Форма священных и ритуальных пространств в германском язычестве варьировалась и претерпевала значительную эволюцию на протяжении веков от священных рощ, упомянутых Тацитом, до храма в Йаверинге (Yeavering), а также Ирминсуля в Эресбурге и дуба Донара в Гессене. Как можно представить, способы ритуального отделения этих пространств от обыденного и поддержания этого отделения также разнообразены.
Реконструкция храмового комплекса в Иаверинге (Yeavering ) в Англии. Ограждение между большими зданиями A4 и A2, а также круги ограды вокруг курганов бронзового века, на вершине которых находится столб саксонской эпохи, вероятно, символизирующий божество, подобное Ирминсулю в Саксонии
Основным элементом, кажется, служит окружающая пространство ограда, возможно, как ритуальное воспроизведение стен, построенных вокруг Мидгарда. Она отгораживает священное от мирского, как мир людей был отгорожен от мира монстров. Эта аналогия кажется особенно очевидной со священными деревьями или богами-столбами, стоящими в центре и символизирующими Иггдрасиль, поддерживающий Мироздание.
Кодексы поздних англо-саксонских законов, запрещающие языческие обычаи, дают нам некоторое представление об этом: «Если есть ограда на чьей-либо земле вокруг камня, дерева, колодца или какой-либо подобной глупости, то тот, кто построил её, должен заплатить лендсильт (landsilt, штраф) — половину Христу, а половину хозяину поместья».
Этот закон попадает в контекст более ранних языческих построек, обнаруженные археологами. Храмовый комплекс в Йаверинге имел два таких ограждения: одно между зданиями A4 и A2 (сооружения в виде больших залов), а другое — вокруг курганов Бронзового века с тем, что может быть столбом или столбовым идолом, помещенным наверху (см. рисунок ниже). Королевское поместье на озере Тиссё (озеро Тюра) в Дании также имеет большой забор, окружающий культовый дом на более поздних этапах развития (на иллюстрации ниже).
Цифровая реконструкция культового дома на озере Тиссё в Дании. Большой забор окружал культовый дом и главное ритуальное пространство, отделяя его от мирского
Однако эта тема не ограничивается оградами. Сага об Эгиле описывает пространство для суда на тинге, отделенного от мирского с помощью веревок: «Местом суда было ровное поле, окруженное вехами из орешника. Между вехами была протянута веревка. Она называлась границей суда (букв. — священными узами — vébönd)».
Очень похожая практика описана Адамом Бременским в его рассказе о храме и роще в Уппсале в Швеции (на книжной иллюстрации ниже): «Этот храм опоясан золотой цепью, которая висит на склонах здания и ярко освещает всех входящих. Храм расположен на равнине, которая со всех сторон окружена горами наподобие театра».
Средневековое изображение храма в Уппсале, описанного Адамом Бременским. Здание обвивает большая цепь, возможно, как средство визуального отделения его от мира обыденного
Менее постоянные или не столь визуально очевидные примеры можно найти в христианской поэме саксов Хелианд (Heliand), Книге о занятии земли и Саге о людях с Песчаного берега. В Книге о занятии земли храмы отделены от мирского с помощью огня: «К востоку от Потока лежал незанятым треугольный участок между Крестовой Рекой и Кобыльим Камнем. Эту землю Ёрунд обошёл с огнём и отвёл для капища».
Такой же обычай использования огня для отделения священного от мирского встречается в Саге о людях с Песчаного берега, указывая на то, что это хорошо устоявшаяся и широко распространенная практика: «Потом Торольв объехал с огнем занятые им земли от устья Посошной Реки на побережье вглубь суши до реки, названной им Рекой Тора, и поселил там своих спутников. Он поставил у Капищного Залива большой хутор и назвал его Капищный Двор. Там же он велел возвести капище; это был большой дом».
Неизвестно, каким образом несли этот огонь, была ли это свеча или какая-то масляная лампа (как на фото ниже). Или, возможно, какая-то горящая смола или растительный материал, например, пучок трав или благовоний. Использование благовоний для подобной практики встречается в поэме саксонской Хелианд (Heliand): «Толпа народа пришла к своему царю, владыке небес, принести приношение. И они смиренно остановились за дверью, в то время как священник вошел внутрь, чтобы приготовить богу, Размахивая кадильницей со сладко пахнущим дымом» (прим. — перевод с английского).
Светильник в виде чаши по материалам находок в Бирке, Швеция. Обычный источник освещения и, вероятно, средства, с помощью которых переносился огонь, как описано в Саге о людях с Песчаного берега и Книге о занятии земли. Эти лампы заправлялись топленым животным жиром, например тюленьим, хотя любые современные кухонные масла будут гореть так же, как и растительное масло
Трудно сказать, полностью ли это христианское или языческое действие, поскольку поэма — своего рода христианское евангелие, но выполненное в стиле языческой германской поэзии с использованием германских образов и языческой символики.
Реплика одного из чашеобразных светильников из железа из захоронений Саттон-Ху в Суффолке, Англия. Подобно светильнику из Бирки, заправлялся топленым животным жиром, с фитилем из льна или шерсти
Существуют и другие практики, которые, возможно, также могут быть подобным ритуалом, хотя доказательств этому меньше. Например, в Прозаической Эдде богиня Гевьон опахивает Зеландию, отделяя её от материка, предполагается, что плуг также использовался для символического разделения пространств. Это особенно интересно, потому что в англосаксонском Заклинании неплодородной земли (Æcerbot) плуг, помазанный маслом, используется в очищающем ритуале, чтобы исцелить поле с плохим урожаем. В ритуале «Беовульфа», во время которого слуги Беовульфа объезжают курган, в котором тот похоронен, верхом с пением, возможно, что музыка и лошади тоже связаны. Курганы по своей сути отделены от обыденного сами по себе. Особенно учитывая использование поэзии в магии, а также роль лошади в качестве психопомпа и в путешествии по девяти мирам. Связать эти практики с более широкой установившейся практикой создания ритуальной ограды непросто, но интересно.
Учитывая долгую историю заимствования неоязычниками местных (прим.перев. — негерманских) практик, особенно в плане ритуального очищения, я надеюсь, что этот перечень сведений поможет вдохновить людей, стремящихся найти не чуждые варианты, ибо существует множество реальных исторических примеров, которые можно воссоздать или из которых почерпнуть вдохновение.
Отрывок из Беовульфа:
…Ограду крепкую
вокруг могильника
они воздвигли,
из камня стены,
мужи искусные.
(…)
Вождю воздали
последнюю почесть
двенадцать всадников
высокородных, —
объехав стены
с обрядным пением,
они простились
с умершим конунгом,
восславив подвиги
и мощь державца
и мудромыслие, —
так подобает
людям, любившим
вождя при жизни,
хвалить, как прежде,
и чтить правителя,
когда он покинул
юдоль земную!
(c)