10. И все же, вера в Божественный Замысел, за исключением, быть может, христианских ученых, не влечет за собой попытку отвергнуть ограничения, которые накладывает физический мир. Законы физического мира не могут быть отменены. И, соответственно, все, что идет против них, испытывает страдания. Физические, химические и биологические законы предвосхитили жизнь и жизнь адаптирована под них. Но эти законы не препятствуют проявлению великой красоты или других замыслов жизни, а скорее напротив - являются причиной. Они являются условием.
11. Согласно этим взглядам, можно представить, что эти формы жизни существуют на других звездах и планетах, подходящих для развития в этих условиях. К примеру, можно вообразить существ на Солнце с телом из огня. Разумеется, это более вероятно, чем идея о том, что мы – единственная заселенная планета в пределах тысяч световых лет. Если жизнь желает проявиться, она проявится в любых условиях; после чего приспособит себя к этим условиям, будет следовать собственному пути выражения в соответствии с теми условиями, но никак не являться следствием их.
12. Это возвращает нас к заявлению Парацельса о том, что внутренняя природа, которая рождает внешнюю форму, может быть изучена посредством этой самой внешней формы. Метод Каббалы, который он предлагает, не смотря на существование сложных символических соответствий, не имеет ничего общего с теми псевдо науками, которые расцветали в Средние века (разумеется, если не считать более позднего невежественного истолкования этого учения). Даже Парацельс, будучи человеком своего времени, достоин порицания за некоторые ошибки. К примеру, он верил, что колючий чертополох - отличное средство для колик в животе, а другая трава, имея корни, завернутые в оболочку, напоминающую доспехи, якобы дает защиту от оружия. В наше время необходима очень большая вера, чтобы видеть в этом единственный способ лечения и защиты. Однако существует много и тех, кто платит хорошие деньги за книги, претендующие на раскрытие характера и судьбы по буквам их имени, по осадку в чашке чая, кофейной гущи и так далее. Каждое из суеверий уходят корнями в некоторый источник.
13. Вызывает сожаление, что такие проявления заставляют многих умных людей нашего времени осуждать и считать глупостью всё, что имеет привкус оккультного, в точности как наши менее терпимые предки осуждали колдовство. Мораль в обоих случаях заключается в том, чтобы не выплеснуть ребенка вместе с водой. Хотя наши прародители сжигали их на кострах из добрых оснований.
14. Далее Парацельс приходит к утверждению, что «Каббала открывает доступ к оккультному, к тайнам; она дает нам возможность прочесть запечатанные послания, книги и подобным же образом – внутренний мир человека.
15. Примечательно, что после его перечня из «оккультного», «тайн», «посланий и книг», он вновь возвращается к человеку. Человек – это полноценный ключ ко всем этим вещам, и, как сказано в известном девизе, написанном золотом у входа в Дельфийский Оракул – GNOTHI SEAUTON (познай самого себя) – человек есть начало и конец всего духовного развития.
16. Слово «оккультный» означает скрытый и часто используется синонимично со словом «эзотерический» - открытый для немногих. И оба слова используются в связи с тем, что часто называют «Тайными Учениями». Можно немного расширить эти понятия.
17. В общем применении слово «таинство» (mystery) может означать нечто либо таинственное, либо непостижимое. В его церковном значении – это религиозная истина, находящаяся за пределами человеческого рассудка, но открытая Богом; а в его архаичном значении - занятие или ремесло. Говоря о Мистериях как о школах инициации, некоторые используют это слово как комбинацию всех этих значений.
18. Учения Мистерий, многие из которых представляют собой религиозные истины, находятся вне рационального мышления. Для логических умственных процессов, на совершенстве которых настаивает множество людей, они могут показаться бессмысленными. К примеру, Таинство Святой Троицы - это религиозная истина, которая находится за пределами досягаемости ума. Большинство воспринимают это на веру, но для некоторого круга - мистиков Церкви, это может быть великой реальностью, глубоким переживанием, которое впоследствии не может быть в достаточной мере описано словами. Но слова - это информация, посредством которой работает рациональный ум и единственное средство связи – это аналогии, аллегории и символы. И даже эти немногие отсылки к умственным процессам могут стать хорошим подтверждением для самого себя. Примером может быть толкование Книги Апокалипсиса.
19. Исходя из этого, делаем вывод, что слова «оккультный» и «эзотерический» широко используются. В прошедшие годы было написано много немыслимого абсурда об «оккультной тайне», »Ключах Силы» и тому подобному, скрывающего невежество автора или же неоправданное самомнение. Причиной того, почему мистерии, которые в действительности являются «Йогой Запада», названы скрытыми и предназначенными для ограниченного круга, в том, что они не могут быть объяснены непосвященным. Барьер является исключительно информационным. Попытка описать мистический опыт напоминает попытку описать аромат цветка; никому это не под силу. Лучшее, что можно сделать, это сказать ищущему, как он может получить собственный цветок, чтобы он смог почувствовать сам его аромат. Если он не заинтересован в том, чтобы следовать этому направлению или решительно отказывается верить, что цветок существует, с этим ничего сделать невозможно. Таким образом, Каббалу можно сравнить с планом цветочного сада, где взращивается мистический опыт. Если ищущий заинтересован, то можно показать ему этот сад, но в итоге он найдет там покой, если воспользуется им. То есть, не достаточно иметь чисто интеллектуальное понимание результата. Он должен сделать практическим его использование. Чисто интеллектуальный подход сродни ожиданию ощутить запах цветов прямо из каталога торговца семенами.
Г.Н.