Дорогие форумчане! Сегодня хочу познакомить вас с такой нестандартной, несколько гротескной и ироничной колодой Таро, как Таро "Советсткое" или "Рожденный в СССР". Предлагаю прочесть, что о своей колоде думает сам автор сего творчества, ну и рассмотреть изображения самих арканов.
Приятной ретроспекции!))
"Я родился в СССР, созвучно названию моей колоды «Born in the USSR», в печально известном сейчас городе Донецке (Украина). Окончил Нижегородское Театральное Училище, специализация художник-декоратор, и сразу вошел в художественную жизнь, получив признание с первых выставок в России и зарубежом. Моя жена работала художником-постановщиком Театра кукол и я, конечно, участвовал в её работе. Отсюда некая театрализация, переосмысление литературных и мифологических сюжетов, как художественный метод, определивший мой стиль в живописи и иллюстрации. Образ маски, как второго Я, атрибут защиты или обмана. Образ куклы, определяющий изначальную природу человека и его зависимость от создателя – «кукловода», позволяющий поднимать вопросы о степени свободы личности в мире и в социуме. Эти символы считываются на разных уровнях и в моих картинах и в моих Таро.
Два года я прожил в Норильске и там прикоснулся к первобытному искусству народов севера, что положило начало моего интереса к мифологии и космогонии.
Работая над моими художественными проектами и тематическими выставками, я стал замечать, что многие темы я начал как бы пропускать через призму Таро, как некий универсальный язык символов, позволяющий говорить об абстрактных понятиях. Так я начал асоциировать библейскую героиню Юдифь с печальной и жестокой Дамой Мечей. А в серии картин «Труды войны» возникает образ Женщины, противостаящей Зверю, или зверству.
Однажды я неожиданно увидел в скульптуре Мухиной Рабочий и Колхозница VI Аркан Влюблённых: бесполые гомункулы, вписанные в звезду, в страстном порыве любви к Партии. За ними потянулись другие образы нашей недавней истории, трагичные и комичные одновременно, а также пластические решения через советские политические и кинематографические плакаты 20–30-х годов прошлого века. Так, через попытку найти некие визуально-лингвистические коды понятные Рожденным в СССР, появилась моя третья колода «Born in the USSR» (22 карты), отпечатанная в 2014 году.
Было занятно соединить архетипы Таро с советскими языковыми клише: «Царица полей – кукуруза» (Императрица), «гегемон» давящий «гидру империализма» (Сила), «Нам солнца не надо, нам партия светит!» (пионеры в Солнце). Два «служителя закона» (в виде деревянной игрушки «кузнецы») вбивают Серпом и Молотом Справедливость сидящему на наковальне с наручниками на запястьях в виде символа бесконечности «представителю народа», а само слово разбилась на слога и никак не складывается, как слово «счастье» из букв А, П, О, Ж.
Дурак – безголовый сеятель, производящий только дым, а Маг – работник торговли за прилавком Маг.N°1, где среди изобилия он творит «чудеса» обслуживания.
Радость и оптимизм «строителей светлого будушего» на картах в стиле пропагандистских плакатов контрастируют с параллельной реальностью, наполненной атрибутами ГУЛАГа – лагерные вышки, персонажи в форме НКВД, топор, петля, пила (Смерть, Суд, Дьявол, Повешенный).
Беса (Дьявол) представляет фигура «железного Феликса», осиянного фонарями дозорных вышек.
Работа над этой колодой, с этой темой была для меня игрой, шуткой. Идей хватало и для Младших Арканов, но я решил, что это излишне – нельзя гадать по колоде, в которой все карты перевертыши, полные иллюзий и заблуждений нескольких поколений. Парадоксально, что идея о всеобщем счастье оборачивается кошмаром тоталитаризма. «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
«И люди стрелявшие в наших отцов строят планы на наших детей!» (Б.Г.)
Для меня эта колода не столько ретроспективный взляд на недавнее советское прошлое, достаточно живучее, к сожалению, как и сама идея «жертвы ради светлого будушего», возникающая каждый раз, когда хотят украсть настоящее, она, прежде всего, о людях, как и я Рожденных в СССР – «самой большой, миролюбивой и прогрессивной стране в мире» – об энтузиазме и вере в собственную исключительность, ведь «никто на свете не умеет лучше нас смеятся и любить», о «нашем особом пути», предполагающем жертвенность и жертвы, вождей и «врагов народа». Рожденные в СССР, мы видели его крушение и открывали историю своей страны отличную от той, что мы знали по учебникам и книгам. Этот опыт перезагрузки, который пришелся на наше поколение, научил меня новому восприятию реальности, умению оставлять иллюзии в прошлом для того чтобы двигаться дальше."