Таинство деревьев

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Афродита-Ди
Модератор
Сообщений: 9124
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:41
Пол: Ж

Таинство деревьев

Сообщение Афродита-Ди »

Изображение
Лес всегда очаровывал человека своим величием, непостижимостью, таинственностью. Погодные явления окружают лес еще большим ореолом загадочности: вспомните рощу, окутанную туманом, листья деревьев, блистающие на солнце после дождя… А какие чувства вы испытывали, когда небо неожиданно затягивалось тучами и все вокруг погружалось в тишину и сумрак? Возможно, под влиянием подобных впечатлений люди слагали легенды и предписывали деревьям сверхъестественные свойства.
В древнерусских памятниках 11-17 вв. сообщается о поклонении язычников "рощениям" и "древесам", о молениях под ними ("рощением... жряху"). О существовании у славян в древности священных рощ упоминают хронисты. Судя по всему это были, как правило, обнесенные оградой участки леса. В этих местах почитание деревьев сочеталось порой с элементами христианского культа. Внутри рощи находилась какая-нибудь святыня — дерево, часовня, крест и др. Рощи считались заповедными, в них не рубили деревьев, не собирали хворост. В дни престольных праздников там совершались крестные ходы.

K категории почитаемых и священных деревьев относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников.

K этим деревьям приходили люди, чтоб избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и др. Они приносили дары и жертвы (вывешивали на деревьях полотенца, одежду, лоскуты), молились, прикасались к деревьям. Через дупла и расщелины таких деревьев пролезали больные, как бы оставляя за пределами этого отверстия свои болезни.

Для мифопоэтического сознания славян характерно последовательное сближение храма и дерева как священных мест, где совершались обряды. Об этом свидетельствуют многочисленные предания, легенды и апокрифические сказания, о постройке церквей вблизи почитаемых деревьев, а также о деревьях, посаженных на месте бывшей церкви.

Вблизи священных деревьев совершались различные обряды. У южных славян практиковался обычай "венчать" молодых вокруг дерева (или предварять этим действом обряд венчания). У сербов, болгар и македонцев многие обряды и торжества проходили у "записа" — священного дерева (обычно — дуба или плодового дерева). В праздник устраивали праздничные трапезы, закалывали жертвенных животных, жгли костры на Масленицу; вблизи "записа" освящали воду, давали клятвы, устраивали суды и др.

В славянской мифологии и фольклоре известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами. Подземным, земным и верхним-небесным и соединяет их. Согласно поверьям, дерево — это тот путь, по которому осенью змеи уходят в мифическую страну вырей.

Дерево, связующее земной и подземный миры, фигурирует и в западнославянских мифологических рассказах о подмененных демонами детях. Чтобы вернуть себе сына, женщина относит подменыша под какое-нибудь дерево, а позже забирает оттуда своего ребенка.

Hа дерево забрасывали (или относили к нему) вещи, от которых нужно было избавиться — отправить на тот свет (предметы, бывшие в соприкосновении с покойником, старые свадебные атрибуты и пр.) Были кроме того и обычаи сжигать, закапывать и пускать по воде эти предметы.

Дерево как метафора дороги, как путь, по которому можно достичь загробного мира — общий мотив славянских поверий и обрядов, связанных со смертью.

Характерны представления о посмертном переходе души человека в дерево. Так, белорусы полагали, что в каждом скрипучем дереве томится душа умершего, которая просит прохожих помолиться за нее; если после такой молитвы человек заснет под деревом, ему приснится душа, которая расскажет, как давно и за какие грехи она заточена в это дерево. Сербы считали, что душа человека находит успокоение в дереве, растущем на его могиле; посему нельзя рвать с кладбищенских деревьев плоды и ломать ветви. С кругом этих поверий связаны славянские баллады о заклятых в деревья людях. Подобные фольклорные сюжеты, обычно относятся к людям, умершим преждевременной смертью, раньше отведенного им срока; их прерванная жизнь как бы стремится к продолжению в иных формах.

Дерево, как и растение вообще, соотносится с человеком по внешним признакам: ствол — туловище, корни — ноги, ветки — руки, соки — кровь и т.п. Есть "мужские" и "женские" деревья (береза — березун, дубица — дуб), отличающиеся и по форме: у березы ветки распускаются в стороны, у березуна — вверх.

При рождении ребенка для него сажают дерево, веря, что ребенок будет расти также, как и развивается это дерево. Вместе с тем, в некоторых поверьях, рост такого дерева вызывает истощение человека и приводит его к гибели. Посему старались не сажать крупных деревьев около дома. Южные славяне не сажали орешник, веря, что когда его ствол сравняется с шеей человека его посадившего, то он умрет.

Дерево тесно связано с областью демонологии. Это место обитания разных мифологических существ. Русалки живут на березах, черт сидит в корнях бузины, в дуплистой вербе, вилы и самодивы на раскидистых больших деревьях, ветвями которых играются. Часто демоны живут в колючих кустарниках (боярышник — это дерево вилы).
Аватара пользователя
Яна Свет Леонидовна
Сообщений: 16731
Зарегистрирован: 31 дек 2016, 07:52
Откуда: Россия, Выборг
Пол: Ж

Таинство деревьев

Сообщение Яна Свет Леонидовна »

Благодарю Вас, уважаемая Афродита-Ди, за статью.
Аватара пользователя
Лора26
Сообщений: 6292
Зарегистрирован: 25 янв 2022, 18:41
Пол: Ж

Таинство деревьев

Сообщение Лора26 »

Уважаемая Афродита-Ди, благодарю Вас за статью.С уважением.
Аватара пользователя
Макошь
Сообщений: 10447
Зарегистрирован: 22 авг 2019, 20:35
Пол: Ж

Таинство деревьев

Сообщение Макошь »

Благодарю Вас, уважаемая Афродита -Ди, за Ваш труд и интересный материал! Все деревья живые, они все чувствуют и понимают, но находятся в состоянии словно межмирья.
С уважением.
Аватара пользователя
Иветта
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 17893
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:56
Пол: Ж

Таинство деревьев

Сообщение Иветта »

Благодарю уважаемая Афродита - Ди за статью , с уважением.
Аватара пользователя
aida.garybian1957
Сообщений: 1071
Зарегистрирован: 16 май 2022, 21:54
Пол: Ж

Таинство деревьев

Сообщение aida.garybian1957 »

Благодарю Вас, уважаемая Афродита-Ди, за статью.
Аватара пользователя
Lica
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 6740
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:51
Откуда: Москва

Таинство деревьев

Сообщение Lica »

Благодарю Вас, уважаемая Афродита-Ди, за интересную статью.
Аватара пользователя
nata14
Сообщений: 7523
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 13:27

Таинство деревьев

Сообщение nata14 »

Уважаемая Афродита - Ди, благодарю Вас за интересную статью. С уважением.
Аватара пользователя
Тиа
Сообщений: 14301
Зарегистрирован: 03 май 2015, 16:35
Пол: Ж

Таинство деревьев

Сообщение Тиа »

Благодарю, уважаемая Афродита-Ди, за статью.
Аватара пользователя
Александр В
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 13745
Зарегистрирован: 16 июн 2013, 01:50

Таинство деревьев

Сообщение Александр В »

Здравствуйте, Уважаемая Афродита-Ди. Благодарю Вас за интересную тему.
С Уважением и Благодарностью к Вам.
Аватара пользователя
ЕфимияЯ
Сообщений: 9435
Зарегистрирован: 21 мар 2019, 19:34
Пол: Ж

Таинство деревьев

Сообщение ЕфимияЯ »

Благодарю Вас, уважаемая Афродита-Ди, за статью.
Аватара пользователя
Паола
Сообщений: 18461
Зарегистрирован: 29 фев 2016, 05:06
Откуда: Челябинск

Таинство деревьев

Сообщение Паола »

Благодарю Вас Модератор Афродита-Ди за полезную статью. С уважением!
Ответить

Вернуться в «Травник»