В шаманизме — чары или талисманы хранились ради удачи или отвращения зла. Первоначально гри-гри были, вероятно, куклы или образы богов, но большинство нынешних гри-гри — это маленькие мешочки с лечебными
травами, маслами, камнями, маленькими косточками, волосами и обрезками ногтей, кусочками ткани, пропитанными потом, или другие личные предметы, собранные под руководством определенного бога и предназначенные защищать владельца. Происхождение слова неясно, но многие ученые относят его к жужу, западно-африканскому названию фетиша или священного предмета. Жужу может быть европейским переводом туземного выражения гру-гру (отсюда гри-гри) или его можно отнести к французскому слову joujou, которое значит "кукла" или "игрушка". Большинство африканских фетишей имели форму куклы, и первые европейцы на африканском западном побережье могли принять серьезные религиозные объекты за невинных кукол (см. АФРИКАНСКОЕ КОЛДОВСТВО). Вальтер Гибсон в "Колдовстве" (1973) утверждает, что фетиш обозначает любой предмет, одержимый святым духом, в то время как жужу более точно значит "амулет", что-то нужное для врача-колдуна, что заставит лекарство действовать во имя добра или зла. Бирен Бонержэ, чей "Словарь суеверий и мифологии" впервые вышел в 1927 году, дает определение жужу как западноафриканского названия фетиша, который также назывался гри-гри. В Новом Орлеане, традиционном американском центре шаманизма, городе, где почти каждый житель имеет, по крайней мере, общее представление о культе, гри-гри довольно распространенное явление. Их (амулеты) делают,
чтобы привлечь деньги и любовь, прекратить сплетни, защитить семейный очаг, поддержать здоровье — и с бесчисленным множеством других целей. Известно, что даже полицейские офицеры носили гри-гри для защиты.
Согласно ритуалу, гри-гри делают у алтаря и освящают четырьмя элементами: землей (соль), воздухом (ладан), водой и огнем (пламя
свечи). Число ингредиентов всегда или 1,3, 5, 7, 9, или 13 (см.ТРИНАДЦАТЬ). Ингредиентов никогда не может быть больше 13. Камни и цветные предметы выбираются за их астрологические свойства, в зависимости от цели гри-гри. В легендах о знаменитой нью-орлеанской шаманской королеве Мари Лаво говорится, что в ее гри-гри были кусочки кости, цветные камни, кладбищенская пыль, соль и красный перец. Более сложные гри-гри делались из гнезд крошечных птиц и сплетенного конского волоса. Мешочек из красной фланели с магнетитом или магнитом был любимым гри-гри для профессиональных игроков, гарантирующим им удачу.
Другие гри-гри игроков были из кусочков замши, кусочков красной фланели, зуба акулы, сока сосны и крови голубя. Кровь и сок смешивали, потом писали на замше сумму, которую игрок хотел выиграть. Замша покрывалась красной фланелью, внутрь клали зуб акулы, и все сшивалось волосом кошки. Этот гри-гри лучше всего было носить в левом башмаке, хоть это и неудобно. Гри-гри также применяли, чтобы принести кому-то неудачу, что было известно как "наложить гри-гри" на человека. Если бросить гри-гри — мешочек с порохом и красным перцем — кому-нибудь на дорогу или на порог, то этот человек попадет в драку. Чтобы избавиться
от кого-нибудь, Мари Лаво писала имя этого человека на маленьком воздушном шарике, привязывала шарик к статуе святого Экспедита и потом отпускала его. Жертва уйдет в том направлении, куда полетит шарик. Если оставляют гри-гри, обычно с порохом, у кого-то под дверью, это значит, что он в немилости у "шаманов" и ему следует быть настороже. Одним из самых ужасных "ванга" или причиняющих вред амулетов, Мари Лаво был мешочек из савана человека, который умер десять дней назад. В мешочек
клали сухую одноглазую жабу, мизинец, палец руки черного человека, покончившего с собой, высушенную ящерицу, крылья летучей мыши, кошачий глаз, печень совы и сердце петуха. Если такой гри-гри спрятать в подушку жертвы, несчастный обязательно умрет. Многие белые хозяева в старом Нью-Орлеане, которые плохо обращались со своими черными рабами, находили подобные гри-гри в своих сумках или подушках, либо маленький сверток из черной бумаги с шафраном, солью, порохом и размельченными собачьими экскрементами. В САНТЕРИИ мешочки гри-гри называют "ресквардос" или "защитники". Типичный ресквардос под защитой бога грома Чанго должен содержать лечебные травы, специи. коричневый сахар, чеснок, алоэ, камни или другие мелкие священные предметы, связанные красным бархатом и прошитые красной ниткой. На конец Сантеро прикрепляют крошечный золотой меч, символ святой Варвары (образ Чанго как католического святого), и если меч ломается, то значит Чанго заступился за владельца. "Гурунфинды" — талисманы, сделанные черными ведьмами в Сантерии, майомберо, чтобы отпугивать злые силы от себя и направлять их на других. Чтобы сделать "гуруфинда", майомберо выдалбливает куиро — твердый, несъедобный плод, произрастающий в
тропиках, и заполняет его головами, сердцами и ногами черепахи, разными видами попугаев, языком и глазами петуха и семью живыми муравьями.
Затем майомберо добавляет семь зубов, челюсть и несколько волосков трупа вместе с именем покойного на листе бумаги и семь монет в уплату мертвому духу за его услуги. Затем майомберо поливает ромом эту смесь и закапывает куиро под святым деревом сейба на 21 день. Когда он выкапывает куиро, то помечает плод сверху мелом и вешает амулет возле
своего дома.