина
- ↳ Сретенье
- ↳ Масленица
- ↳ Вербное Воскресенье
- ↳ Страстная неделя. Пасха
- ↳ Благовещение
- ↳ Вознесение
- ↳ Троица
- ↳ День Петра и Павла
- ↳ Купальское Торжество
- ↳ Спасы
- ↳ Покров Пресвятой Богородицы
- ↳ Самхейн Хэллоуин
- ↳ Касьянов Високосный год
- Зароастризм
- ↳ Мистические Учения и Течения Зароастризма
- ↳ Традиция Вахви Даэна Маздаясна
- Школы Магии
- ↳ Защитная и боевая энергетика
- Психология
- ↳ Кабинет Психолога
- ↳ Магия Бессознательного
- ↳ КОДЫ,ПСИХОКОДЫ,ЧИСЛОВЫЕ КОДЫ
- ↳ Безумие Рядом
- Зал
- ↳ Школы и Направления Магии
- ↳ ВСЯКИЕ ИНТЕРЕСНОСТИ
- ↳ О ЧЕМ МЫ МАЛО ЗНАЕМ
- ↳ ЗАДУМАЙТЕСЬ ВОТ О ЧЕМ...
- ↳ О Магии - Разное
- ↳ Различные Практики
- ↳ РАЗЛИЧНЫЕ РИТУАЛЫ ДЛЯ РАЗНЫХ ЦЕЛЕЙ
- ↳ Вопросы
- ↳ Интересное и познавательное
- ↳ Это интересно знать
- ↳ Нумерология
- ↳ СИМОРОН ИЛИ МАГИЯ ЧУДЕС
- ↳ РЕЛИГИИ И КОНФЕССИИ
- ↳ Публикации Администрации ПЧМ
- ↳ AETERNAE VERITATES
- ↳ SANCTUM SANCTORUM ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Байки из Склепа
- ↳ НЕПОЗНАННОЕ.ЗАГАДОЧНОЕ.ИНТЕРЕСНОЕ.
- ↳ НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ
- ↳ Ложные и еретические писания
- ↳ ФИЛОСОФИЯ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- ↳ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА
- ↳ ЗАЛ ЦЕПИ И КРУГА
- ↳ Зал Советов
- ↳ АРТЕФАКТЫ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (О ЧЕМ МОЛЧАТ ИСТОРИКИ И АРХЕОЛОГИ)
- ↳ Тайна Тайн
- ↳ Редкие раритеты, издания, книги
- ↳ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
- ↳ Новости Магического Мира
- ↳ Физиогномика
- ↳ БЕСТИАРИЙ, МИФОЛОГИЯ И МАГИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
- ↳ Кинотеатр ОТЗВИП
- ↳ Канальная Магия ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ О ТОМ,ЧТО МАЛО ИЗВЕСТНО...
- ↳ ЭТО НАДО ПОМНИТЬ И ЗНАТЬ!
- ↳ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ВСЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
- ↳ Что должен знать каждый Адепт Магии
- ↳ Мистические практики и медитации
- ↳ Магические эсенции, масла, бальзамы, эликсиры, снадобья и порошки
- ↳ МАГИЯ ОБИХОДНАЯ ИЛИ ПРЕДМЕТНАЯ
- ↳ ВИДЕО И АУДИО МАТЕРИАЛЫ
- ↳ ГЕКАТА Богиня Колдовства
- ↳ Полезное
- ↳ Атлантида - наследие эонов
- ↳ Тайные знания народов. Этническая магия
- ↳ Мистерии Розы
- ↳ Блаватская, Рерихи, Клизовский
- ↳ Мистические истории в жизни
- ↳ Праздники
- ↳ Магия Хроноса
- ↳ Информация для продвинутого уровня
- ↳ Магия Древних в практике и теории
- ↳ Свободный Раздел
- ↳ Темы по вашим Вопросам и Проблемам
- ↳ Море из капель, магия из великих душ!
- ↳ Следы Древних и их Магия
- ↳ Древние, Лавкрафт, мистика и реальность
- ↳ Интересные мистические и магические документы
- ↳ ЖИЗНЬ. ГУМАННОСТЬ. ПОЛЕЗНЫЕ ЗНАНИЯ.
- ↳ Музеи Магии
- ↳ Ваше мнение и размышления
- ↳ Ведьмовство и колдовство
- Магия Знаков Зодиака
- ↳ Рыбы
- Магический Магазин "Авалон"
- ↳ КАБИНЕТ МАГИСТРА ИПСИСИМУСА
- ↳ КАБИНЕТ МАГИСТРА САМИРА
- ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА НИКИФОРА
- ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА БРУХО
- ↳ КАБИНЕТ ПЕТРА МОГИЛЫ
- ↳ КАБИНЕТ МЭТРА ЭМИЛЯ
- ↳ КАБИНЕТ МАСТЕРА ПЕРУНА
- ↳ Услуги
- ↳ Обучающие Периодические Издания
- ↳ Бесплатные Периодические Издания
- ↳ Заметки ПЧМ
- ↳ Магазин Артефактов
- ↳ Посвящения Практикумы
- ↳ Школы Курсы
- ↳ Посвящения и настройки которые вы можете пройти
- Площадь
- ↳ Практические Вопросы
- ↳ Ответы на Вопросы для Изданий
- ↳ Интервью с Основателями
- ↳ ВОПРОСЫ ОСНОВАТЕЛЕЙ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
- ↳ Программа Публикации Тем
- ↳ Обратная связь
- ↳ Юмор
- ↳ Святой Юмор
- ↳ Книги и Тетради Лжемастеров
- ↳ Разбор и анализ методов Лжемастеров
- ↳ Книги и Тетради Истинных Мастеров
- ↳ Платные Школы Магии
- ↳ *Общение
- ↳ Творчество
- ↳ Пользователям
- ↳ Помощь Магов
- ↳ Первая Башня Магов
- ↳ Вторая Башня Магов
- ↳ Форум Практиков ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
- ↳ Барахолка
- ↳ Куплю. Продам. Обменяю
- ↳ Архив
- ↳ Новости
- ↳ ЗАЛ ОБСУЖДЕНИЙ И СПОРОВ
- ↳ Притчи
- ↳ МАГИЧЕСКИЙ ДАМСКИЙ КЛУБ
- ↳ Ваши Отзывы и Пожелания
- ↳ Неделя притч о Ведьмах
- ↳ Неделя мистического случая
- ↳ Неделя интересной истории из своей жизни про иконы
- ↳ Конкурс - Соприкосновение с цыганами и их магией
- ↳ Вещий сон. Сон который у вас сбылся
- ↳ Неделя вашего любимого эзотерика или мастера
- ↳ Ваша любимая книга по магии и эзотерике
- ↳ Неделя истории - О первой успешной магической работе
- ↳ Колдовство в храме
- ↳ Что вас сподвигло изучать эзотерику
- ↳ Первый негативный опыт в магии
- ↳ Темы наших братьев и сестер (неофитов и адептов) ОХЗДС
- ↳ Новогодняя мистическая история
- ↳ Ваши Новогодние истории. Конкурс
- Внутренний Круг ОТЗВИП
- ↳ Функционирование Внутреннего Круга
- Круг Мастерства Псалтири
- -
- ↳ ВИДЕО И АУДИО МАТЕРИАЛЫ