ЧУТОДК О НАРОДЕ ДАНУ

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Сообщений: 40250
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:57

ЧУТОДК О НАРОДЕ ДАНУ

Сообщение ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ »

Данные о мифологии континентальных кельтов, а также кельтов доримской Британии фрагментарны и черпаются преимущественно из археологических источников. Ирландская и валлийская мифологические системы получили связное освещение в повествовательных памятниках, главными из которых являются ирландские саги (первые записи относятся к 8-9 вв. н.э.). Эти источники, составленные уже после утверждения христианства и испытавшие его воздействие, в большинстве своем восходят к более ранним утраченным памятникам.

Формирование кельтского пантеона происходило во второй половине 5 в. до н.э., путем синкретизма собственных верований и систем местных покоренных племен, в том числе, протославянских. При этом в кельтской и древнеславянской культуре благодаря единству религиозных истоков и мировоззренческим взаимовлияниям настолько много общего, что специалисты не берутся сказать, кем у кого были заимствованы определенные мотивы.

Кельты обожествляли явления природы, реки, горы, животных. Наряду с этим в их пантеоне были маленькие духи или демоны, зоо- и антропоморфные божества. Интересной темой являются известные по скульптурным изображениям триликие боги, параллель Триглаву балтийских и балканских славян, чьи головы символизировали три царства (уровня бытия), и Триглаве, богине земли.

Материальной основой кельтской цивилизации была развитая технология обработки железа. Металлурги-кузнецы считались обладателями тайных знаний, что отразилось в таких образах эпоса, как Гоибниу (Гофаннон), владелец магического неистощимого котла, изготавливавший магическое пиво бессмертия. То же отношение к этой профессии мы встречаем и в славянском фольклоре, а также этнолингвистических данных (так, слово “коварный” происходит от “коварь” – кузнец, и первоначально означало “искусный”, “сведущий”).

Друиды – жрецы, вещуны, мудрецы, врачи, юристы, философы, - во многом напоминали персидских магов или индийских брахманов, а также славянских волхвов. Одни исследователи считают, что друидизм был распространенной формой жречества еще доиндоевропейского происхождения. Другие, в том числе Дюмезиль, полагают, что друидизм – явление индоевропейское, с кельтской спецификой. Изложение философии в форме рифмованных загадок или вопросов, которое практиковали друиды, перекликается со способом подачи материала в Авесте, Ведах, а также Голубиной книге и некоторых памятниках белорусского фольклора.

Славянские представления о магической силе слова, пророческом даре поэтов, соответствуют подобными воззрениями кельтов, приписывавших особую силу и власть над людьми и животными не только друидам, но и филидам (поэтам, юристам, историкам), а также бардам (поэтам, певцам, музыкантам). Это свидетельствует как об универсализме культуры, так и о ее этнических спецификациях.

КОСМОЛОГИЯ

Общими для индоевропейцев являются представления о трех уровнях бытия – это Явь, Правь и Навь славян, с которыми сопоставимы Абред, Гвинфид и Кеугант кельтских “Триад бардов”. Универсален и образ космических вод, с которым связана деификация (обожествление) рек как богинь исцеления, поэзии, мудрости, и супруг верховных божеств.

Упорядоченная бесконечность мира у всех индоевропейцев символизировалась четырьмя сторонами света. Поэтому тексты “Шатапатха Брахманы” могут пояснить символику квадратного сруба и круглого кургана Черной могилы в Чернигове (10 в. н.э.), как и древнегреческого кургана Патрокла (по “Илиаде”). Эту же символику четырех сторон мы видим в образе украинского и польского Свентовида (Збручский идол). У кельтов особенно акцентировался центр пространства, что отразилось в делении Ирландии на пять королевств, каждое из которых имело символическое значение. Верховным королем был правитель Центра, а коронационный камень Лиа Файл, воплощение Оси Мира, отсылает нас к культу камней, в частности менгиров, хорошо известном и на восточнославянских территориях.

ПАНТЕОН

К древнейшим кельтским божествам относятся женские божества-матроны, изображавшиеся в виде трех зрелых женщин. Есть основания считать, что все три фигуры изображали одну богиню, и не в различных ее аспектах, а как выражение ее исключительного могущества. В древнеирландской мифологии эту роль играла Дану, богиня плодородия, урожая, мать-прародительница поколения божеств, называемых Племена Богини Дану – Туата Де Дананн. При христианизации Дану (Дон, Ану) в бретонской традиции стала почитаться как святая Анна [Мифы народов мира 1994, 353].

Общие древние индоевропейские корни этого образа подтверждаются тем, что в славянской мифологии известны Дана, само имя которой расшифровывают как “Мать Воды” или “Вода-Мать”, а также представление о Дунае как “матери рек”, источнике изобилия, границе мира людей и потустороннего мира. Еще одним свидетельством является наличие в индийской мифологии такого персонажа, как Дану – вода, богиня-мать.

У всех (или почти всех) индоевропейских земледельческих народов богиня-эпоним, персонификация всей страны, в особенности пахотной земли, считалась мистической супругой правителя. Этот священный брак должен был обеспечить нормальную циркуляцию космических энергий, а как следствие – благоденствие народа. Земным воплощением Богини считалась королева, которая могла носить то же имя, что и вся страна. Она же в случаях кризиса власти выбирала достойного короля. С этой точки зрения понятно чешское предание о трех дочерях-волшебницах Крока (ср. три богини-эпонима Ирландии: Банба, Фодла и Эриу), главная из которых – Либуше, считавшаяся предводительницей племени, а вернее было бы сказать – воплощением земли племени – выбрала первого чешского князя Пшемысла [Мифологический словарь 1991, 316]. Об устойчивости представлений о Богине, свидетельствует и то, что у славян до наших дней бытует образ Матери Сырой Земли.

Поздним вариантом древнего женского божества была ирландская Бригит, богиня огня, мудрости и кузнечного искусства (не такое уж странное сочетание функций, если учесть символически-мифологическую близость огня, речи и знания). Она стала христианской святой Бригиттой, в культе которой сохранились типичные языческие черты: в одном из монастырей в ее честь поддерживался вечный огонь. Подобный священный негасимый огонь – Знич – связывавшийся с воинами, исцелением и гаданием, поддерживался и во многих славянских городах.

Так как земля связывалась также со смертью, богиня земли может появляться и как хозяйка земли мертвых - “Страшная Мать”(терминология К.Г. Юнга) [Юнг 1991, 65], подобная индуистской Кали. В Ирландии это богини войны и разрушения Бадб, Морриган, Немайн, Маха являвшиеся перед сражениями и возбуждавшие боевой дух воинов. Им соответствует славянская Магура, дочь Перуна, которая подбадривает бойцов и уносит в ирий погибших. Другой облик богини смерти – это славянская Баба Яга, обладающая властью над животными, днем и ночью, обитающая среди леса, за огненной рекой.

Супругом Дану был Бел (Беленос), воплощение света, солнца и здоровья. С ним идентифицируется Белобог (Белбог), от имени которого происходят топонимы в разных частях славянской территории, вплоть до урочища Белые боги под Москвой.

Интересна проблема взаимоотношений поколений и рас богов. Так, в “Книге завоеваний Ирландии” мы находим шесть поколений, и противостояние главных из них: Племен Богини Дану и фоморов. Фоморов считают совокупностью до-кельтских местных богов животворящих сил природы, подобных скандинавским ванам. Однако со временем они стали воплощением сил зла и несчастья. Очевидно, в более ранний период их противопоставление Племенам было менее четким: и те и другие ассоциируются с островным потусторонним миром (“остров со стеклянной башней”), даже край блаженных на западе океана нередко назывался владением Тетраха – одного из правителей фоморов. И фоморы и Племена Богини Дану часто называются “героями из сидов”. Похожее изменение мы видим в индийской мифологии, где поначалу Асурами назывался весь класс небесных богов, включая Дэвов, а потом это слово стало относиться только к демонам – врагам Дэвов.

Фоморы и некоторые другие обитатели кельтского потустороннего мира часто описывались как однорукие, одноногие и одноглазые великаны. В подражание им, друиды порой творили колдовство, стоя на одной ноге и закрыв один глаз. С этими представлениями удивительным образом перекликаются такие образы славянской (в частности, украинской) мифологии, как живущие в подземных пещерах волоты и дивии люди – великаны с одним глазом, рукой и ногой – а также “сыроиды”, живущие где-то “за Дунаем” [Чубинський 1995, 205]

Соперничество фоморов и Племен Богини Дану стало фоном ирландского варианта общеиндоевропейского мифа о поединке сияющего бога с его противником. В данном случае, это история единоборства бога света Луга с Балором, одноглазым предводителем фоморов, способным уничтожать все вокруг своим взглядом. Во время битвы веко этого глаза приподнимали четыре человека (ср. убивающий глаз украинского Вия, возможно – индоевропейский образ). Некоторые версии называют Балора дедом Луга, так же как Вия иногда считают громовником и дедом Перуна.

Главным божеством племен Богини Дану был Дагда, супруг обожествленной реки Бойн. Его другое имя, Эохайд Отец Всех, подтверждает, что, как и славяне, кельты считали себя потомками (а не созданиями и не слугами) главного божества. Этот образ вобрал представления кельтов о всемогущем покровителе тайных знаний и сельского хозяйства, о чем говорят его атрибуты – неисчерпаемый котел и свиньи, которые не переводятся. Изображался Дагда великаном с могучей палицей (“оружие отца”, подобно Ваджре Индры, Мьелльниру Тора), которая могла убивать, но и оживлять убитых. С Дагдой идентифицируют славянского Дажьбога (Дабога) [Наливайко 2000, 76-77].

Иной аспект плодородия связан с рогатым богом потустороннего мира, божественным пастухом, хозяином лесных зверей. У кельтов это Цернунн, Херне, иногда в этой роли выступает и Мерлин. Славянская параллель – это Велес, родственный индийскому демону Вала (“Скрывающему”, похитителю коров и света). Этот амбивалентный образ также имеет глубокие общеиндоевропейские корни, что доказывают такие индийские примеры, как Вритра, Вишварупа, и Ахи Будхья, родственный греческому Пифону и славянскому Бадняку. Таким образом языческий пантеон также универсален по своим функциям, хотя и имеет различные этнокультурные ипостаси.
" Именем Йод Хе Bay Хе человек повелевает Природой. Именем Адонаи он покоряет царства. Тайные же силы, кои составляют владения Гермеса, все как одна повинуются тому, кто знает, как надлежит правильно произносить невыразимое имя Агла."

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
zoya
Сообщений: 502
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:00

ЧУТОДК О НАРОДЕ ДАНУ

Сообщение zoya »

Как много нужно знать и систематезировать эти знания...но и как становится понятным многое из того, чем занимаюсь я сейчас. Благодарю Вас Магистр!
С праздником Весны Вас Уважаемый Магистр!
Ответить

Вернуться в «Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 2»