Наставления по йоге

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Narasimha
Сообщений: 2283
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:59

Наставления по йоге

Сообщение Narasimha »

Наставления по йоге(Йога-дхйайа)
[Однажды йогу Даттатрее были заданы вопросы Его учеником –
царём Аларкой, в результате чего Он поведал следующее учение.]
Йог Даттатрея сказал:
1. Йоги полагают, что мукти (освобождение) – это состояние после обретения Знания и [устранения невежества восприятия] разделённости, и непрерывное пребывание в таком осознании. Отсутствие отождествления с гунами (качествами) природы означает единство с Брахманом, наивысшим Я.
2. О царь [Аларка] (махи-пате, "великий владыка")! Мукти достигается посредством йоги. Состояние йоги (состояние равного отношения ко всему, сама, извечная Безмятежность) достигается посредством совершенного (абсолютного) Знания, а совершенное Знание порождается печалями и страданиями. Когда сознание привязано к майе (направленное вовне внимание ума), тогда появляется печаль.
3. Поэтому тот, кто жаждет достичь мукти, или освобождения, чрезвычайно тщательно и искренне отказывается от привязанностей к внешним проявлениям. Чувство "моё" теряется, когда становишься не привязанным к внешним проявлениям.
4. Счастье порождается утрачиванием привязанностей- когда возникает отношение отречённости, мир начинает восприниматься как митья (ложный или нереальный).Отречённость порождается Знанием (самореализацией), а Знание своего высшего Я – коренная причина отречённости.
5. Гриха (дом) – это место, где проходит жизнь. Бходжа (пища) – это то, что
поддерживает жизнь. Подобно этому то, посредством чего достигается мукти
(освобождение), называется джняна (Знание). Если что-либо не приносит мукти, то считай это аджняной (невежеством).
6-7. О царь! Не обременяются телом снова и снова, или, другими словами, не
перевоплощаются, когда равно относятся и к пунье (добродетели), и к непунье (греху)- когда ежедневные необходимые действия выполняются непривязанно (отрекаясь от ожидания результатов этих действий), тогда провидение устраняется и не имеется никакого накопления дальнейших результатов пуньи и непуньи.
8. О владыка земли! То, что Я описал тебе, называется раджа-йогой (самой вышестоящей из йог). Тот, кто вступает на путь йоги, зависит от одного только извечного Брахмана (наивысшего Я).
9. Вначале следует достигать высшего Я своим "я". Это обусловлено тем, что Атман (высшее Я) непостижим даже для йогов. Поэтому подготовься практиковать, чтобы подчинить свою низшую природу. Услышь же от Меня, как покорить свою низшую природу.
10. Сожги ограничения практикой пранаямы (управления дыханием)- устрани недостатки (доши) дхараной (сосредоточением)- победи вишаю (ориентированность на внешнее) пратьяхарой (уводом органов чувств от соответствующих им объектов, отводом внимания от чувственных ощущений благодаря однонаправленному сосредоточению на другом объекте)- и раствори атеистические качества дхьяной (медитацией).
11. Покорение жизненного дыхания и сжигание ограничений, обусловливаемых
чувствами, может быть уподоблено очистке горных минералов сжиганием.
12. Начинающий практиковать йогу вначале практикует пранаяму. Обуздание и
приведение в равновесие праны (дыхание, действующее от ноздрей до поясничного отдела) и апаны (дыхание, действующее от центра поясницы до копчика) называется пранаямой.
13. О Аларка! Пранаяма бывает трёх видов: лагху, мадхья и уттария. Сейчас Я расскажу тебе об этом. Услышь же это от Меня.
14. Лагху-пранаяма (малая пранаяма) длится двенадцать матр. Мадхья-пранаяма (средняя пранаяма) – это удвоенная лагху-пранаяма. Утроенная лагху-пранаяма – это уттария пранаяма (долгая пранаяма), лучшая.
15. Знай, что одна матра – это продолжительность мигания глаза, или же закрытия и открытия глаза. Такова единица времени, служащая для подсчёта продолжительности пранаямы.
16. Необходимо преодолеть потение первой пранаямой- дрожание тела (вепатху) – второй, а меланхолию (вишаду) – третьей.
17. Так же, как могут быть обузданы лев и слон, так же может быть обуздана йогом и прана посредством практики пранаямы.
18. Как погонщик слона направляет слона согласно своим пожеланиям, точно так же йоги обуздывают прану, чтобы совершать действия согласно своей воле.
19. Подобно тому, как дрессированный лев убивает только оленя и не трогает человека, точно так же, когда [дыхание] совершенствуется
(уравновешивается), оно уничтожает грехи и не причиняет вреда телам людей.
20. Поэтому йог должен тщательно достигать успеха в пранаяме. Теперь, чтобы обрести плод мукти, слушай же о природе четырёх видов пранаямы.
21. Существует четыре вида пранаямы: дхавасти, прапти, санвит и прасада. Услышь же от Меня, как Я описываю их.
22. Время, когда результаты хороших и плохих действий разрушаются, а сердце расширяется и обогащается, называется дхавасти.
23. Время, когда йог способен предотвращать появление желаний и привязанностей к этой жизни и следующей, называется прапти.
24-25. Время, когда йоги, не будучи привязанными ни к прошлому, ни к будущему, обретают сияние подобно солнцу и небесным светилам, называется санвит.
26. То, что обусловливает очищение ума йога, пять состояний праны, чувств и объектов чувств, называется прасада.
27. О царь! Услышь же от Меня подробное описание пранаям и асан (положений тела), которые регулярно следует практиковать тому, кто интересуется йогой.
28. Овладев способностью непринуждённо сидеть в устойчивом положении в течение длительного времени или в падма-асане (позе лотоса), или в ардха-асане (полулотосе), или в свастика-асане (лёгкой позе), и проделав мысленную джапу (повторение) пранавы (звука "Ом") в сердце, следует приступать к практике йоги.
29-30. Практикующему йогу следует обуздывать волнения своего ума, сидя прямо в удобной асане, согнув ноги, держа тело выпрямленным, а ноги – расслабленными в горизонтальном положении, не касаясь гениталий и слегка приподняв голову так, чтобы она была обращена прямо вперёд. Челюсть должна быть слегка опущена так, чтобы не касаться верхних зубов нижними зубами.
31. Не смотря никуда по сторонам, он должен сосредотачиваться только на вершине носа (области "третьего глаза"). В это время йогу, который утвердился в чистой сущности, преодолев тамасические качества раджасическими и раджасические саттвическими, должен достичь бездвижного состояния дыхания, или безмятежного дыхания.
32. Удерживая органы чувств, ум и праны от движения вовне посредством поддержания 33. Он должен сосредотачивать своё внимание только на Атмане, высшем Я, и зреть высшее Я, ограничивая свои мирские желания (каму), как черепаха вбирает в себя свои конечности.
34. Очистив себя внутренне и внешне от горла до пупа, он должен практиковать пратьяхару, превосходя оболочку ума [и пребывая в тонком теле чистого разума].
35. Дисциплинируя себя таким образом и практикуя йогу, йог пребывает в Атмане. Все недостатки преодолеваются, и он обретает крепкое здоровье.
36. И, обладая проницательностью, он обретает способность зреть Парабрахмана (Всевышнего Господа) и гуны природы по отдельности, небеса, изначальные атомы мироздания, а также освобождается от последствий всех совершённых греховных деяний.
37. Таким образом йог, умеренный в пище и питье, приверженный практике пранаямы. Отвоёвывая землю постепенно, или овладевая основами, практикующему следует продолжать восхождение, как если бы он поднимался по ступенькам в свой дом.
38. Если вначале не овладеть основами йоги ("отвоевать землю"), то недостатки и ограничения (такие как вожделение, гнев, болезни и привязанности) будут возрастать. По этой причине нельзя пытаться восходить по пути йоги (переходить к пранаяме), пока практикующий не освоит основы.
39-40а. Пранаяма определяется как процесс регулирования праны (её пяти различных видов, которые называются прана, апана, вьяна, самана и удана). Дхарана определяется как то, посредством чего обретается способность воспринимать тонкие вибрации в теле, обусловленные деятельностью органов чувств, и владеть собой.
40б. Отстранение органов чувств от соответствующих им объектов упорными йогами – в этом заключается пратьяхара.
41. Болезни в [тонком] теле йога невозможны, если правила, установленные
реализованными йогами, соблюдаются должным образом.
42. Так же, как страдающий от жажды человек пьёт воду медленно и понемногу через соломинку, так и йог должен "пить" воздух медленно, освоив аскезу.
43-44. Необходимо овладеть следующими десятью видами дхараны: пуп, внутреннее сердце, грудь- после этого в указанном порядке: горло, рот, вершина носа, глаза, между
бровями, голова и Брахма, или наивысшее Я. Тот, кто способен овладеть этой
десятигранной дхараной, достигает статуса, подобного Брахме.
45. Такого [йога, овладевшего дхараной,] не побеждает смерть, он не слабеет и не испытывает усталости. В это время (поддерживая дхарану) он всегда удерживает себя в состоянии под названием "турия" (или "четвёртое" – запредельное состояние сознания, превосходящее состояние глубокого сна, то есть он пребывает в состоянии наивысшего Я, или Брахмы).
46. Это называется йога-бхуми, или "основание йоги". Йога-бхуми состоит из семи ступеней, ведущих к достижению статуса Брахмы, и в этом нет никакого сомнения.
47. Йог не будет практиковать дисциплину йоги с интересом для достижения успеха,когда он голоден, устал или обеспокоен в своём сердце.
48. Йог не будет стремиться пребывать в состоянии медитации посредством практики йоги, когда слишком холодно, жарко или ветрено.
49-50. Йог, который осознаёт сущность йоги, не будет практиковать йогу в местах шумных, возле огня, источников воды, на сухих пастбищах, перекрёстках, сухих листьях, берегу реки, в тех местах, где много змей, где сжигают мёртвые тела, во вселяющих страх местах, колодцах или на болоте.
51. Йог должен уйти из того или иного места в то время, когда там не возникают
саттвические переживания. Нечестные люди никогда не могут практиковать йогу, и именно поэтому йог должен оставить такое место.
52. Твёрдо храня чистоту сознания (читты), йог достигнет победы, и в этом нет никакого сомнения. Знай, что место и время несомненно влияют на сознание, о защитник земли (царь)! Погружённое в это [место и время], сознание приобретает качества, подобные присущим этому месту и времени.
53. Услышь же от Меня подробно о препятствиях в практике йоги для тех, кто, будучи невежественными, не учитывают влияние места и времени.
54-55. Тот, кому не ведома необходимость базовой подготовки, и кто начинает заниматься йогой без предварительной подготовки, сталкивается со многими препятствиями. Он может стать глухим и немым, потерять память, ослепнуть, у него может подняться температура. Я расскажу тебе, как излечить болезни, которые возникают из-за пренебрежения такой подготовкой.
56-57а. Для лечения ожирения необходимо есть жидкую кашицу из ячменя или риса, подержать её в желудке, а затем извергнуть её обратно- это также полезно и для лечения ревматизма.
57б. Если ум беспокоен, выполняй дхарану на состояние безмятежности.
58. Если теряется способность говорить, выполняй дхарану на речь- если теряется слух, выполняй дхарану на уши. В таких ситуациях следует поступать подобно измученному жаждой человеку, который жаждет только плод манго и не думает о чём-либо ещё.
59. Удерживай соответствующую благотворную дхарану на той части тела, где возникает болезнь. Если холодно или практикующий простудился, то следует удерживать сосредоточение на тепле в теле и уме, и наоборот.
60. Поместив деревянную палку или гребень (кила) на голову, следует мягко ударять деревом об дерево. В результате восстанавливаются забытые воспоминания.
61-62. Думай о небе, земле, воздухе и огне, если память утеряна. Эти способы лечения предписываются как правила для излечивания болезней, обусловленных бесчеловечностью. Сосредоточением на воздухе (дыхании) и огне болезни животного начала в человеке (если они вошли в сердце йога) будут вылечены.
63. О царь (нрипа, "властелин людей")! Йогу всегда следует заботиться о том, чтобы поддерживать тело здоровым, поскольку тело – основополагающая причина достижения дхармы (праведности), артхи (процветания), камы (наслаждения) и мокши (освобождения).
64. Из-за блужданий и потаканий себе во внимании ко всему внешнему знание ускользает от йога. Поэтому йогу следует обуздывать своё внимание ко внешнему.
65. Следующие признаки наблюдаются в начале практики йоги: свобода от болезней, отсутствие беспокойности и недоброты, появление исходящего от тела утончённого приятного запаха, уменьшение мочи и стула, тело становится более красивым, удовлетворённость, безмятежность и приятный голос.
66. Когда люди в обществе искренне хвалят йога и никто не боится его, тогда это признак сиддхи (успеха) в йоге.
67. Понятно, что йог достигает состояния сиддхи, или успеха, когда он не боится никого и не испытывает затруднений из-за пар противоположностей, таких как жара и холод.
Так заканчивается глава "Наставления по йоге".

(первая глава из Йога-Рахасья или Мистерия йоги.)
Ответить

Вернуться в «Тантра»