После раскола Русской церкви многие старообрядцы бежали в восточную часть России. Часть из них отправилась в горы Алтая. Что они там искали?
Молодежь из старообрядческой общины бухтарминских каменщиков (Алтай). Праздничные гуляния. 1927 год.
Остров Буян, Китеж-град, Земля молочных рек и кисельных берегов - все эти загадочные и мистические земли бытуют в русском фольклоре. Но есть еще одна легендарная земля - Беловодье, именно ее искали беглые староверы. Легенда о Беловодье, старообрядческом земном рае, появилась в 18 веке.
Изначально с 18 века Беловодьем называли Алтайский горный округ. В начале 19 века появляются первые письменные упоминания о Беловодье как "обетованной земле" для истинно-верующих, коими себя считали староверы. Рукописные листовки, называемые "Путешественником", призывали староверов бежать в Беловодье.
Ксерокопия первой страницы "Путешественника" из Солонешенского музея, село Солонешное, Алтайский край.
Беловодье - это благословенная страна, где пребывает истинное священство и дониконовская обрядность, туда закрыт путь "Антихристу", то есть "царским войскам и государственной церкви". Легенда о Беловодье построена на типичном смысловом ядре: есть некая святая земля, путь до нее труден, но лишь там можно обрести спасение. То же самое наблюдается в сюжете об исходе евреев из египетского плена в обетованную Богом землю.
Самыми активными переселенцами были староверы из Пермской и Оренбургской губернии. Маршрут до Беловодья идет от Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Бийск и в долины рек Бухтарма и Уймон, что в Алтайских горах. Легенда о Беловодье смыкается со знаменитым градом Китежем, о котором в старообрядческой среде посвящено много духовных текстов.
Китеж-град.
Представление о вольном Беловодье также было связано с проживающей там крестьянской общиной бухтарминских "каменщиков", которые оставались независимыми от государственного контроля до 1791 года. После признания российского подданства легенда о Беловодье приобрела продолжение: теперь маршрут продолжился через Китай до "Опоньского государства". Весьма странно, что некоторые староверы действительно поверили, будто в буддийско-синтоистской Японии находится предполагаемый "земной рай".
Староверки из китайского села Романовка, что находится в Маньчжурии. Туда староверы пришли из Приморья и нашли там свое Беловодье с уссурийскими тиграми.
Почему Беловодье названо Беловодьем? Во-первых, реки Беловодья стекают с белых вершин гор и сверкают белизной за счет бирюзового цвета рек и обильной пены. Во-вторых, слово "белый" ассоциируется с чистотой и невинностью. Вода тоже является символом чистоты, особенно в христианской обрядности: крещение, освящение, омовение.
Легенда о Беловодье приобрела широкую популярность. Ученые-этнографы изучали этот регион. В начале 20 века вышло много художественных книг о Беловодье: "Белый свет" Чапыгина А.П., "Беловодье" Новоселова А.Е., "Алтайская Русь" Гребенщикова Г.Д. Религиозный философ и художник Николай Рерих искал в этих местах райскую землю.
Картина Рериха "Оттуда" с видами на Беловодье.
В 20 веке предание о Беловодье превратилось в историю о том, как многие искали райскую землю, но не нашли ее, потому слишком грешные, а попавшие туда, остались там навсегда.
На Алтае до сих пор проживают старообрядческие поселения: Верх-Уймон, Мульта, Замульта, Гагарка, Тихонькая. Самое популярное из них - основанное староверами в 1796 году село Верх-Уймон. Там находится старообрядческий музей и дом-музей Николая Рериха.
Река Катынь с видом на Верх-Уймон.
***************************************
Приворот на старообрядческий крест.
Начит наговора белается на фото или вольт(куклу) привораживаемого.
Берут восемь иголок нешитых.Втыгают на фото или в куклу по концам
восьмиконечного креста, места, как читаете в наговоре.Но чтобы были концы креста,
чтобы соединяя мысленной нитью получался восьмиконечный крест.
После втыкания всех восьми иголок, читают девять раз:
".................................
......................................
....................................
.....................................
...................................
..............................."
Молодежь из старообрядческой общины бухтарминских каменщиков (Алтай). Праздничные гуляния. 1927 год.
Остров Буян, Китеж-град, Земля молочных рек и кисельных берегов - все эти загадочные и мистические земли бытуют в русском фольклоре. Но есть еще одна легендарная земля - Беловодье, именно ее искали беглые староверы. Легенда о Беловодье, старообрядческом земном рае, появилась в 18 веке.
Изначально с 18 века Беловодьем называли Алтайский горный округ. В начале 19 века появляются первые письменные упоминания о Беловодье как "обетованной земле" для истинно-верующих, коими себя считали староверы. Рукописные листовки, называемые "Путешественником", призывали староверов бежать в Беловодье.
Ксерокопия первой страницы "Путешественника" из Солонешенского музея, село Солонешное, Алтайский край.
Беловодье - это благословенная страна, где пребывает истинное священство и дониконовская обрядность, туда закрыт путь "Антихристу", то есть "царским войскам и государственной церкви". Легенда о Беловодье построена на типичном смысловом ядре: есть некая святая земля, путь до нее труден, но лишь там можно обрести спасение. То же самое наблюдается в сюжете об исходе евреев из египетского плена в обетованную Богом землю.
Самыми активными переселенцами были староверы из Пермской и Оренбургской губернии. Маршрут до Беловодья идет от Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Бийск и в долины рек Бухтарма и Уймон, что в Алтайских горах. Легенда о Беловодье смыкается со знаменитым градом Китежем, о котором в старообрядческой среде посвящено много духовных текстов.
Китеж-град.
Представление о вольном Беловодье также было связано с проживающей там крестьянской общиной бухтарминских "каменщиков", которые оставались независимыми от государственного контроля до 1791 года. После признания российского подданства легенда о Беловодье приобрела продолжение: теперь маршрут продолжился через Китай до "Опоньского государства". Весьма странно, что некоторые староверы действительно поверили, будто в буддийско-синтоистской Японии находится предполагаемый "земной рай".
Староверки из китайского села Романовка, что находится в Маньчжурии. Туда староверы пришли из Приморья и нашли там свое Беловодье с уссурийскими тиграми.
Почему Беловодье названо Беловодьем? Во-первых, реки Беловодья стекают с белых вершин гор и сверкают белизной за счет бирюзового цвета рек и обильной пены. Во-вторых, слово "белый" ассоциируется с чистотой и невинностью. Вода тоже является символом чистоты, особенно в христианской обрядности: крещение, освящение, омовение.
Легенда о Беловодье приобрела широкую популярность. Ученые-этнографы изучали этот регион. В начале 20 века вышло много художественных книг о Беловодье: "Белый свет" Чапыгина А.П., "Беловодье" Новоселова А.Е., "Алтайская Русь" Гребенщикова Г.Д. Религиозный философ и художник Николай Рерих искал в этих местах райскую землю.
Картина Рериха "Оттуда" с видами на Беловодье.
В 20 веке предание о Беловодье превратилось в историю о том, как многие искали райскую землю, но не нашли ее, потому слишком грешные, а попавшие туда, остались там навсегда.
На Алтае до сих пор проживают старообрядческие поселения: Верх-Уймон, Мульта, Замульта, Гагарка, Тихонькая. Самое популярное из них - основанное староверами в 1796 году село Верх-Уймон. Там находится старообрядческий музей и дом-музей Николая Рериха.
Река Катынь с видом на Верх-Уймон.
***************************************
Приворот на старообрядческий крест.
Начит наговора белается на фото или вольт(куклу) привораживаемого.
Берут восемь иголок нешитых.Втыгают на фото или в куклу по концам
восьмиконечного креста, места, как читаете в наговоре.Но чтобы были концы креста,
чтобы соединяя мысленной нитью получался восьмиконечный крест.
После втыкания всех восьми иголок, читают девять раз:
".................................
......................................
....................................
.....................................
...................................
..............................."