Незадолго перед смертью Лютер любил повторять:
«Есть у Бога прекрасная колода карт, вся из королей, и одну карту Он бьет другой: так Папу побил Лютером, а потом всю колоду Он кидает под стол, как дети, которым надоело играть».
В этой истории сконцентрирован дух ТАРО, его изначальный смысл, еще нетронутый более поздними спекуляциями и попытками сделать арканы производными всевозможных оккультных доктрин. Истинный смысл еще не искажен спекулятивными интерпретациями.
Стоит открыть любую книгу, посвященную ТАРО, как тут же обрушится поток «экзотического эзотеризма», повествующего о наследии исчезнувшей Атлантиды, мистериях Древнего Египта во главе с Тотом-Гермесом и даже цыганах, вечно странствующих по миру и записывающих свои путевые заметки в виде идеографического письма. Такая предыстория кочует со страницы на страницу, от одного автора к другому, не имея под собой ни малейшего смыслового обоснования.
«Не ясно ли, где источник упадка духовных сил всей Европы за последние полвека, т.е. именно за то время, когда школа (современные массовая культура и социальные институты) стала интенсивно работающею фабрикой под наблюдением государствен-
ных инспекторов, некоторым интенсивным производством душ человеческих почти по тому способу, как некогда Парацельс производил своего маленького гомункула. Этих гомункулов, человекообразных, но без живой души, мы и видим на протяжении всей Европы все последние десятилетия…
Младенец с опытностью старца; точнее - младенец, подсмотревший все, что делает его дед, и этого не понявший, но этому подражающий, - вот определение такого человека…»
Василий Розанов «Сумерки просвещения»
Неверные истоки, ложные связи, подтасованные выводы - негодные наставники и опасные инструменты для познающего ума. Они не открывают истину, а травмируют разум, не оттачивают знания, а истощают мысль в бесплодных блужданиях.
Возведенные в неоспоримые правила заблуждения всегда приводят к роковым ошибкам.
Анализируя символы, можно безошибочно определить только породившую их эпоху. Потому что символ всегда говорит человеку о насущном, но его голос приходит в мир из вечности. Человек стремится понимать для того, чтобы выжить физически и наполнить свою жизнь высокими духовными значениями и связями.
Если присмотреться к наиболее близкому изначальному образцу Марсельского ТАРО, станет очевидно, что по своей концепции мироздания и своим мировоззренческим источникам карты являются типичным детищем западноевропейского средневековья, передающим излюбленные образы и аллегории того времени: Жонглер, Любовники, Отшельник, Колесо Фортуны, Смерть, Дьявол, Страшный Суд. Цветовая гамма также подтверждает ее особый, «иконографический» стиль изображения.
Семь цветов: красный, розовый, желтый, зеленый, синий, черный и белый – положенные на особую графическую технику изображения, напоминают о средневековых книжных миниатюрах. Да и первые известные колоды ТАРО появились в центе европейской книжности - северной Италии на рубеже XIV – XV века.
Слово «T.A.R.O.» является анаграммой, которые в подражание античному Риму входили в моду на закате Средневековья. Свидетельства тому можно встретить даже на многочисленных европейских монетах, использующих анаграммы вплоть до
Нового времени. Латинское выражение «Terrarum Adveniens Rex Orbis» - от Земли Идущий Царь Мира, многозначительно перекликается со словами Евангелия от Иоанна:
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал:
иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю
Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда».
Двадцать две старшие карты (арканы в переводе с латинского аrcanum – тайна) соотносятся с 22 главами Откровения Иоанна, провозглашающего:
«Здесь ум, имеющий мудрость».
Это в полной мере соответствует европейской философии и мистике того времени.
Весьма показательно, что карты ТАРО никогда серьезно не преследовались инквизицией и не объявлялись ересью. Более того, когда вводился запрет на игральные карты (например, во время борьбы с азартными играми в Болонье 1423г.), для ТАРО делалось послабление. Их предпочитали рассматривать как «картинки из жизни» или сюжеты на тему философии. В более широком смысле ТАРО воспринимали как Лексикон в котором наглядно показаны действующие в мире силы, а также объясняется и утверждается
божественный миропорядок. Именно поэтому карты ТАРО рисовали для королей и герцогов, а римские папы совместно со святой инквизицией предпочитали как бы не замечать карты ТАРО.
Материал для ознакомления.