ГОРДОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА — ИМАМ АЛЬ-БУХАРИ

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Сообщений: 40251
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:57

ГОРДОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА — ИМАМ АЛЬ-БУХАРИ

Сообщение ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ »

К 1200-летию со дня рождения имама аль-Бухари
Вот уже двенадцать веков исламский мир с глубоким уважением и трепетом рассматривает и изучает наследие имама Аль-Бухари, уроженца Бухары, наиболее выдающегося из всех хадисоведов всего мусульманского мира. Аль-Бухари называли «Имам всех имамов в мире», «Султан правоверных в науке о хадисах». Всемирное признание имаму Аль-Бухари принесла его титаническая работа «аль-Джами ас-Сахих» – сборник достоверных хадисов. Кроме этого главного труда имам Аль-Бухари создал 23 трактата и книги. Большинство из них сохранились до наших дней и неоднократно издавались во многих странах мира. Кроме этого, опубликовано около ста комментариев и пояснений на арабском языке к «Сахих Аль-Бухари».
Основная работа имама Аль-Бухари «Ас-Сахих» современниками была признана выдающимся руководством по фикху и к Х веку заняла первое место среди собраний суннитской традиции. Хадисы считаются вторыми после Корана источниками права, на них основана Сунна, они содержат значительную часть принципов идей ислама.
Имам Аль-Бухари, полное имя, Абу Абдаллах Мухаммад б. Исмаил б. Ибрахим б. аль-Мугира б. Бардазбех б. Базазбех аль-Джуфи, известен под почетными прозвищами «имам аль-мухаддисин» (имам предводитель мухаддисов) и «амир аль-муминин фи-ль-хадис» (амир правоверных по хадисам). Автор второго по значению среди мухаддисов имам Муслим так обращался к Аль-Бухари: «О, мастер мастеров, султан мухаддисов, лекарь хадисов! Позвольте поцеловать ваши следы». Эти слова показывают, насколько было велико признание и уважение к нему великих современников.
Он родился 13 дня месяца шавваль в 194 г.х. (20–21 июля 810 г.) в городе Бухаре. Родословная имама Аль-Бухари, как видно из имен его предков, восходит не к арабам. Прадед имама аль-Мугира был зороастрийцем, принял Ислам в VIII в. при содействии арабского наместника Бухары Йамана аль-Джуфи. По обычаям того времени, тот, кто принимал Ислам от кого-либо, вел от него свою родословную. Письменные источники не содержат точных указаний на этническую принадлежность имама Аль-Бухари. Однако, анализируя их, можно с уверенностью полагать, что далекий предок имама Аль-Бухари был представителем местного населения Бухары, согдийцем или тюрком, исповедовавшим зороастризм. Иранское происхождение Аль-Бухари исключается, так как иранцы, пришедшие в Бухару в составе арабов, уже исповедовали Ислам и носили мусульманские имена.
Отец имама Аль-Бухари Исмаил, именуемый также Абу-ль-Хасаном, был в свое время великим мухаддисом и занимался торговлей. Имам Аль-Бухари в своем произведении «ат-Тарих аль-Кабир». («Большая история») дает полноценные биографические данные о своем отце. Он был набожным человеком, строго придерживался правил шариата. Историк Ахийд б. Хафас свидетельствует, что перед смертью Абу-ль-Хасан сказал ему так: «Я не испытываю сомнений ни в одном своем дирхеме, ни в своем имуществе, что обладаю ими нечестным или нечистым путем».
Мать имама Аль-Бухари была набожной и рассудительной женщиной, обладавшей чудодейственной силой, чистотой и целомудрием. Абу Али аль-Гасани отмечает, что имам Аль-Бухари в детстве был незрячим, так как повредил глаз. Благочестивая мать увидела во сне Пророка Ибрахима, который сказал ей: «Благодаря твоим многочисленным молитвам и обращениям к Аллаху он возвратил твоему сыну полноценное зрение». Пробудившись от сна, она увидела, что глаза ее сына полны света и он окончательно прозрел.
Его воспитанием занималась исключительно мать. В раннем возрасте имам Аль-Бухари проявил интерес к изучению и заучиванию хадисов. Секретарь имама Аль-Бухари – Абу Джафар Мухаммад б. Абу Хатам аль-Варрак писал: «Когда я услышал о том, как Аль-Бухари говорил о своем желании заучить хадисы еще в период своего обучения в начальной школе, то я спросил у него, сколько же тогда ему было лет, и он мне ответил, что тогда ему было 10 лет или меньше того».
Одним из первых его учителей был известный ученый Бухары, знаток науки о хадисах ад-Дахили. Не достигший 10 лет, обучаясь в начальной школе, Аль-Бухари проявил интерес к заучиванию хадисов. В 11 лет Аль-Бухари начал на занятиях поправлять своего учителя. По мере взросления он не только заучивал хадисы наизусть, но и классифицировал их.
Секретарь Ибн Абу Хатам аль-Варрак писал со слов Аль-Бухари: «Когда мне стукнуло 16 лет, то в начале я наизусть заучил книгу Ибн аль-Мубарака и Вакия и лишь после этого узнал людей, имевших собственное мнение. Затем вместе со старшим братом Ахмадом и матерью я отправился в хадж». Потом мать с братом Ахмадом вернулись в Бухару, а он остался в благословенной Мекке, где брал уроки по хадисоведению.
В 827 г. ему исполнилось 18 лет, когда он прибыл в Медину и стал брать уроки по хадисоведению у Ибрахима б. аль-Мунзира, Абдулазиза б. Абдаллаха аль-Увайси и других. Работая над хадисами, имам Аль-Бухари посетил все известные города и страны исламского мира: Хиджаз, Мекку, Медину, Таиф, Джидду, Басру, Куфу, Багдад, Миср, Мерв, Нишапур, Рей, и т. д. Целью посещения этих городов было изучение хадисов и общение со многими учеными. Он постоянно совершенствовал свои знания. Аль-Хатиб аль-Багдади, автор «Истории Багдада», отмечает, что имам Аль-Бухари якобы говорил: «Я записал тысячи, а возможно, и более хадисов, опираясь на высказывания шейхов и улемов, в моей книге нет ни одного хадиса без иснада (достоверной цепи передатчиков)»
Ученый аль-Исфахани (922–1005) посвятил учителям имама Аль-Бухари небольшое специальное исследование. В нем в алфавитном порядке приводятся полные имена повествователей, хадисов, точные данные о месте и дате их рождения, указываются из прозвища, дата и место их смерти. В этом сочинении приводятся сведения о 306 рассказчиках, от которых Аль-Бухари слышал хадисы. На самом деле рассказчиков было намного больше.
Современники имама Аль-Бухари высоко ценили его научные познания и умения выявлять дефекты и изъяны в хадисах. Приведем один пример. Имам ат-Тирмизи писал: «Свои мысли и суждения о хадисах, рассказчиках, их историях по поводу дефектов, изъянов в хадисах я почерпнул из книги имама Аль-Бухари “Китаб ат-Тарих” и многое я перенял во время совместных научных диспутов с Аль-Бухари». Он также писал: «Я не встречал в жизни такого ученого, как Исмаил Аль-Бухари, который так глубоко и тонко разбирался бы в различных изъянах, имеющихся в хадисах, и умел установить их первоначальный источник».
На протяжении всей своей жизни имам Аль-Бухари постоянно оказывал помощь в научном, а по возможности и в материальном плане тем, кто в ней нуждался. Он помогал ученым, учителям, мухаддисам. Занимаясь, как и его отец, торговлей, имам Аль-Бухари из своего ежемесячного дохода пятьсот дирхемов обязательно раздавал бедным, неимущим, нуждающимся. Сам же довольствовался малым, старался избегать излишних затрат. Имам Аль-Бухари был человеком честным, с открытой душой, благочестивым и набожным, далеким от пересудов и сплетен. Он писал: «С того момента, как я узнал, что сплетни и пересуды – дело грязное, я ни о ком не говорил ничего предосудительного».
В 869 году имам Аль-Бухари возвращается на родину и активно прославляет этот город. Правитель Бухары из числа сторонников Тахиридов по личным мотивам начинает настраивать против Аль-Бухари жителей Мавераннахра, обвиняя его в ереси. Он стал жертвой завистников и недоброжелателей. Специально этой теме посвятил свою статью известный востоковед Ш.С. Камолиддин, в которой он резюмирует: «Хотя имам Аль-Бухари имел огромные заслуги перед наукой и обществом, он стал жертвой фанатизма, консерватизма, фундаментализма, ловко использованных в личных целях его недоброжелателями из числа высокопоставленных лиц». Узнав об интригах правителей против него, не желая противопоставлять верующих, своих сторонников и противников, Аль-Бухари произнес следующую молитву: «О Аллах, хоть мир велик, однако он стал для меня тесен, и я прошу его принять меня». Вскоре он тяжело заболел и в 256 г.х. вечером в праздник рамадан (ид аль-фитр) 30–31 августа 870 года скончался в селении Хартанг (Челакского района) в 25 км к северу от города Самарканда.
Независимый Узбекистан, строя будущее, опирается на историческое и культурное наследие страны, нравственные и духовные источники – уникальный опыт наших великих предков. Имам Аль-Бухари – один из знаменитых наших земляков, который прославлял и прославляет нашу родину.
" Именем Йод Хе Bay Хе человек повелевает Природой. Именем Адонаи он покоряет царства. Тайные же силы, кои составляют владения Гермеса, все как одна повинуются тому, кто знает, как надлежит правильно произносить невыразимое имя Агла."

Изображение

Изображение
Ответить

Вернуться в «Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 2»