Воспитание героя.
В античных мистериях верховного жреца называли иерофантом. Это греческое слово
переводится как «тот, кто обучает священным вещам» (hieros = священный, phantes =
обучающий). В некоторых колодах Таро эта карта сохранила старинное название Иерофант, а
еще ее иногда называют Папой.
Перед изображенным на карте троном лежат два ключа, символизирующие первого папу,
святого Петра, которому Иисус, согласно евангельской традиции, сказал: «И дам тебе ключи
Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на
земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Из-за этих символических ключей Петр
стал в народных преданиях привратником у врат рая, сами же ключи стали изображаться на
папском гербе. Тройная корона (тиара), три креста на ленте и тройной крест в руке
первосвященника символизируют его ответственность за все три составляющих человеческой
личности — тело, душу и дух, а также за небеса, землю и подземное царство.
В отличие от предыдущих карт на этой мы впервые видим не только увеличенную
фигуру центрального образа-архетипа, но и фигуры людей обыкновенного роста. Это —
ученики, на коленях или стоя выслушивающие наставления Жреца. Этот сюжет
ассоциируется с пробуждающимся сознанием ребенка, с его первым восприятием чужого
«Я», со взглядом снизу вверх на родителей и других взрослых, рост которых кажется ему
очень большим. Это — период, когда ребенок постепенно утрачивает первоначальное
чувство своего единства со всем и вся, впервые говорит «Я» и все лучше осознает те
различия и границы, которые отделяют его от других.
Жрец соответствует этапу воспитания Героя, важнейшему этапу подготовки к будущей
жизни, ожидающей его во внешнем мире, эта карта олицетворяет период формирования у
человека совести, когда он учится отличать добро от зла. Это и вера в промысел божий,
которая понадобится ему потом, в путешествии, однако закладывается она именно сейчас.
Смысл же всего обучения лучше всего выражен в благословляющем жесте верховного жреца:
вытянутые пальцы его правой руки обозначают видимое, очевидное, а два согнутых пальца
— невидимое, скрытое, трансцендентное. Сумма же всех пальцев, пятерка, в мистике чисел
символизирует суть, основу всего, о чем свидетельствует и слово квинтэссенция (лат. Cvint =
пять, essentia = сущность). Смысл образа таков лишь тот, кто уделяет внимание и видимому,
и невидимому, познает суть и обретает путь. У того, кто видит лишь внешнюю сторону
вещей, шансов на это столь же мало, как и у того, кого манит лишь трансцендентное. Вот
почему Герою, чтобы познать суть необходимо пройти через оба мира: мир внешний,
осознаваемый, соответствующий дневному пути солнца, и мир внутренний –
неосознаваемый, соответствующий его пути по Морю Ночи. В «саге о нибелунгах»,
рассказывается как Зикфрид, воспитывался карликом Регином. В греческих мифах та же роль
отводится в первую очередь кентавру Хирону, великому учителю и воспитателю таких
героев, как Ясон, Асклепий, Ахилл и Геракл: он передавал им знания и навыки, необходимые
на ожидавшем каждого из них жизненном пути. В виде кентавра часто изображают также
знак Стрельца, архетипически опять же соответствующий Аркану Жреца.
Ключевые слова к карте Жреца:
архетип - Святой;
задача — внимание к видимому и к невидимому, поиски сути цель;
цель — обретение квинтэссенции, сути и пути;
риск — стать святошей, резонером, «великим гуру»;
жизнеощущение — поддержка благодаря вере в Провидение, знание сути вещей.