Каббала, ее начало и пути

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Магистр Эмиль
Магистр Приора ОХЗДС
Сообщений: 2670
Зарегистрирован: 13 мар 2017, 16:48
Пол: М

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Магистр Эмиль »

Изображение

Статья дается для ознакомления с целью понимания различий в разных ветвях и течениях каббалы.

Вопросы о древности и происхождении Каббалы решаются по-разному в зависимости от целей. Мы уже говорили, что одни считают Каббалу учением древним, как мир, другие — позднесредневековым продуктом. При этом всё зависит от точки зрения: что мы считаем временем возникновения учения — его современный вид или идеи, легшие в основу.

Современная традиция Каббалы вполне обоснованно считается сформированной в XII – XIII вв., хотя по преданиям самой Каббалы устная традиция сформирована намного раньше. Само слово «Каббала,» то есть «предание», явилось очень рано и широко применялось учителями Талмуда, где этот термин употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии, не входящих в Пятикнижие, а в послеталмудическую эпоху — Устного Закона. Лишь в 12 в. он стал употребляться еврейскими мистиками для подчеркивания преемственной связи их учения с эзотерической мудростью прошлого.

Одним из первых важнейших трудов, заложивших основы каббалистического учения, считается «Книга творения» (Сефер Ецира), написанная, по одним данным, между 2 и 6 вв. н. э., а по другим — в 8-9 вв.

Расцвету Еврейской Каббалы послужила книга “Зогар” (“Сияние” или “Блеск”), написанная скорее всего в XIII веке. Каббалисты утверждают, что книга была написана рабби Шимоном Баром Йохаем (РаШБИ) во II веке н. э. и в течение многих столетий была скрыта. В каббале Зогара нашли то или иное отражение большинство каббалистических теорий, о знакомстве с которыми автора свидетельствует содержание книги.

Однако настоящую жизнь каббале придал Исаак Лурия (1534–1572 гг.). Его именем названа школа лурианской каббалы. В результате работ Лурии каббала превратилась из описания мистических переживаний, опыта прохождения через различные чертоги небесных дворцов (хехалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к Престолу Славы, в стройную систему описания миротворения. Именно Лурии принадлежит формулировка концепции Древа жизни в том виде, в котором она известна сегодня. Развивая понятия 10 сефирот, Лурией были выдвинуты идеи цимцума, швират келим, зла из клипот.

В европейском варианте Каббала включила в себя нумерологическую систему Пифагора, европейские шаманские и языческие традиции, герметизм, суфийский мистицизм, не противоречила Христианству и иногда даже признавалась как расширение Католицизма. Проникновение Каббалы в Европу принято связывать с книгой “Potae Lucis” (“Врата света”) изданной в 1516 году, представлявшей латинский перевод каббалистического труда “Шаарей Орах” написанного примерно в 1290 г. раби Иосифом Гикатилией (1248–1323 гг.).

Уже в конце XIII в. возникла и так называемая “христианская каббала” , наиболее ранними представителями которой были Авнер из Бургоса (ок. 1270—1346) и Пауль де Гередия (ок. 1405—1486). Центром этого движения стала во второй половине 15-го века созданная флорентийским аристократом Козимо Медичи Платоновская Академия во Флоренции. Его главными представителями были известный философ-неоплатоник Марсилио Фичино (1433—1499), который перевел с греческого языка на латынь корпус сочинений Платона, Плотина и некоторые неоплатонические и герметические тексты, и его ученик Пико делла Мирандола (1463—1494), отец христианской Каббалы.

Однако Каббала не является совершенно оригинальным учением, хотя многие из элементов, заимствованных ею из еврейских и нееврейских источников, были изменены до неузнаваемости или получили новую интерпретацию. На формирование Каббалы повлияли прежде всего гностицизм и неоплатонизм, хотя это влияние не всегда очевидно и неодинаково проступает в различных каббалистических течениях. Значительное влияние на формирование каббалы в 12 в. на юге Франции, по-видимому, оказало широкое распространение там движения катаров, гностико-манихейское учение которых заключало в себе некоторые элементы, впоследствии ставшие характерными для каббалы: эзотеризм, дуализм, символику и т. д.

Перенятая у неоплатонизма идея «эманации» приобрела в Каббале форму учения о происхождении ряда Божественных сущностей — десяти сефирот из бесконечной неограниченной Божественной субстанции (Эйн-соф), которой нельзя приписывать никаких атрибутов. «Ограничители» Света Божества — сефирот находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальным миром, создавая тем самым непрерывную цепь мироздания. Но в то время как в неоплатонизме эманация является непроизвольным процессом, Каббала видит в ней волевое действие Бога, сокрытого в глубинах своего бытия. С понятием эманации в неоплатонизме связана символика света, которая также перешла в Каббалу. Образы факела, горящей свечи или солнца, излучающих свет, часто символизирующие в каббале Бога и десять сфирот, носят явный неоплатонический характер.

Еще в XVI в. Агриппа Неттесгеймский высказал мысль о близости каббалы и гностических учений. А в XX в. крупнейший специалист по еврейским мистическим учениям Г. Шолем заявляет: “Каббала в своём историческом значении может быть определена как продукт взаимопроникновения еврейского гностицизма и неоплатонизма”. Трудно сказать, что первично, однако несмомненны параллели между каббалистическим и гностическим мировоззрениями.

Мистика Божественной колесницы (Меркава) представляет собой такую явную параллель гностицизму в еврейской эзотерической традиции: ее даже называют «еврейским раввинистическим гностицизмом». Гностическим элементом Каббалы является и дуализм в представлении о Божестве, получивший, однако, в Каббале смягченную форму.

Каббала различает два Божественных начала: беспредельность, абсолютно бескачественную и непостижимую (Эйн-соф), и Творца, поддающегося постижению (сефирот). Но в отличие от нееврейского гностицизма, видевшего в божестве-демиурге воплощение зла, которое царствует в сотворенном им мире, Каббала, в соответствии с традиционным представлением иудаизма, воспринимает мир как лучший из возможных миров, а сам факт его сотворения — как проявление Божественной доброты.

Другим гностическим принципом, нашедшим отражение в некоторых течениях каббалы, является представление о зле как о самостоятельной онтологической сущности, образующей мир, который представляет собой отрицательное отражение Божественного мира — «другая сторона» (ситра ахара), или «левая сторона» (ситра ди-смола). Образ зла связан в каббале с различными мифологическими представлениями и развитой демонологией. Каббала, как и гностики, остро и трагически переживает ужас и враждебность мира в своем восприятии зла как левой стороны бытия, в постоянном и напряжённом ощущении демонического присутствия в земном мире. Еще в середине 13 в. в испанской каббале развилось гностическое направление так называемого «Левого столба». Представители его первого поколения — братья Яков и Исаак Кохены — развили теорию, согласно которой существует система эманаций зла, по своей структуре аналогичная Божественным эманациям. Эта группа каббалистов особое внимание уделяла демонологии, в том числе образам Самаэля и Лилит. В их учении впервые появляются и сексуальные мотивы, занявшие впоследствии столь важное место в каббале.

Для гностиков, как и для каббалистов, чувственный мир есть результат трагической ошибки, трагедии в Абсолюте, или вторжения сил мрака в миры света (концепция «Падения» сефирот). Отец Нерожденный, самообнаруживаясь, являет себя в особых сущностях – эонах (в еврейской каббале – сефирот), зачастую образующих пары или четы (сизигии). Завершенность этих теофаний, эонов или сефирот образует божественную полноту (плерома). Гордыня или ошибка одного из эонов (обычно Софии) приводит к нарушению этой полноты, его отпаду от плеромы и началу космогенеза в результате которого создается множество несовершенных миров (иногда 365) во главе с их владыками – архонтами (в лурианской Каббале эта трагедия называется «швират келим» – «Разбивание сосудов»).

Следующей гностической идеей, нашедшей развитие в Каббале, является представление о материальном мире как темнице духа, порабощенных материей частиц божественного света, оказавшихся во власти небытия и хаоса. Освобождение из темницы мира достигается через причастность божественному знанию (гносису, которым и является учение Каббалы) и через постижение природы собственного духа как частицы единственного истинного Бога – Абсолюта, Отца Нерожденного.

Как Каббала, так и гностические учения, в свою очередь, являются развитием неоплатноических идей, возникших в результате слияния на рубеже Новой эры эллинистической и восточной философских традиций.

Всё то, что развивалось до этого по-отдельности, встретилось и взаимопроникло друг в друга в результате смешения культур, вызванного завоеваниями Александра Македонского. С тех пор и до конца античности эллинистический Восток дал миру непрерывную вереницу людей, часто семитского происхождения, которые под греческими именами, на греческом языке и в греческом духе сделали большой вклад в господствующую культуру. С другой стороны, после покорения Вавилона персами древневавилонская религия перестала быть государственным вероучением, прикрепленным к политическому центру и функционирующим как закон. Именно из вавилонской традиции был извлечен уникальный метафизический принцип, который был включен в систему общей интеллектуальной значимости: система теологического дуализма. Это дуалистическое учение в своем обобщенном содержании было одной из значительных составляющих в эллинистическом синкретизме идей, и далее — в гностицизме.

Большинство гностиков признавали также некую тайную традицию, которая досталась им как от библейских пророков (Адам, Сиф и т. д.), так и от других мудрецов прошлого (Гермес, Зороастр, Зостриан, Никофей, Аллоген).

Итак, с одной стороны, к этому времени в Греции изобрели логос, абстрактное понятие, метод теоретического описания, систему убеждения – одно из величайших открытий в истории человеческого разума. С другой стороны, восточная мысль была непонятийной, выраженной в образах и символах, скорее маскирующей свои окончательные цели в мифах и ритуалах, чем излагающей их логически. Именно попав в оформляющее русло греческой мысли, восточные концепции оформились в то, что сегодня известно как Каббала. При этом поначалу иудаистская линия гностицизма столь же мало соответствовала ортодоксальному иудаизму, как вавилонская – ортодоксальной вавилонской религии, иранская – ортодоксальной иранской и так далее.

Традиционно говорят поэтому, что Каббала изучает, передает и развивает изначальное внечеловеческое знание о Боге, мире и человеке. Оформление этого «знания» продлилось тысячелетия, впитав в себя достижения как восточной, так и западной мысли.

В широком смысле слова, любой гностицизм происходит из желания познать Бога, его «тайны», как говорит Каббала, и загадки мироздания. Гностики отталкивались от священного слова, от текстов религии, которую они исповедовали, но истолковывали их так, как если бы они содержали в себе скрытую идею, эзотерический смысл.

Особенность Каббалы в том виде, как она есть сейчас, заключается лишь в том, что она соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов.
Психика человека это целый лабиринт с кучей своих минотавров.
Аватара пользователя
Яна Свет Леонидовна
Сообщений: 16729
Зарегистрирован: 31 дек 2016, 07:52
Откуда: Россия, Выборг
Пол: Ж

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Яна Свет Леонидовна »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Эмиль, за статью.
Аватара пользователя
Гелуня
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 10302
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 02:45
Пол: Ж

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Гелуня »

Благодарю Вас, Уважаемый Мастер Эмиль.
С Уважением к Вам.
Аватара пользователя
Иветта
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 17888
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:56
Пол: Ж

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Иветта »

Благодарю уважаемый Мастер Эмиль за статью ,с уважением.
Аватара пользователя
Карина
Сообщений: 2191
Зарегистрирован: 25 авг 2019, 12:12
Пол: Ж

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Карина »

Уважаемый Мастер Эмиль! Спасибо за статью. С уважением к Вам!
Аватара пользователя
Маниго*Мигизи
Сообщений: 836
Зарегистрирован: 06 мар 2020, 12:59
Пол: М

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Маниго*Мигизи »

Мастер Эмиль,благодарю за данную тему.
Властѣли́нъ всѣ́мъ царе́мъ
Давно ужѣ строптивые умъ\ отрiнули возможность Духа Тьмъ\
Аватара пользователя
ЕфимияЯ
Сообщений: 9432
Зарегистрирован: 21 мар 2019, 19:34
Пол: Ж

Каббала, ее начало и пути

Сообщение ЕфимияЯ »

Благодарю Вас Уважаемый Мастер Эмиль, за статью. С уважением !
Аватара пользователя
Лучезар
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 4774
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:58
Откуда: Москва
Пол: М

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Лучезар »

Благодарю вас за статью, Мастер Эмиль!
"Не рваться делать невозможное... Кто же я тогда?.."
Аватара пользователя
Valeria Volcova
Сообщений: 5571
Зарегистрирован: 30 янв 2019, 00:14
Пол: Ж

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Valeria Volcova »

Уважаемый Мастер Эмиль, благодарю за публикацию.
С уважением к Вам.
Аватара пользователя
Макошь
Сообщений: 10442
Зарегистрирован: 22 авг 2019, 20:35
Пол: Ж

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Макошь »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Эмиль, за Ваш труд и материал.
С уважением.
Аватара пользователя
archierei
Модератор
Сообщений: 15742
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 18:11
Откуда: Россия
Пол: М

Каббала, ее начало и пути

Сообщение archierei »

Благодарю Вас за интересную тему, уважаемый Мастер Эмиль.
Аватара пользователя
Паола
Сообщений: 18461
Зарегистрирован: 29 фев 2016, 05:06
Откуда: Челябинск

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Паола »

Благодарю Вас Мастер Эмиль за позновательный материал. С уважением!
Аватара пользователя
Александр В
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 13745
Зарегистрирован: 16 июн 2013, 01:50

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Александр В »

Благодарю Вас Уважаемый Мастер Эмиль, за тему.
С Уважением и Благодарностью к Вам.
Аватара пользователя
Ylena75
Сообщений: 6194
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 20:52

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Ylena75 »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Эмиль.
Аватара пользователя
Каша.GQ
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 5837
Зарегистрирован: 26 авг 2017, 00:01
Откуда: Адлер
Пол: М

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Каша.GQ »

Уважаемый Мастер Эмиль, благодарен вам за данную тему. С уважением к Вам.
"Молитесь, Господь поможет Вам по вере Вашей"
Аватара пользователя
Хомяк
Сообщений: 2473
Зарегистрирован: 02 янв 2017, 20:02
Откуда: Саратов
Пол: М

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Хомяк »

Благодарю за статью!
Аватара пользователя
Лора26
Сообщений: 6289
Зарегистрирован: 25 янв 2022, 18:41
Пол: Ж

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Лора26 »

Уважаемый Магистр Эмиль, благодарю Вас за статью о происхождении каббалы.С уважением.
Аватара пользователя
Viktor. f
Сообщений: 721
Зарегистрирован: 03 авг 2022, 18:47
Пол: М

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Viktor. f »

Уважаемый Мастер Эмиль, благодарю вас за статью.
Аватара пользователя
archierei
Модератор
Сообщений: 15742
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 18:11
Откуда: Россия
Пол: М

Каббала, ее начало и пути

Сообщение archierei »

Viktor. f, будьте внимательны, соблюдайте Иерархию, Магистр Эмиль.
Аватара пользователя
Viktor. f
Сообщений: 721
Зарегистрирован: 03 авг 2022, 18:47
Пол: М

Каббала, ее начало и пути

Сообщение Viktor. f »

Благодарю вас за замечание, буду внимательней.
Ответить

Вернуться в «Древо Жизни и Десять Ступеней Храма Соломона»