«Опьянённый» любовью к Богу, или «крайний», суфизм связан с именами шейха Абу Йазидом аль-Бистами (ум. 874) и шейха Хасайна ибн Мансура аль-Халладжа (858 – 922). Один из самых известных мистиков всех времён шейх Абу Йазид аль-Бистами родился в г. Бистам (Иран). Официальное духовенство считало его еретиком, однако его имя стало после его смерти символом суфизма. Он познакомился с учением о «самоуничтожении в созерцании Божественной единственности» (фана фи таухид) под руководством мистика шейха Абу Али ас-Синди, перса по происхождению.
Суть учения о «самоуничтожении» в созерцании Божественной единственности можно видеть ясно в рассказе шейха Бистами о своём чудесном вознесении на небеса и встречи с Аллахом. Описывая свою встречу с Богом, шейх Бистами говорит: «Я пристально посмотрел на него взором Истины и сказал: «Кто это»? Он ответил: «Это не я и не не-Я. Нет Бога, кроме меня», Зачем он превратил мою самость в Свою… Зачем я договорил с Ним языком Его благости и промолвил «Какова же учесть моя с Тобой?» Бог сказал: «Я принадлежу Тебе через тебя: нет Бога, кроме Тебя».
Здесь описано идейное содержание экстатического сознания в состоянии любовного «опьянения» Богом (фана). Мистическое переживание этого состояния выливается в словах аль-Бистами: «Хвала мне! Как я велик!»; «Я есть я, и нет Бога, кроме меня» и т.п. Это походит на известное положение, что человек (индивид) и есть Будда. Но от этого положения не откажется и Каббала.
Странно, что этот персидский суфий, откровенно богохульствующий с точки зрения шариата, спокойно умер в своей постели, избегнув халифского гнева. Очевидно, в этом заслуга суфиев, державшихся принципа такийа и незаинтересованных в признании истинных идей суфизма. Они стремились дать такие объяснения изречениям аль-Бистими, что они получались вполне невинными и казались «ересью» только на внешний, поверхностный взгляд.
Но такой поддержки не встретил другой суфий опьянённый любовью к Богу –Мансур аль-Халладж, который был казнен. Аль-Халладж родился около 875 г. в г. Тур (Иран). Его отец, чесальщик шерсти или хлопка (халладж), покинул Тур и семья в конце конов обосновалась в Васите (на реке Тигр), большая часть которого следовала суннитско – ханбалитскому толку. Здесь он сумел приобщиться к суфизму. Когда ему исполнилось 20 лет, он переселился в Басру, где получил суфийское рубище (хирка) и женился на дочери известного пира, которая родила ему троих сыновей и дочь; других жен у аль-Халладжа не было.
Особенность аль-Халладжа, опьянённого экстатической любовью к богу, заключается в том, что он, не внемля увещеваниям своих собратьев суфиев, стал публично рассказывать о сокровенном по части суфийских экстатических состояний, переживаний. Это привело к разрыву с суфийским руководством, братством, в результате чего он добровольно лишился суфийской одежды и надел простой халат воина (каба). Таким образом братство суфиев отмежевалось от аль-Халладжа, который, нарушая строгий запрет, вынес на обсуждение тайны мистического единения человека с богом.
Высказывания и трактаты Халлиджа представляют ту же тему слияния бога с человеком. Слияние (джам) ведёт к полному единению (иттихад) человека и бога. Слияние это аль-Халладж трактовал не так как слияние сущностей вследствие гносиса, познания, а как продукт взаимной страсти и любви. Аль-Халладж проповедовал учение о воплощении (хулил) Бога в человеке, «в обличие того, кто ест и пьёт». «Твой дух смешался с моим духом, подобно тому как амбра смешивает с благоухающим муссом». «Мы – два духа, пребывающие в одном теле». Багдадские учителя-суфии могли бы это ещё свести к невинным объяснениям. Но Халладж в своих творениях представил взору непосвящённых эзотерические положения ислама, в т.ч. суфийских тайн о смысле букв и чисел, переплетя всё это с кораническими образами и терминами.
продолжение следует....