«Один раз в жизни побывал я на Чукотке и уже несколько лет вспоминаю те удивительные края. Если отдалиться от поселка километров на 50 в тундру – такое впечатление, что ты попал, может быть, на 200, а может, на 1200 лет назад.
Тундра без малейших признаков современной цивилизации. Люди там замечательные. Но до сих пор находятся «хищники», которые скупают за водку (фактически почти даром) у чукчей пушнину (главным образом это песцы и нерпы). А водка чукчам – смерть.
Вот с этим печальным обстоятельством и связан мой рассказ.
В стойбище, куда я попал, царил переполох. С одним из охотников приключилась, как я понимаю, белая горячка. Продал несколько шкур каким-то вертолетчикам… Этот человек лежал в чуме связанный, кричал и бился в судорогах. Зрелище страшное.
Уж не знаю как, но из другого стойбища приглашен был шаман. Он приехал при мне. Нормальный человек, ничем, на мой взгляд, от других чукчей не отличающийся. Его встретили подчеркнуто почтительно, а на «комлание» (т.е. на сам процесс колдовства) собрались все в большой чум. Позвали и меня.
Шаман бил в бубен и пел (или, скорее, говорил нараспев что-то). Впечатление чего-то сверхъестественного это никак не производило. Но больной (его тоже перенесли в этот большой чум) успокаивался на глазах и к концу «комлания» уже просто спал.
Потом мы пили чай, и я спросил шамана, вылечил ли он этого человека. Шаман ответил, что от пьянства вылечить трудно, а он в данном случае просто «отогнал зверей» (говорил он на ломаном русском, передать это очень трудно).
Я спросил, что это за звери. Ответ меня поразил. Есть такие звери, говорил мне шаман, которые приходят к тем, кто от водки заболел. Просто так их увидеть нельзя. Их видят только больные и шаманы. Звери эти пугают и мучают больных. Вот их-то он и отогнал.
Что это за звери? Шаман сначала не хотел, но потом все-таки описал их: длинная живая веревка, которая ползет без ног, маленький зверь с длинным тонким хвостом и очень острыми зубами, ужасно злой, и человек с хвостом, как у волка, и рожками, как у молодого теленка–оленя, человек маленького роста.
В этих описаниях нетрудно было узнать змею и крысу. Ни та ни другая на Чукотке не живут. Ну и черта, конечно… Чукча в белой горячке видит те же «глюки», что и европеец. С той лишь разницей, что в реальной жизни он их не мог никогда видеть. (Кстати, черт тоже отсутствует в чукотской мифологии.)
Однако же они к нему приходят. Откуда? Этого шаман объяснить не мог. Как мне показалось, он и в городе-то никогда не был…»
********* ********* *********
Если шаман хочет помочь кому то в его деле, то он идет искать особые камни, которые
называются "эдхеке". Для этого шаман встает до зари и одевшись, не говоря ни слова
выходит из дома и идет туда, куда несут ноги. Считается, что духи его сами ведут туда,
куда нужно. Идти нужно более часа или больше. Человек сам почувствует что пришел.
Теперь нужно искать камни "эдхеке". Это такие камни, которые имеют два цвета, часть камня
к примеру светлая, а другая часть темная, или красная и серая итд. Таких камней шаман
должен найти 35 штук. При этом они должны быть маленькими, не больше ногтя безымянного пальца.
Кропотливая работка, но если ее сделать, то в любом деле можно помочь. В том и шаману
будет награда и человеку поможет в деле.
После того ка будут найдены 35 камешков "эдхеке" нужно идти обратно в дом.
Дома шаман берет камни и положив их в чашу поливает их молоком и читает:
Через час молоко сливают и промывают камни водой. Затем кладут на тряпицу, чтобы подсохли.
На второй и третий день повторяют процедуру с молоком и промыванием. Уже после этого, на четвертый
день отдают камешки в узелке тому, кому шаман взялся помогать, наказав тому положить камни в доме, лучше спрятать от глаз и рук чужих. Дело у того человека пойдет в гору или решится. Такую работу делают для любых дел, для развития бизнеса, продвижения дел, привлечения людей итд.
Если же делаете работу черную, то кормит шаман "эдхеке" огненной водой, то есть водкой.
Другие работы с "эдхеке" я расскажу в других темах.