Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 2

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Мастер Тени
Сообщений: 1420
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:58

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 2

Сообщение Мастер Тени »

Изображение

Почитание хозяев местности

Хозяева местности в сакральном пространстве азиатских народов занимают одно из важнейших мест. Их места почитания – это многочисленные в этнической Бурятии и Центральной Азии обоо, барисаны, перевалы – дабаны, так как они населяют срединный мир, непосредственно соседствуют с людьми. Некоторые и немногие из них имеют небесное происхождение, однако подавляющее большинство – земное. В иерархии шаманского пантеона они занимают самое низкое положение наряду с лусами – хозяевами вод. Ниже них находятся только мелкие духи низшего порядка: боохолдой, шудхэр, ада и другие. От их благосклонности зависит земная жизнь людей, наличие земных, материальных благ.

Как известно, существуют локальные и общетерриториальные хозяева местности. Обряды, направленные на почитание хозяев местности, имеют скорее характер задабривания, нежели почитания. Но, как говорят шаманы, земным хозяевам также необходимо отдавать дань уважения ввиду того, что они находятся в непосредственной близости от нас, и их влияние на жизнь людей велико. Хозяевам местности делают подношения в основном при поиске покровительства по решению мирских проблем, таких как: сельскохозяйственной деятельности, торговле, путешествиях, вопросах, связанных с другой деятельностью на земле и т.д. В наши дни обряды-почитания локальных хозяев местности у бурят совершают преимущественно ла- мы, лишь в редких случаях за это берутся шаманы, которые проводят такие обряды либо у себя на родине, либо на общеплеменных культовых местах общенародного почитания. В повседневной обрядности при таких ритуалах, как зула тахил – шаманы духам местности жертвуют специальную чашу с подношениями: сэржэм сагаан табаг или обоо уулын ургэл. В эту чашу с подношением кладут белую пищу (сагаан эдеэн) и наливают жертвенные напитки: забеленный чай, водку и молоко. Чаша эта рас- полагается в небольшом отдалении от чашечек с основными подношениями, жертвуемыми небесным богам.

На обряде зула тахил таких чаш может быть и несколько. Одна предназначается для хозяев местности того места, где проводится обряд. Другая чаша – для хозяев местности родины шамана. И третья – для хозяев местности родины человека, для которого делается обряд. Шаманы говорят, что наш мир делится на три части: верх – небо, середина: земля и низ – подземный мир. И у каждой части есть свои правила и законы, которые практически нельзя обойти. Так, отправляя жертву вверх на небо, мы не можем оставить без внимания земных духов, так как жертва не может сразу попасть на небо, а лишь постепенно проходит все уровни. И духи земные доносят до духов небесных жертвоприношения людей.


Изображение

Целительские обряды

Говоря о целительских обрядах, мы имеем в виду целительскую практику шаманов в Улан-Удэ, направленную на физическое исцеление клиента. В данном случае речь не идет об исцелении духовном. Шаманы в своей целительской практике используют самые различные методы: мануальную терапию, траволечение, кровопускания и др. Подобное лечение не требует камлания шаманов, собственно, оно может проводиться и не шаманами, а просто людьми, имеющими особый дар целительства. Здесь мы хотели бы остановиться на двух традиционных шаманских (народных) методах исцеления, до сих пор практикуемых современными шаманами города.

Это: «обертывание бараном» (хонеор ореохо) и «содрогание землей» (газараар дорьбоохо).

«Обертывание бараном», а точнее его внутренними органами, производят при различных бо- лезнях и нарушениях работы внутренних органов человека. Для человека европейской культуры эта процедура может показаться варварской и неприятной, но для потомка представителей кочевой цивилизации вполне приемлемой и абсолютно нормальной. Шаманы приписывают этой процедуре чудодейственные свойства, окутывают ее ореолом мистики. Мы слышали многочисленные рассказы людей о чудодейст- венном исцелении при использовании данного метода.

Наиболее впечатляющим был случай излечения женщины от раковой опухоли сразу же после проведения сеанса.

Суть метода заключается в следующем. Для проведения процедуры выбирают барана, для пациента мужчины – самца, для женщины – самку. Особь выбирают крепкую и обязательно здоровую. В помещении, где будет производиться процедура, готовят для пациента лежа- чее место с одеялом. Перед началом действий пациента укладывают на это место, и он ждет начала сеанса. В это время целитель (шаман) и его помощники (если они есть) приступают к закалыванию барана (традиционно через брюшину).

Разделка туши происходит очень быстро, потому что органы животного должны быть теплыми, когда их помещают на тело пациента. В этом заключается один из важнейших моментов данной процедуры. При помещении органов животного учитываются заболевания пациента, органы раскладываются по подобию: сердце к сердцу, легкие к легким и так далее. Разложив все органы, человека плотно укутывают в одеяло. Укутанный таким образом, он лежит в течение приблизительно одного часа (время варьируется индивидуально). За это время к нему несколько раз подходит лекарь (шаман) и производит разного рода действия. Он время от времени протыкает колышками органы барана, такие как желудок или рубец. Поит свежесваренным бараньим бульоном, накладывает на тело больного разогретую пшеничную муку.

По истечении определенного времени все органы снимаются и помещаются в отдельный пакет. Через некоторое время пакет с внутренностями закапывается в землю в определенном направлении. Шаман, производивший данную процедуру, объяснил, в чем заключается ее суть. Органы здорового и крепкого животного, в данном случае барана, вбирают в себя болезни органов больного пациента и в то же время, видимо дают им подпитку здорового организма. Шаман также сказал, что после проведения данной процедуры человеку нужно очень бережно относиться к своему здоровью. Ни в коем случае нельзя охлаждаться, необходимо определенное время соблюдать диету. При нарушении этих запретов данное лечение может принести вместо пользы вред. Также он сказал, что это очень тонкая процедура, и при малейшей ошибке она может потерять лечебный эффект. Проводить ее можно не более одного раза за определенный период и не более нескольких раз в жизни.

«Содрогание землей» (газараар дорьбоохо) – это специфическая методика восстановления функции головного мозга человека.

Эту процедуру так же, как и предыдущую, мы смогли увидеть в самом г. Улан-Удэ. Один человек пришел за помощью к шаману. Он жаловался на головокружение и плохой сон. Как выяснилось позже, за полгода до этого он пострадал от пожара в своем доме. В результате пожара надышался угарными газами, после чего у него нарушилась мозговая деятельность. Его мучили головные боли и головокружение, нарушилась функция памяти.

Шаман, пощупав его пульс, порекомендовал ему провести сеанс содрогания землей. На земле, где собирались провести обряд, помощники шамана выкопали небольшую ямку для головы пациента. Положили туда тряпицу, а затем на землю лег сам пациент и положил голову затылочной стороной в ямку. Помощник шамана утрамбовал землю вокруг головы пациента так, чтобы она вплотную прилегала к его голове. Затем шаман измерил пульс у человека сначала на одной руке, а затем на другой. Помощник принес небольшое бревно размером около полутора метров с приделанными ручками. Шаман сказал своему помощнику ударить по земле с левой стороны от головы определенное количество раз. Затем снова измерил пульс пациента. Сказал ударить с правой стороны некоторое количество раз. Снова измерил пульс. После сказал ударить чуть выше головы столько-то раз. И затем еще несколько раз повторял серии ударов с разных сторон, пока пульс пациента не пришел, по его мнению, в норму.

После процедуры мы обратились к шаману с просьбой объяснить нам суть данной методики. При определенной последовательности содрогание землей, сказал он, способно своей вибрацией исцелить нарушенные функции головного мозга человека. По его словам, оно благоприятно воздействует на мозговое кровообращение и восстанавливает функцию памяти.

На вопрос: «А как именно оно воздействует на мозг? – он ответил – Ну, определенно посредством вибрации». Затем он объяснил, что у здорового человека пульс на обеих руках должен быть идентичен. И именно диагностикой по пульсу он руководствуется при использовании данной методики.


Обряды, связанные с душой

В мировоззрении бурят и других народов Центральной Азии и Сибири душа является одной из важнейших категорий. В бурятском шаманизме считается, что душа есть у каждого человека, но она имеет свойство покидать тело человека по каким-либо причинам. Если это происходит, считается, что человек может заболеть или даже умереть.

Существует перечень обрядов, связанных с душой человека. Во-первых, это обряд призвания души, во-вторых, обряд выкупа души или обмена жизнями, и в-третьих, обряд отправления души умершего.

«Призывание» души

У человека в некоторых жизненных ситуациях душа может покинуть тело. Это может произойти при таких ситуациях, как испуг, душевные переживания, потеря близких, стресс, сильная боль или собственно болезнь. Отсутствие у человека души на долгое время может привести к серьезной болезни и даже смерти. Для возвращения души проводят несложный специальный обряд, поскольку не требует воздвижения жертвенника и использования большого количества шаманских атрибутов. Для него готовится лишь подношение в виде напитков: забеленного чая, водки, молока и жертвенной пищи, а также красная нить и любимая еда человека, для которого совершается сеанс.

Шаман призывает своих духов- покровителей, просит их найти душу больного и вернуть. Он воскуривает ритуальную траву и приглашает духов спуститься на подношения. Перед началом камлания он завязывает один конец нити на правый безымянный палец больного, а другой конец на свой бубен или колокольчик (в зависимости от обряда). Нить здесь играет роль связующего звена между шаманом и человеком.

Шаман призывает духов и «смотрит» где находится заблудшая душа. Затем он молит духов, чтобы они нашли душу и вернули ее. Когда душа приближается, шаман начинает ее уговаривать вернуться, если это нужно. Приглашает вернуться в тело и отведать ее любимую пищу, овладеть покинутым телом и продолжить жить.


Изображение

Обряд «выкупа» души или «обмена жизнями»

В шаманской мифологии существует такой персонаж Эрлиг Номин Хаан, он является владыкой загробного мира и распорядителем душ умерших людей. Он сроден богу Аиду в древнегреческой мифологии или Дхармараджу в индийском пантеоне.

Когда какой-нибудь человек сильно и долго болеет, то считают, что его душу забрал к себе Эрлиг Хаан. В этом случае устраивают обряд обмена жизнями – Ами наһанай андалдаан. Суть его заключается в выкупе души больного. В качестве выкупа преподносят фигурку человечка из теста и другие подношения: кусочки парчи, девять драгоценностей, отрезы атласных лент, лампадку из теста, жертвенные напитки и пищу. Накрывают жертвенник: зула тахил, и справа от него устанавливают коробку с подношениями для Эрлиг хана. Шаман облачается в свои атрибуты, призывает божеств и указывает на цель обряда. Он просит своих божеств-покровителей довести жертву до врат Эрлиг хана и выкупить душу больного. Самого же больного одевают в грязную разодранную одежду и мажут сажей. Смысл этого заключается в выкупе человечком из теста души больного. Шаман, камлая, говорит: «Зачем вам такой грязный и некрасивый человек? Возьмите лучше взамен его этого чистого, белого и упитанного!».

Затем шаман вводит в свое тело духа-онгона одного из своих предков. Он знакомится с больным и указывает, как провести отправление человечка из теста и другие жертвы. На руку больного и на шею фигурки привязывают веревку, сплетенную из белой и черной пряжи. Во время отправления дух-онгон перерезает ее миниатюрной саблей, находящейся среди атрибутов шамана. Эта веревка выступает здесь символом единства противоположностей: белое-черное, жизнь-смерть, и ее ритуальное перерезание символизирует отделение жизни от смерти или отсрочку последней.

После отправления онгон говорит, сколько еще лет жизни он выторговал у Эрлиг хана и как человеку следует далее жить, чтобы не случилось ничего плохого.


Обряд «отправления» души умершего

В настоящее время все обряды, связанные с погребением у бурят, исполняют буддийские ламы. Шаманы же исполняют только обряды погребения умерших шаманов. Лишь в редких случаях они проводят обряды погребения людей. По шаманским поверьям душа человека после смерти должна переродиться. Но бывают случаи, когда по некоторым причинам она не может этого сделать. В основном это происходит по причине того, что что-то сдерживает его в этом мире и мешает найти следующее перерождение. Мешать ему может сильная привязанность к кому-то из близких людей или обида на кого-либо, или привязанность к каким-то незавершенным делам, вещам или к чему-либо еще.

Самым худшим считается, если душа умершего преследует своих живых сородичей. Человек, которого преследует душа умершего, начинает себя плохо чувствовать (ему снятся плохие сны, может из- мениться его психическое состояние). Если это происходит, шаманы производят обряд ухэһэн хүнэй һанаал таһалха (освободить (оторвать) сознание умершего человека).

Смысл данного обряда заключается в помощи душе умершего найти следующее перерождение и отделении сознания его живых родственников от души мертвого. Для обряда готовят жертвенник зула тахил, специальные для такого случая подношения: кусочки парчи, девять драгоценностей, отрезы атласных лент, жареные кусочки баранины, жертвенную пищу, напитки. Также для идентификации присутствия души мертвого готовят блюдце с пеплом (иногда на нем во время обряда появляются следы). И для своеобразного убеждения души умершего готовят тончайшую сухую травинку, воткнутую во что-либо, например, в кусочек хлеба.

Начав обряд, шаман сначала призывает всех божеств и духов, для этого он использует свои атрибуты: бубен и т.д. Затем он призывает душу умершего человека. Когда шаман чувствует ее присутствие, в процессе камлания он начинает диалог с ней, пытается дать ей понять, что она умерла, застряла в этом мире и не может найти следующее перерождение. Говорит ей, что она должна сжалиться, перестать преследовать своих близких и дать им дальше спокойно жить. Подношения, описанные выше, устанавливаются внутри коробки с невысоким бортиком (для того чтобы можно было их все одновременно и быстро сжечь).

После сеанса общения с душой шаман вводит в свое тело духа своего предка, для того чтобы он отправил подношения и просьбу к вратам Эрлик хана. Когда входит дух, его уговаривают содействовать в данном предприятии и указать место сожжения подношений и иные нюансы данной ситуации. Затем кто-нибудь уносит подношения и сжигает, при этом, возвращаясь, поворачивается против движения солнца (объясняется это тем, что считается, если повернуться против солнца, то негативная энергия не пристанет к исполнителю сожжения).

Также человек, выполняющий эти действия, должен иметь длинный рукав и голов- ной убор, застегнуться на все пуговицы и застегнуть карманы (считается, что негативная энергия проникает в открытые места в одежде).

Несомненно, сами обряды, равно как и бурятский шаманизм в целом, претерпели значительную трансформацию, связанную с глобальными переменами в обществе, произошедшими в течение целого столетия.

На вопрос: «А как именно оно воздействует на мозг? – он ответил – Ну, определенно посредством вибрации». Затем он объяснил, что у здорового человека пульс на обеих руках должен быть идентичен. И именно диагностикой по пульсу он руководствуется при использовании данной методики.

Можно сказать, что городской шаманизм, утратив свои этнолокальные черты, стал общекультурным достоянием всех бурят в независимости от их локальной принадлежности. Обрядовые действия шаманов постепенно становятся религией, объединяющей всех без исключения бурят, и в этом своем качестве бросают серьезный вызов буддизму.
Аватара пользователя
Лора26
Сообщений: 6285
Зарегистрирован: 25 янв 2022, 18:41
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 2

Сообщение Лора26 »

Уважаемый Мастер Тени,благодарю Вас за статью о целительных обрядах шаманов.С уважением.
Аватара пользователя
Иветта
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 17886
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:56
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 2

Сообщение Иветта »

Благодарю уважаемый Мастер Тени за продолжение темы , с уважением.
Аватара пользователя
Тиа
Сообщений: 14298
Зарегистрирован: 03 май 2015, 16:35
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 2

Сообщение Тиа »

Благодарю, уважаемый мастер Тени за статью. С уважением.
Аватара пользователя
nata14
Сообщений: 7520
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 13:27

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 2

Сообщение nata14 »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Тени, за интересную статью. С уважением!
Аватара пользователя
Яна Свет Леонидовна
Сообщений: 16726
Зарегистрирован: 31 дек 2016, 07:52
Откуда: Россия, Выборг
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 2

Сообщение Яна Свет Леонидовна »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Тени, за статью.
Аватара пользователя
***phoenix***
Сообщений: 6185
Зарегистрирован: 08 сен 2021, 14:54
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 2

Сообщение ***phoenix*** »

Благодарю Вас, Уважаемый Мастер Тени, за знания о методах шаманов для лечения и задабривания духов.
Аватара пользователя
Александр В
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 13745
Зарегистрирован: 16 июн 2013, 01:50

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 2

Сообщение Александр В »

Благодарю Вас Уважаемый Мастер Тени.
С Уважением и Благодарностью к Вам.
Аватара пользователя
Паола
Сообщений: 18452
Зарегистрирован: 29 фев 2016, 05:06
Откуда: Челябинск

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 2

Сообщение Паола »

Благодарю Вас Мастер Тени за продолжение темы. С уважением!
Аватара пользователя
Макошь
Сообщений: 10442
Зарегистрирован: 22 авг 2019, 20:35
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 2

Сообщение Макошь »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Тени, за Ваш труд и познавательный материал!
С уважением.
Аватара пользователя
ЕфимияЯ
Сообщений: 9428
Зарегистрирован: 21 мар 2019, 19:34
Пол: Ж

Обряды в бурят-монгольском шаманизме⁠⁠ 2

Сообщение ЕфимияЯ »

Благодарю Уважаемый Мастер Тени ,за статью.
Ответить

Вернуться в «Шаманизм»