СЛОВО О КРЕСТНОМ ДРЕВЕ

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Сообщений: 40250
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:57

СЛОВО О КРЕСТНОМ ДРЕВЕ

Сообщение ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ »

СЛОВО СВЯТОГО ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА О ЧЕСТН?М КРЕСТ?

Егдаже погребоша Адама[1] с венцом, иже свит и возложи на главу его от древа, от негоже изгнан бысть, иже принесе ему Сифь,[2] сынъ его, иже дасть ему аггелъ из рая, и возрасте древо из венца из главы Адамовы. И бысть велико, и велико и пречюдно возрастом на трое растуще. И въ едино стар?ющеся и пребысть седмерицею высочайши вс?х древъ.

О друзем древе, на немже распятся разбойник в?рный

От того же древа изнесе Тигръ[3] река из Рая и стояше на песц?. Тако егда хотяше помянути Сиф отца своего Адама, и показа ему аггелъ древа, и сотвори огнь на рец?, рекомой Яил?,[4] и память сотвори отцу своему. И то огнь будет неугасая и до веку всегда горит непрестанно. И лютыя зв?ри стрегут того огня.

Да егда согр?шит Лотъ[5] и прииде ко Аврааму[6] на покаяние, егда слыша Авраам и ужасеся велми, и пусти Лота, да погибнет, и рече ему: «Прииди и принеси огня, иже во Ниле рец?». И шед Лот, и обрете вси зв?рие спяща, и възять три главня, и принесе къ Аврааму. И вид? Авраамь, и позна, и удивися. И запов?да ему посадити их на горници м?ст? и поливати водою. И рече: «Егда прорастят главня, тогда еси прость от гр?ха того». Б?ше бо вода далече, 3-щ на день донос?ше въ уст?х своих и поливаше главня, и тако прорастошя. И възыде др?во пр?чюдно и пр?красно з?ло.

О третиемь др?в?, на немже распятся разбойник нев?рный

От того жде др?ва изнесе вода потопнаа. И егда исяче вода, др?во оста при р?ц? Мерст?й.[7] Да егда изведе Моиси израильт?ны,[8] не им?шя что пити, понеже б? вода горка. Моиси ход?ше скръбно, воду искый. И сътвори молитву къ Богу, и показа ему аггель др?во, и то др?во лежаше връху и цъвт?ше. И въземь Моиси от др?ва, и крестаобразно посади въ р?ц?, и усладися вода от др?ва.[9] И израсте др?во пр?великое з?ло и чюдно, и пр?украшенно.

Въпрос. Како зачяхуся та др?ва или како раст?ху тако?

Ответ. Егда насади Господь Рай, не б? ту тогда ни аггела, никого, тъкмо Господь и Сатанаиль.[10] И что вел?вааше Господь садити, Сатанаиль крад?ше от въс?кого сада тай от Господа и просыпа наср?д? Рая. Господь рече: «Ту будет т?ло мое и азъ самь ту буду, и будет теб? на прогнание». И изшед вънь. И рече Сатанаиль: «Господи, благослови, елика насадихов?». Господь рече: «Ту есмъ азь поср?д? Рая». И егда изыде Сатанаиль, да видит др?во свое, Др?во его изгна изь Рая. И почрън? Сатанаиль и бысть диаволь.

Др?во же израсте на 3 стлъпы: единь стлъпь Адамь, 2 стлъпь Евва, 3 стлъп поср?де самь Господь. Да егда съгр?ши Адам и Евва,[11] тогда паде Адамова чясть въ р?ку Тигрь и изнесе его. Да егда бысть потопь, на вод? потопн? изыде, да егда исяче вода, др?во же израсте при Мерст?й р?ц?. А Еввина чясть паде въ Раи.

Въпрос. Како пакы съвъкупишася та др?ва въ Иерусалим??

Отв?т. Егда хот?ше Господь Богъ да съзиждеть Соломонь[12] дом Божий, святый Сионь,[13] и спусти Господь пръстень Соломону, и обладааше б?совы въс?ми. И създа дом Божий, святый Сионь. И искааше др?во да покрыет церковь. И пов?дашя ему др?во, еже посади Моиси въ Мерр?. И шед и пос?че др?во, и възяху др?во 80 бывол. И омрачишася при Иордани,[14] и бысть бур? велика, и потопи др?во въ Иордани, и не обр?тошу его.

И сказаша ему другое древо, иже от главен бяша, и иде на др?во, еже б? от главень. Б?ше бо народ мног, въс?х 3 тысяш, людий, еже в?роваху въ др?во, то бо др?во твор?ше чюдеса велика, и въси мн?ху на том др?в? распятися хощет Господь. Егда хот?ше др?во с?щи Соломонь, людие не даваху ему и глаголаху ему: «О Соломоне, не дамы теб? др?во с?щи животное. Где вид? ты 3 главня проросли и чюдо творящу я велико? И мнози обр?тают от него спасение, понеже на нем распятися хот?ше Господь». Соломонь мноз?х порази и пос?че др?во. И принесе е въ Иерусалимь. Людие же в?рующе въ др?во събрашя в?твие др?ву и принесошу плачяще въ Иерусалимь, и позирающе на др?во.

И принесе Соломон др?во въ церковь, и не прияся, идеже хот?ху поставити. И печалень бысть Соломон. И слыша Сивила[15] о др?в? и прииде вид?ти е, и с?де на др?в?, и подпали я огнь. Тогда Сивила рече: «О тръклятое др?во». Въси же людие въпиаху единогласно: «О тръблаженое др?во, на немже распятся Господь!» Тако Соломонь въздвиже др?во и послони е въ церковь.

Един же мужь именемь Елисей др?во д?лаше над Иорданемь, и спаде секира въ Иордань и въглъбе въ др?во, еже потопи Иордань. И прииде и пов?да Соломону. И шед и възяшу др?во, и познашу е, и принесошя въ Иерусалимь, и приложишя къ церкви, и не прияся. И прислонишу и то къ другому др?ву. И рече Соломон: «О велие чюдо! Сиа др?ва пр?чюдна суть высотою и красотою, и не могошяся прияти. И где обрящем высочае т?х др?вь ино др?во?» И въпроси демоны, их же дръжаше печатию Господнею. Они же р?шя: «Знаемь др?во далече въ Едем? велико и чюдно, и пр?дивно. И страшно намь о том глаголати». Соломонь рече: «Завязую вы печатию Господнею, яже мне ся даль Богъ, ид?те и принес?те зде, емше за връшие и за корение». И шедше демони и изяшу др?во и с корене, и изяшя Адамову главу въ корени,[16] и принесошя въ Иерусалимь, и отс?кошу др?во от корениа.

И пр?миришу на земли др?во и пр?сосувааше,[17] на церкви же велми не достааше. Соломонь рече: «О великое чюдо и пр?дивно! 3 др?ва обр?тох, еже не обрящутся нигдеже таковыя, и велика чюдеса творят, на земли достааше, на церкви не достааше много. И въс? яко от единого др?ва суть». И послони их къ церкви, и постави стражие, яко да блюдут др?ва.

Въпроси Соломон демоны: «Колико есть от Едема до Иерусалима?» Демони р?шя: «50 тысящь и шесть сът и 53 милей м?ста, изм?рили бо б?шя м?сто, колико есть».

Пов?сть о главе Адамов?

Глава же Адамова стоаше въ корени и никтоже знааше ю. Соломон же изыде на ловь, и възят его бур? напрасна. Единь отрокь его, носящи връхня царю одежду, не прилучися съ царемь, вид? пещеру и въниде въ ня, съ собою им?ше хръта и ястръба. И с?дящи вид? пещеру кость, а не камень. Егда пр?ста буря, изыде отрокь и обр?те цар?. И рече ему Соломонь: «О челов?че, камо ты д?ну мою одежду? Мене бур? потопи, и почто ты н?си обурень?» Отрок рече: «Господине, вид?х пещеру и вънидох въ ня съ хрътомь и ястръбом, а конь мой вън? стоаше. И вид?х кость, а не камень пещеру?» Царь же наутрие иде и очисти ю от корениа и от пръсти. И позна, яко то есть Адамова глава, и како есть съ древом изнесена, и како даде Сифу аггель, егда Адам умирааше.

Въпрос. Како бысть то др?во? Где ли възят аггель и даде Сифу?

Отв?т. Иже крад?ше Сатанаиль от Господа, и рече Господь: «Ты крадеши от мене, то будет теб? на прогнание». И тако прогна его. И израсте др?во на трое — Адамова чясть и Еввина, поср?де же самь Господь Богъ. Адамово др?во изнесе Тигръ р?ка, а Господню чясть даде архаггель Сифу и Сифь принесе Адаму, и извить себ? в?нець Адам. И из в?нца того др?во израсте. Еввина чясть на потоп? изыде.

И яко позна Соломон, яко то есть Адамова глава, принесе поср?де Иерусалима. И посла, и сънидошуся въси людие, и запов?давь им и рече: «Якоже мене видите творяща, тако и вы да сътворите». И възят камень Соломон и поклонися глав? рече: «Поклан?ю ти ся, яко и пръвой твари Божии», връже камень на главу и рече: «Побиваю тя, яко пр?ступника Божиа». И весь народ връгошя камение. И сътворишя Лифострато,[18] еврейскы — «Побиение». Ту бо бысть съборище въсему Иерусалиму.

Да егда бысть пр?дание Господа нашего Исуса Христа, приведошя къ Пилату Христа и два разбойника. Пилать повел? и сътворишу въ т?х др?в?х 3 кресты. И распяшя Христа на др?в?, иже израсте из главы Адамовы, а разбойника в?рнаго распяшя на др?в?, иже израсте от главень одеснуя Христа, а разбойника нев?рнаго распяшя ошую Христа на др?в?, иже израсте въ Мерст?й р?ц?, еже посади Моиси.

Исправление о двою разбойнику

Егда искааше Ирод[19] Господа нашего Исуса Христа убити, поять Иосифь[20] Богородицу съ сыном ея и съ Иаковом, братом Господним,[21] и ид?ху въ Египеть, якоже рече ему аггель. Б?ху бо въ гор? той два разбойника съ женами и съ д?тми своими. Единь разбойникь жену им?ше единь съсець имящи. И об? жен? разбойничи им?ху млады д?ти. Единому разбойнику жена бол?ше сердцемь люто за 6 дний, а другаго жена б? един?мь съсцем, тъкмо свое д?тя питааше, а оноя умирааше гладом. Тогда яшу Богородицу съ отрочятем и съ Иосифом, и рече разбойник, емуже б? жена болна: «Не сътворимь зло сему челов?ку, ни жен? его, и въздоит ми отрочя, 6 дний имать ничьсоже не въкусив». Тако пояшя и ведошу их въсвоясн. И въздои Богородица отрочя разбойничее 6 дний другых. И оздрав? жена разбойнича, а чадо разбойниче бысть добр?. И разбойникь рече: «Велие чюдо! Аще бы не пришла сиа жена съ отрочятем своим и оживила мое отрочя, умръло би». И проводишя Богородицу съ Иосифом и съ отрочятем съ дарами Велиц?ми.

Отрочята же разбойнича възрастошу и бышу разбойници, якоже и отци их. И егда приведошя къ распятию Господа нашего Исуса Христа, и емше их приведошу къ Пилату. И повел? Пилать обесишу их об? странь Господа. Егоже въздои Богородица и въпиаше одеснуя Господа: «Пом?ни мя, Господи, егда приидеши въ царстви си».[22] А другый разбойникь нел?пое глаголаше,[23] и тако испаде ис породы райския и в муку осудися. Адам же крестися кръвия Господа нашего Исуса Христа.

Богу нашему слава въ в?кы. Аминь.
" Именем Йод Хе Bay Хе человек повелевает Природой. Именем Адонаи он покоряет царства. Тайные же силы, кои составляют владения Гермеса, все как одна повинуются тому, кто знает, как надлежит правильно произносить невыразимое имя Агла."

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Сообщений: 40250
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:57

СЛОВО О КРЕСТНОМ ДРЕВЕ

Сообщение ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ »

ПЕРЕВОД

СЛОВО СВЯТОГО ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА О ЧЕСТНОМ КРЕСТЕ

Когда погребли Адама с венцом, который свил и возложил он на главу свою из ветвей того древа, из-за которого изгнан был из Рая и которые принес ему Сиф, сын его, а тому дал их ангел, вынеся из Рая, то выросло древо из венца, что был на главе Адама. И было оно велико — велико и удивительно (выросшим), разделяясь стволами на-трое. И возрастали стволы вместе и были в семь раз выше всех других дерев.

О другом древе, на котором распят был разбойник верный

Часть от того древа вынесла река Тигр из Рая, и осталась она на песке. И когда захотел Сиф помянуть отца своего Адама, показал ему ангел это древо, и возжег Сиф огонь на реке, именуемой Нил, и тем память сотворил отцу своему. И тот огонь будет неугасимым, и гореть ему до скончания мира непрестанно. И лютые звери стерегли тот огонь.

Но когда согрешил Лот и пришел к Аврааму на покаяние, и когда услышал Авраам, то так ужаснулся, что послал Лота на погибель, и сказал ему: «Пойди и принеси огня, что горит на Ниле реке». И пошел Лот, и увидел, что все звери спят, и взял три головни, и принес Аврааму. И увидел Авраам, и узнал все, и удивился. И повелел ему посадить их на высоком месте и поливать водою. И сказал: «Когда дадут побеги головни, тогда простится тебе грех тот». Хотя была вода далеко, 3-жды в день приносил Лот в устах своих и поливал головни, и так проросли они. И вознеслось древо удивительное и прекрасное.

О третьем древе, на котором распят был разбойник неверный

Часть от того древа принесла вода во время потопа. И когда спала вода, древо осталось при реке Мерре. Когда же вывел Моисей израильтян, не было у них питья, поскольку была вода горька. Моисей ходил в заботе, воду ища. И тогда сотворил молитву Богу, и показал ему ангел древо, и то древо лежало вверху (у реки) и цвело. И взял Моисей ветви от древа и крестообразно посадил их в реке, и стала вода пресной. И выросло древо превеликое, удивительное и прекрасное.

Вопрос. Как зародились эти деревья и как выросли такими?

Ответ. Когда насаждал Господь Рай, не было с ним тогда ни одного ангела, только Господь и Сатанаил. И что велел Господь сажать, Сатанаил крал от всех растений тайно от Господа и рассыпал посреди Рая. Господь сказал: «Тут будет тело мое, и я сам тут буду, и послужит это твоему изгнанию». И удалился. И сказал Сатанаил: «Господи, благослови то, что мы насадили». Господь сказал: «Здесь я посреди Рая». И когда подошел Сатанаил, то увидел древо свое. Древом этим был изгнан он из Рая. И почернел Сатанаил и стал дьяволом.

Древо же выросло в три ствола: один ствол — Адам, 2-й ствол — Ева, 3-й ствол, средний, — сам Господь. И когда согрешили Адам и Ева, тогда упала часть Адамова в реку Тигр и вынесла река ее из Рая. А когда наступил потоп, то понесла ее вода, а когда иссякла вода, то древо выросло при реке Мерре. А Евина часть упала в Раю.

Вопрос. Как снова соединились эти древа в Иерусалиме?

Ответ. Когда приказал Господь Бог Соломону воздвигнуть дом Божий, святой Сион, ниспослал Господь перстень Соломону, чтобы он повелевал всеми бесами. И строил Соломон дом Божий, святой Сион. И искал древо, чтобы покрыть церковь. И указали ему древо, что посадил Моисей в Мерре. И пошел, и срубил древо, и впрягли в древо 80 буйволов. И стемнело на Иордани, и поднялась буря великая, и утонуло древо в Иордани, и не нашли его.

И указали ему другое древо, что из головней выросло, и пошел он к древу, которое было от головней. Был многочисленный народ, всех 3 тысячи людей, которые веровали в древо, то древо творило чудеса великие, и все думали, что на том древе распят будет Господь. Когда хотел древо срубить Соломон, люди не давали ему и говорили ему: «О Соломон, не позволим тебе древо срубить животворное. Где видел ты, чтобы три головни проросли, и чудо творит оно великое? И многие находят в нем спасение, потому что на нем распят будет Господь». Соломон же многих убил и срубил древо. И принес его в Иерусалим. Люди же, верующие в древо, собрали ветви древесные и принесли с плачем в Иерусалим, и смотрели на древо.

И принес Соломон древо в церковь, и не подошло туда, куда хотели его поставить. И опечалился Соломон. И услышала Сивилла о древе, и пришла посмотреть на него, и села на древо, и опалил ее огонь. Тогда Сивилла изрекла: «О трижды проклятое древо!» Все же люди воскликнули в один голос: «О трижды блаженное древо, на котором будет распят Господь». Тогда Соломон поднял древо и прислонил его в церкви.

Один муж по имени Елисей плотничал при Иордани, и упал топор в Иордан и вонзился в древо, что утонуло в Иордани. И пришел он,и поведал Соломону. И пошли и взяли древо, и узнали его, и принесли в Иерусалим, и примерили к церкви, и оно не подошло. И приставили его к первому древу. И сказал Соломон: «О великое чудо! Эти древеса отличаются высотою и красотою, но не могут подойти. Где же найдем другое дерево выше этих дерев?» И спросил демонов, которыми владел печатью Господнею. Они же сказали: «Видели древо далеко, в Эдеме, высокое и удивительное, и прекрасное. Но страшно нам о нем говорить». Соломон сказал: «Заклинаю вас печатью Господнею, что дал мне сам Бог, идите и принесите его сюда, взяв за вершину и за корни». И пошли демоны и вырвали древо с корнем, и захватили Адамову главу в корнях, и принесли в Иерусалим, и отсекли древо от корней.

И измерили на земле древо, и оно подходило, но на церкви его намного не доставало. Соломон сказал: «О великое и предивное чудо! 3 дерева отыскал, каких нигде больше не найти, и великие чудеса творят, и на земле кажутся большими, на церкви же их намного не достает. И все происходят от одного древа». И прислонил их в церкви, и поставил сторожей, чтобы охраняли деревья.

Спросил Соломон демонов: «Далеко ли от Эдема до Иерусалима?» Демоны сказали: «В 50 тысяч и шестьсот и 53 мили расстояние, ибо измерили мы это расстояние, сколь велико оно».

Повесть о главе Адамовой

Глава же Адамова осталась в корнях, и никто не видел ее. Соломон же отправился на охоту, и застигла его внезапная буря. Слуга его, носящий верхнюю царскую одежду, отстал от царя, увидел пещеру и спрятался в ней вместе с борзой собакой и ястребом. И, прячась там, увидел, что пещера из кости, а не из камня. Когда утихла буря, вышел слуга и отыскал царя. И сказал ему Соломон: «Раб, куда ты делся с моей одеждой? Меня дождь вымочил, а ты как остался сухим?» Слуга ответил: «Господин, увидел я пещеру и влез в нее с борзой и с ястребом, а конь мой снаружи стоял. И увидел я, что пещера костяная, а не каменная». Царь же пошел наутро и приказал очистить пещеру от корней и земли. И понял, что это Адамова глава и что она вынесена вместе с древом, которое дал Сифу ангел, когда Адам умирал.

Вопрос. Каким было то древо? Где взял его ангел и дал Сифу?

Ответ. Когда крал Сатанаил у Господа, то сказал Господь: «То, что крадешь ты у меня, тебя же и прогонит». И так изгнал его. И выросло древо тройное — часть Адама, часть Евы, посреди же — самого Господа Бога. Адамово древо вынесла Тигр река, а от Господней части дал архангел Сифу, и Сиф принес Адаму, и свил себе венец Адам. А из венца того древо произросло. Евина часть приплыла с потопом.

И когда понял Соломон, что то есть Адамова глава, перенес ее в центр Иерусалима. И призвал, и сошлись все люди, и повелел им, сказав: «Что я буду делать, то же и вы, глядя на меня, делайте». И взял камень Соломон и, поклонившись главе, сказал: «Кланяюсь тебе, как первому творению Божию», и, бросив камень на главу, сказал: «Бью тебя, как отступника Божия». И весь народ побросал камни. И вырос Литостратон, — по-еврейски — «Побиение». Ибо собрался тут народ всего Иерусалима.

И когда совершилось предание Господа нашего Иисуса Христа, привели к Пилату Христа и двух разбойников. Пилат приказал, и сделали из тех дерев 3 креста. И распяли Христа на древе, что выросло из главы Адама, а разбойника верного распяли по правую руку Христа на древе, выросшем из головней, а разбойника неверного распяли по левую руку Христа на древе, которое выросло в Мерре реке, посаженное Моисеем.

Слово о двух разбойниках

Когда хотел Ирод Господа нашего Иисуса Христа убить, взял Иосиф Богородицу с сыном ее и с Иаковом, братом Господним, и пошли они в Египет, как велел ему ангел. Жили в горе на пути их два разбойника с женами и с детьми своими. У одного разбойника была жена с одним соском. И обе разбойничьи жены имели младенцев. Жена одного из разбойников тяжело болела сердцем уже 6 дней, а другого жена, с одним соском, только свое дитя кормила, а другое умирало с голоду. В это время захватили Богородицу с младенцем и с Иосифом, и сказал разбойник, жена которого была больна: «Не сотворим зла ни этому человеку, ни жене его, и накормит она моего ребенка, 6 дней уже ничего он не ел». Так взяли и повели их к себе. И кормила грудью Богородица разбойничье дитя еще 6 дней. И выздоровела жена разбойника, а дитя его окрепло. И разбойник сказал: «Великое чудо! Если бы не оказалась здесь эта женщина с младенцем своим и не спасла бы мое дитя, то умерло бы». И проводили Богородицу с Иосифом и с младенцем с великими дарами.

Дети же разбойничьи выросли и стали разбойниками, как и отцы их. И когда привели к распятию Господина нашего Иисуса Христа, то и их, схватив, привели к Пилату. И повелел Пилат распять их по обе стороны Господа. Тот, которого вскормила Богородица, молил по правую руку Господа: «Помяни меня, Господи, когда придешь в царство свое». А другой разбойник ругательства произносил и тем лишился рая и на адскую муку осужден. Адам же крестился кровью Господа нашего Иисуса Христа.

Богу нашему слава во веки. Аминь.
" Именем Йод Хе Bay Хе человек повелевает Природой. Именем Адонаи он покоряет царства. Тайные же силы, кои составляют владения Гермеса, все как одна повинуются тому, кто знает, как надлежит правильно произносить невыразимое имя Агла."

Изображение

Изображение
Ответить

Вернуться в «Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 2»