ИБН АТАИЛЛЯ АЛЬ-ИСКАНДАРИ

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Сообщений: 40251
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:57

ИБН АТАИЛЛЯ АЛЬ-ИСКАНДАРИ

Сообщение ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ »

Ахмад ибн Мухаммад ибн Абдуль-Карим ибн Атаилля, более известный как Ибн Атаилля, родился в Египте, в городе Александрия. Точная дата его рождения неизвестна. Известно только, что он родился во второй половине седьмого века по хиджре. Его отец и дед были учёными Шариата.
Особенно был известен его дед, который считался в той местности большим учёным. Неудивительно, что Ибн Атаилля, воспитываясь в такой семье, с детских лет проявлял интерес к наукам. Он обучался у крупных алимов Александрии, и всё шло к тому, что вскоре он, как и дед, станет известным богословом.
Вступление на путь суфиев
Дед Ибн Атаилля, несмотря на то, что являлся учёным Шариата, был противником суфизма. В юности Ибн Атаилля придерживался этих же взглядов, спорил с суфиями, утверждал, что не существует знаний, кроме тех, которыми обладают учёные Шариата, и что нет никакой необходимости в суфизме. Но один случай изменил всю его жизнь.
Как-то он поспорил с последователями шейха Абуль-Аббаса аль-Мурси. После спора он подумал, что будет неправильно судить о человеке, не повидавшись с ним. Ведь если человек на истинном пути, то признаки этого нетрудно заметить. С этими мыслями Ибн Атаилля направился к жилищу шейха. Тот читал проповедь ученикам, в которой говорил о познании Аллаха и путях приближения к Нему. Ибн Атаилля прислушался, и сомнения в истинности пути суфиев стали покидать его сердце. К тому времени, когда шейх закончил, сомнений в его сердце уже не осталось, он был убеждён, что шейх и его ученики на истинном пути. Совсем другим человеком покинул он собрание шейха. Придя домой, он уединился в укромном месте и стал размышлять. Он смотрел на ночное небо и звезды, и удивительные чувства, о которых до той поры он не знал, овладевали его душой. Не в силах более выносить этого, он возвратился к шейху. Когда Ибн Атаилля вошёл, шейх встал и встретил его с радостью, проявив к нему большое внимание. Такого обращения Ибн Атаилля никак не ожидал, и ему стало стыдно за себя. Он чувствовал, что не достоин такого внимания. Первые слова, с которыми он обратился к шейху, были: «О мой господин, я люблю Вас ради Аллаха». Шейх сказал: «Да возлюбит тебя Всевышний, как полюбил ты меня ради Него». Потом он рассказал шейху о печали, что тяготит его сердце. Шейх ответил: «Раб пребывает в одном из четырех состояний: блага или несчастья, покорности или ослушания. Когда ты находишь блага, то обязан воздать хвалу Тому, Кто наделил тебя этими благами; когда одолевают тебя несчастья, ты должен проявить терпение; когда проявляешь покорность, то должен знать, Кто тебе дал возможность совершать благие деяния; когда же находишь ослушание, то должен просить прощения и раскаиваться». После этой беседы печаль покинула Ибн Атаилля.
Однажды шейх посадил его перед собой и сказал: «Когда идолопоклонники отказались следовать призыву Пророка , то к нему пришёл архангел Джибриль http://cs661.vkontakte.ru/u28961618/114 ... eb8cbf.jpg, и с ним был ещё один ангел. Джибриль http://cs661.vkontakte.ru/u28961618/114 ... eb8cbf.jpg сказал: «Это ангел гор. Аллах велел ему следовать твоим указаниям». Ангел поприветствовал Пророка и сказал: «О Мухаммад, если ты хочешь, я обрушу на них горы». Посланник Аллаха ответил: «Нет, я надеюсь, что от них появится потомство, которое будет верить в Единого Аллаха и не будет придавать Ему сотоварищей». Посланник Божий терпел вред от идолопоклонников в надежде на то, что их потомство будет из числа уверовавших, и мы терпели деда этого учёного ради этого учёного».
Ибн Атаилля как-то сказал одному из учеников шейха: «Я бы хотел, чтобы шейх обратил на меня внимание и чтобы я был в его сердце». Ученик передал его слова шейху. Когда Ибн Атаилля зашёл к наставнику, тот промолвил: «Не требуйте от шейха, чтобы вы были в его сердце, а старайтесь, чтобы у вас в сердце был шейх. Рядом с шейхом вы в той степени, в какой он рядом с вами». Затем шейх обратился к нему: «Клянусь Аллахом, тебя ожидает великое будущее, клянусь Аллахом, тебя ожидает великое будущее…» — и повторил эти слова несколько раз.
Корифей в тайной и явной науках
Шейх говорил ему: «Следуй этому пути, и, клянусь Аллахом, ты будешь муфтием в обеих науках», — то есть в науках явных, которыми обладают учёные Шариата, и в науках сокровенных, которыми обладают праведники, познавшие Аллаха.
В начале пути, как говорил Ибн Атаилля, ему не давал покоя один вопрос. Он слышал от некоторых студентов, что избравший путь суфиев не добьется успеха в науках Шариата. Это сильно беспокоило Ибн Атаилля, так как он проявлял большой интерес к шариатским наукам, но вместе с тем он также боялся потерять то благо, что получал от суфиев. Когда он посетил шейха, тот сказал ему: «Когда к нам приходит торговец, мы не говорим ему: откажись от торговли, если хочешь вступить на наш путь. Если это ремесленник, мы не говорим: откажись от ремесла; если это студент, мы не говорим: откажись от приобретения шариатских наук. Мы оставляем их на том, в чём Аллах их утвердил. То же, что ему суждено получить от нас, он несомненно получит. Посланник Аллаха не говорил сподвижникам, чтобы они отказались от торговли или ремесла. Пророк говорил о необходимости работы, но вместе с тем учил их богобоязненности».
Как-то Ибн Атаилля зашёл к наставнику, и тот сообщил ему, что скоро он займёт место своего деда, но, в отличие от деда, будет обучать людей обеим наукам. Как и предвещал шейх, Ибн Атаилля занял место своего деда и стал учить людей Шариату и призывать их на путь Аллаха.
Несколько лет он провел в Александрии, призывая людей на путь Истины, затем переехал в Каир и там продолжил свой призыв. В то время одним из центров научного мира был университет аль-Азхар. Ибн Атаилля учил людей в аль-Азхаре, и его лекции пользовались огромной популярностью.
Глубокие познания в тайной и явной науках, красноречие, искренность, мудрость, хороший нрав – все эти качества, которыми он обладал, оказывали на людей поистине магическое действие, и вскоре у него появилось очень много последователей. Крупнейшие учёные того времени посещали его уроки и становились его учениками.
Одним из самых знаменитых учёных того времени являлся Такиюддин ас-Субки. По признанию многих его современников, а также учёных последующих веков, не было в то время равного ему богослова.
Вот что пишет крупный учёный десятого века по хиджре ас-Суюти в одной из книг: «Собрания шейха Таджуддина ибн Атаилля, где он проповедовал, посещали имамы, такие, как Такиюддин ас-Субки, который являлся в своё время авторитетом в таких науках, как тафсир, хадис, фикх, калам, усуль, а также в науках, переданных от предыдущих алимов, и в науках, которые постигаются разумом. Более того, он являлся учёным, достигшим уровня мужтахида, подобного которому долгое время не было ни после него, ни до него. Ас-Субки упомянул в некоторых своих книгах, что он брал знания от Таджуддина ибн Атаилля и посещал его собрания. Также ас-Субки приводит некоторые его высказывания в своих трудах. Ас-Субки читал его книгу «Аль-Хикам» и приводит в своих книгах отрывки из неё. И если бы в шазалийском тарикате было малейшее отклонение, то не хвалил бы его ас-Субки, его сын и другие имамы того времени».
Ибн Атаилля достиг таких высот в духовном развитии, что Всевышний наделил его способностями творить чудеса.
Один из его учеников отправился как-то в хадж и видел шейха несколько раз в разных местах. Он видел его, когда совершал обход вокруг Каабы, видел рядом с Каабой и видел в долине Арафат. Когда он возвратился, то первым делом поинтересовался, покидал ли шейх город в его отсутствие. Оказалось, что нет. После этого он решил посетить шейха. Когда он вошёл, шейх спросил его: «Кого ты видел во время хаджа?» Тот ответил, что видел его. На это шейх улыбнулся и промолвил: «Великий человек заполняет вселенную»1.
Рассказывают, что как-то три человека отправились послушать лекцию Ибн Атаилля. По дороге между ними состоялся разговор. Один из них заявил: «Если бы я освободился от семьи, я бы полностью посвятил себя поклонению». Второй сказал: «Я совершаю молитвы и провожу дни в постах, но не нахожу и крупицы праведности». Третий поделился: «Мои молитвы не удовлетворяют меня, как же Всевышний будет ими доволен?». Во время лекции они услышали, как шейх говорит: «Среди людей есть и такие, кто говорит что….» и шейх повторил один к одному их слова и дал ответы. Эту историю приводит Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Дурару камина».
Книги Ибн Атаилля
Ибн Атаилля написал несколько книг, которые пользуются большой популярностью в исламском мире. Вот некоторые, наиболее известные из них:
– «Аль-Хикам» – «Книга мудростей» – самая известная из его книг. Подробнее на ней мы остановимся чуть ниже;
– «Латаифуль-минан» – биографическая работа, где он приводит много сведений о шейхах Абуль-Хасане Шазали и Абуль-Аббасе аль-Мурси. В книге также приводится много сведений и о самом авторе;
– «Китаб ат-танвир фи искати ат-тадбир»;
– «Мифтахуль-фалах ва мисбахуль-арвах»
Хочу более подробно остановиться на «Книге мудростей», которая пользуется большой известностью и признанием в исламском мире на протяжении многих веков.
В Коране сказано: «Oн (Аллах) дapyeт мyдpocть, кoмy пoжeлaeт; a кoмy дapoвaнa мyдpocть, тoмy дapoвaнo oбильнoe блaгo». «Книга мудростей» – яркое свидетельство того, что автор – из числа тех, кому Всевышним дарована мудрость. Из века в век, на протяжении всех тех столетий, что прошли со времен Ибн Атаилля, учёные и мудрецы уделяли большое внимание этой книге. Её изучали в крупнейших учебных заведениях, толкования к ней писали наиболее авторитетные учёные, на основе этой книги составлялись проповеди, что читались в мечетях. И в наши дни эта книга также актуальна и популярна, как и много веков назад. Её по-прежнему изучают, читают в мечетях известные проповедники, толкования к ней пишут наиболее авторитетные учёные современности. В Интернете можно найти аудио и видео версии этих толкований. Среди них – несколько томов толкований Саида Рамазана аль-Бути к «Книге мудростей». Также можно найти видеоверсию толкования муфтия Египта Али Джум’а, комментарии известного учёного из рода Пророка аль-Хабиба Умара, учёного и проповедника Умара Абдуль-Кафи. «Книга мудростей» переведена на множество языков, включая и русский. Хотя перевод не передаёт в полной мере глубины и красоты оригинала, тем не менее, будет полезно прочитать этот великий труд для ознакомления.
Ибн Атаилла покинул мир в 709-м году по хиджре в месяц Джумаду л-Ахир. Он похоронен в Каире, на кладбище, которое в настоящее время называется «Город мёртвых». Его могила известна, и поныне люди посещают её в надежде получить благодать этого великого праведника.
Один из известных учёных, Камаль ибн аль-Хумам2, читал рядом с его могилой Суру «Худ» из Корана. И когда он дошёл до аята, где говорится «И среди [людей] будут и несчастные, и счастливые», — он услышал из могилы голос Ибн Атаилля: «О Камаль, среди нас нет несчастных». После этого случая Камаль ибн аль-Хумам завещал похоронить его в этом месте3.
1. فكان كما أخبر من كراماته رضي الله عنه أن رجلاً من تلامذته حج فرأى الشيخ في المطاف وخلف المقام وفي المسعى وفي عرفة . فلما رجع سأل عن الشيخ هل خرج من البلد في غيبته في الحج فقالوا لا ، فدخل وسلم على الشيخ فقال له سيدي بن عطاء الله رضي الله عنه من رأيت في الحج في سفرتك هذه من الرجال فقال الرجل يا سيدي رأيتك . فتبسم وقال : الرجل الكبير يملأ الكون
2. Камалюддин ибн Абдуль-Вахид аль-Искандари (790-861 г. по хиджре), более известный как Ибн Хумам. Известный ученый ханафитского мазхаба по фикху, усулю, тафсир, нахв, суфизму и многим другим наукам. Автор многих книг. Одна из самых известных его книг – «Фатхуль-кадир» – посвящена исламскому праву ханафитского толка.
3.
ومن كراماته رضي الله عنه أن الكمال بن الهمام رضي الله عنه الفقيه المحدث زار قبره فقرأ عنده سورة هود حتى وصل إلى قوله تعالى ( فمنهم شقي وسعيد ) فأجابه من القبر سيدي ابن عطاء الله بصوت عال : يا كمال ليس فينا شقي . فأوصى الكمال بن الهمام رضي الله عنه أن يدفن هناك . (الكواكب الدرية)
" Именем Йод Хе Bay Хе человек повелевает Природой. Именем Адонаи он покоряет царства. Тайные же силы, кои составляют владения Гермеса, все как одна повинуются тому, кто знает, как надлежит правильно произносить невыразимое имя Агла."

Изображение

Изображение
Ответить

Вернуться в «Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 2»