Постановляя справлять Новый год 1 января, царь Петр не забыл дать распоряжения и насчет ритуальной атрибутики, подсмотренной им в домах Европы: «По большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ ветвей сосновых, еловых, можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1 числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по седьмое число того же года».
Нельзя сказать, что этот указ был нов для русского народа. Дело в том, что и в допетровские времена крестьяне на Васильев день отправлялись в лес, чтобы украсить лучшую в округе ель блестящими игрушками и загадать желание. Этот обряд уходит в далекое прошлое и теряется во мгле веков. Вечнозеленое дерево в древности всегда ассоциировалось с Богом - Спасителем человечества, причем не обязательно с Иисусом Христом. Во фригийских мистериях бог солнца Атис умирает под ветвями сосны, а в египетских - гроб с телом Озириса прибивает волнами к корням тамариска, после чего дерево вырастает и заключает в себя мученическое тело.
Смерть и последующее вслед за этим возрождение либо воскрешение - один из любимых моментов в религиозных представлениях народов древнего мира. Часто это действие так или иначе было связано с деревом. Украшение священных ветвей блестящими символами плодородия, такими как шишка-фаллос, имело окраску поклонения вечно возвращающемуся Солнцу. Победа Света над Мраком обыгрывалась и ранними христианами. Например, Вифлеемская звезда, указавшая путь волхвам к месту рождения Иисуса и перекочевавшая позднее на макушку новогодней елки, есть символ луча света, пробившего тьму зимнего солнцестояния.
Вместе с новогодними игрушками в христианский мир пришли и другие атрибуты древних мистерий, такие как рождественские бревно и свечи, которые должны гореть не менее полутора суток, после чего они могут быть использованы для предсказаний на будущий год; сапожок или чулок для подарков Санта-Клауса и др. Вообще, Санта-Клаус, или, как его было принято называть в России, Дед Мороз, раньше не был добрым персонажем и фигурировал под именем Короля зимы, холода и мрака - Мисрулли. Он приезжал в день зимнего солнцестояния (иногда Хэллоуина - 31 октября) из Страны вечного льда на санях, запряженных оленьей тройкой, и провозглашал наступление зимы - самого губительного времени для всего живого.
С 24 декабря, а в православии - с 6 января следуют двенадцать праздничных дней, иначе говоря - Святок. Они начинаются с появлением на небе первой звезды и встречаются кутьей, грибами, овсяным киселем и словами: «Дай Бог в добром здравии эти Святки провести и дождаться Нового года» (Этот заговор имеет чисто русское происхождение и служит иллюстрацией к утверждению, что большинство русских отмечали наступление Святок именно в вечер 24 декабря).
Святки, и в особенности сочельник (канун Рождества), считаются лучшим временем для гадательных операций. И как ни боролась против подобных церемоний официальная церковь, она так и не смогла полностью искоренить языческие представления своих прихожан. Царь Алексей Михайлович в 1649 году выпустил специальную грамоту, которая запрещала под страхом ужасного наказания творить в эти дни всяческие беззакония. Но это не возымело никакого результата. Люди уходили в лес, запирались в банях, прятались за оконными занавесками и колдовали, тем более что орудия для этого всегда были под рукой. Так, огарок рождественской свечи отвечал за урожай будущего года, подброшенная к потолку ложка кутьи показывала плодовитость пчел, а зеркало воспроизводило лик суженого-ряженого.
Сейчас к этим «бесчинствам», с точки зрения церкви, добавились и различные эпизоды восточной культуры, которая принесла новую манеру поведения, стиль одежды для встречи новогодней ночи и т.п. Год Собаки, Свиньи, Крысы - стали привычными названиями. Пожалуй, такими же привычными, как и Дед Мороз со Снегурочкой. И в этом нет ничего плохого. Мир изменяется. В наш повседневный язык входят все новые и новые понятия. Мы сами с каждым новым годом становимся взрослее и, может быть, мудрее. Праздник также не отстает от всеобщего прогресса и каждый раз стремится внести в наш быт что-то новое и радостное. Жалко, конечно, что нам больше не суждено встретить Новый год, как нашим далеким предкам, в тесном хороводе вокруг костра. Но каждый может воссоздать эту древнюю мистерию в своей душе. Вифлеемская звезда еще сияет на небосводе. Нужно лишь найти ее среди тьмы невежества, и она выведет жаждущего истины к Предвечному Свету.