Шаманская «корона» (головной убор) — важная часть шаманского костюма, в некоторых шаманских традициях ему придается особое значение, поскольку считается, что в головном уборе сокрыта значительная часть могущества шамана. Мало того, в некоторых архаичных шаманских направлениях, верили, что без головного убора шаман совершает свои действия вполсилы.
Рогатая шаманская «корона»
Самая распространенная форма шаманской «короны» — колпак с рогами, как правило, оленьими. Что характерно, подобная образность отсылает нас к древнейшим архаичным временам, поскольку подобные головные уборы весьма типичны для многих аутентичных языческих культов. Причем мотивы головных уборов с рогами встречаются повсеместно до сих пор. Представление о том, что черти имеют рога, предположительно связано с тем, что когда христианство «демонизировала» языческие культы, которые как раз использовали рога в своих костюмах, оно создало всем известный образ: раз рога, значит — черт, бес, дьявол.
Нас самом же деле, рога, встречающиеся на головных уборах, чаще всего указывают на связь с тотемом и на лунную мистическую традицию.
Интересный факт: когда сильный шаман умирал, рога с его головного убора нашивали на простую шапку, и в ней хоронили шамана. При этом к рогам привязывали нитку, выводившуюся из земли на поверхность, где ее прикрепляли к жерди, стоявшей на могиле. Считалось, что через нее духи умершего шамана переходят к другому шаману.
Другие формы шаманской «короны»
В других регионах шаманский колпак напоминает корону, выполненную в виде медвежьей головы, с прикрепленными к ней кусочками шкуры с настоящей головы животного. Например, такие головные уборы встречаются у телеутских шаманов, которые иногда создавали шаманскую «корону» практически в виде чучела животного, скажем, совы
Ритуальные шапки нанайских шаманов изготавливали из лосиной шкуры, спереди прикрепляли оленьи рога, между которыми шаман селил духов-помощников, поэтому во время камлания колотил по рогам, чтобы сидящие в них духи хорошо работали
У бурятов шаманы носили шлем из железных прутьев, загнутых наподобие двух рогов. Причем начинающему шаману полагалось носить колпак из меха рыси, и только пройдя пятую инициацию, он получал право носить железный шлем
Особый статус шаманской «короны»
Шаманская «корона» не всегда необходима шаману, ибо не вся шаманская деятельность непосредственно связана с камланием. Но в случае важных церемоний или камланий шаман надевал шаманскую «корону», особенно это касалось тех случаев, когда ему нужно было совершить путешествие на небеса.