Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Мастер Тени
Сообщений: 1420
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:58

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение Мастер Тени »

Некромантия в иудаизме и христианстве

В Библии есть несколько упоминаний и даже описаний ритуалов некромантии. Самый известный из этих эпизодов встречается в Первой книге Царств, где царь Израиля Саул приказывает Эндорской ведьме вызвать из шеола (преисподняя) дух умершего пророка Самуила. Причем ритуал, который проводит ведьма, по описанию близок к ритуалу, проведенному Одиссем. Здесь тоже используется яма с огнем и кровь жертвенных животных (1 Царств 28:3-25).

Интересно, что Эндорская ведьма сама удивляется тому, что ритуал удался. Дух Самуила приходит на ее зов и дает пророчество Саулу. Этот эпизод важен еще и потому, что Саул, вызывая дух Самуила, прямо нарушает Закон Моисея, так как Левит 20:27 предписывает смертную казнь тем, кто занимается некромантией. Однако Саул был царем Израиля и казнить его не могли. Но двойные стандартны иудейского общества оказались бессильны против тенет судьбы – Самуил предсказывает, что Саул и его сын погибнут в битве в этот же день. Пророчество мертвого пророка сбывается.

В дальнейшем христианские богословы неоднократно возвращались к этому эпизоду, которого кстати нет во второканонической Книге Сираха. В частности, Цезарий Арльский подтверждает, что призыв мертвых возможен, но запрещен божественным законом. Более того – Цезарий также признает, что иногда акт некромантии может принести пользу и помочь избежать несчастий (подробнее о выступлениях Цезария – в книге «Колдовство в Европе» А. Корса и Е. Петерса).

Однако поздние христианские теологи яростно отрицатели идею некромантии, утверждая, что Эндорская ведьма призвала не Самуила, а демона. Также высказывалось предположение, что это была уловка ведьмы, вполне вероятно владевшей практикой гипноза и/или чревовещания. В противовес этому можно привести строки из Второзакония (18:9-12):

«Когда войдете вы в землю, которую Господь Бог ваш дал вам, не научитесь вы мерзостям тех народов. Не найдется среди вас никого, кто заставит своего сына или свою дочь пройти через огонь, или кто воспользуется гаданием, или посмотрит сквозь время, или станет чародеем, ведьмой, заклинателем, или будет общаться с духами предков, или станет некромантом. Ибо все, делающие это, мерзостны пред Господом, и за эти мерзости Господь Бог изгоняет их от лица своего».

(цитируется по кембриджскому варианту Библии Короля Якова, в Синодальном переводе вместо «некромант» использован оборот «вопрошающий мертвых»)

То есть иудаизм и христианство в своих священных текстах подтверждают существование некромантии, но запрещают последователям пользоваться этой практикой. При этом четкой мотивации к запрету нет, он объяснен лишь достаточно общей формулировкой, согласно которой некромантия и другие формы колдовства «мерзостны» богу. Что, однако, никогда не мешало христианам самим использовать некромантию по необходимости.

Ярчайший пример – Томас Бекет, архиепископ Кентерберийский, известный своим конфликтом с Генрихом II, королем Англии. Перед тем, как выступить против короля, Бекет принял у себя двух чародеев – хироманта и толи некроманта, толи гаруспика («История экспериментальной науки» Т. Линна). Неизвестно, что было предсказано Бекету, но он в итоге развязал конфликт с Генрихом II, и конфликт этот естественно сложился не в пользу архиепископа, который в дальнейшем стал мучеником и был канонизирован.


Изображение

Некромантия у кельтов и скандинавов

Некромантия была известна островным кельтам, в частности – валлийцам. В «Мабиногионе», сборнике валлийского эпоса, который был составлен в VII-VIII веках, говорится, что Бран подарил королю Ирландии Матолвху ряд предметов с волшебными свойствами. Среди этих предметов был котел Пара Дадени (или Котел Возрождения), который мог возвращать мертвых к жизни.

Интересно, что под разными именами, но с одной и той же функцией этот котел присутствует во множестве ирландских легенд. Причем в легенде о Матолвхе ирландцы используют его, чтобы возвращать из мертвых погибших в битве воинов, создавая таким образом армию восставших мертвецов.

У скандинавов некромантия также представлена в традиционном для средневековья виде – то есть речь идет не о призыве духа/души умершего, а о воскрешении его тела с памятью и волей. В фольклоре Дании, Норвегии и Швеции встречается огромное количество упоминаний о драуграх, восставших мертвецах, которые могли подниматься из могил по множеству причин, включая намеренное колдовство (пример – «Сага о Греттире»).

Однако самый известный эпизод с описанием некромантии у скандинавов – это текст «Заклинание Гроа», который традиционно включают в цикл «Песнь о Свипдаге». Сама вёльва Гроа упоминается во многих текстах, в том числе – в обеих Эдды, но с некромантической практикой связан только текст «Заклинания». По сюжету этого текста, Гроа говорит своему сыну Свипдагу, что он может в любой момент обращаться к ней за помощью, даже после ее смерти. Свипдаг так и поступает – он приходит на курган, где похоронена Гроа, и призывает вёльву. Мать восстает из мертвых и спрашивает сына, чем ему помочь.

Свипдаг рассказывает, что мачеха посылает его на поиски Менгольд – девушки, с которой он обручен судьбой, но о местонахождении которой ему ничего не известно. Гроа прозревает будущее и говорит, что Свипдаг найдет Менгольд, хотя путь его будет долгим и трудным. Сын просит свою восставшую мать защитить его и Гроа начинает читать заклинание. Всего Гроа накладывает на Свипдага девять заклинаний, в которых просит ткачиху судьбы Урд, богиню штормового моря Ран и других персонажей скандинавской мифологии уберечь ее сына от опасностей. Также Гроа читает заклинания, защищающие от холода, помогающие избавиться от пут, усмиряющие врагов.

Изображение

В завершении вёльва говорит Свипдагу, что ему больше нечего боятся, но нужно соблюдать два условия – не забывать слова заклинаний, которые она прочла, и «носить в сердце матери мертвой завет». С. Свириденко в комментариях к «Старшей Эдде» указывает, что описание некромантического ритуала здесь имеет оккультный подтекст (по аналогии с восемнадцатью заклинаниями из «Речей Высокого»). Также исследователь обращает внимание, что по тексту саги на кургане, где похоронена Гроа, стоит некий священный камень (возможно, это отсылка к традиции «каменных кораблей»).

Концептуально важна тринадцатая строка «Заклинания Гроа», где вёльва накладывает на сына защиту от ведьмовских чар. Во всех известных списках этого текста (а известно их четыре – TSB A 45, DgF 70, SMB 18, NMB 22) использовано слово «kristen», что в переводе означает «христианская ведьма», а не «ведьма» в целом. По одной версии это опечатка, по другой – слово использовано намеренно, так как если текст «Заклинания» восходит к раннему средневековью, то неудивительно, что вёльва пытается защитить сына от влияния христианства.

Таким образом, у кельтов и скандинавов некромантия существовала именно в ее традиционном виде. Мертвых призывали для получения пророчеств о будущем, для защиты от злоключений и гибели. А ирландцы пошли еще дальше и делали все в традициях фэнтезийных некромантов, поднимая армии мертвецов (которые, кстати, сражались на стороне положительных персонажей валлийских саг). И ни в одном из упомянутых эпизодов некромантия не воспринимается как что отрицательное, неестественное или запретное. А если учесть обилие историй о драуграх у скандинавских народов, то восставшие мертвецы были для них явлением едва ли не обыденным.


Изображение

«Слово о Меркурии Смоленском»

Этот текст впервые появляется в нескольких списках XVI века и рассказывает о некоем воине из Моравии по имени Меркурий, который во время нашествия на Русь хана Батыя находился в Смоленске. Когда 10 тысяч воинов Батыя остановились у деревни Долгомостье на подступах к Смоленску, Меркурий получил божественное знамение и направился в одиночку (!) биться с монголами. По легенде, он истребил «врагов несчетно» и убил даже одного военачальника, за которого тут же отомстил его сын, срубив Меркурию голову. А теперь самое интересное – потеряв голову (буквально), Меркурий не упал замертво. Он подобрал голову и неспешно поехал на коне к Смоленску. Лишь достигнув ворот города, он слез с коня, лег на землю и умер. Смоляне стали почитать его как святого, а Батый так и не напал на Смоленск.

Сложность идентификации личности Меркурия заключается в том, что он не упомянут ни в одном современном ему источнике (что, на самом деле, неудивительно, о многих людях и событиях мы знаем лишь из поздних списков, так как оригинальные тексты либо утеряны, либо их просто не существовало, а сведения до определенного момента передавались устно). Зато от него осталось два артефакта, первый – печать со святым Меркурием Кесарийским и греческой надписью «Господи, помоги рабу твоему Меркурию Вентеславу». Датировка печати не установлена, но она явно древнее времен нашествия Батыя. Второй артефакт – железные сандалии, предположительно как раз XIII века, аналогов которым не обнаружено ни в одном регионе мира. Оба артефакта хранятся в Успенском соборе Смоленска.

О происхождении Меркурия из Моравии есть много версий, но важнее другое. По легенде, он проехал от Долгомостья до Смоленска 25 верст без головы, управляя конем. Это 26,67 километра. Понятно, что воин просто мог погибнуть, а обученный конь вернулся обратно в город с мертвым седоком. Но один воин не мог ни при каких обстоятельствах вступить в бой с целой армией и победить несколько десятков или даже сотен воинов. Тем более, что в легенде сделан упор на тот факт, что он оставался жив без головы и тем самым напугал монголов (по одному из списков, это и стало причиной отказа Батыя разорять Смоленск).

Вступая в область допущений, версия с наличием в Смоленске некроманта, который просто поднял погибшего воина из мертвых и отправил его биться с монголами, логически объясняет всю подоплеку этой истории. Тем более, что славяне в Раннем Средневековье тесно взаимодействовали со скандинавами (Старая Ладога, Гнездово) и безусловно перенимали что-то из их культуры (те же подвески типа «Молот Тора» в Ладоге). Соответственно и легенды про драугров они слышали, и саги о воскрешении мертвых. А если предположить, что некромантическими практиками скандинавы все же владели, то и руссам их могли передать. Либо у славян могло быть что-то свое, иначе откуда взялся буквально эталонный некромант Кощей?..


Изображение

Некромантия в Средневековье

В Средние века католическая церковь жестко разграничила воскрешение мертвых, подвластное лишь богу, и практику некромантии, которая якобы подменяла понятия – в процессе ритуалов призывались не души умерших, а демоны, некие инфернальные создания, которые могли взаимодействовать с мертвыми, прозревали будущее и обладали массой других сверхъестественных способностей. То есть католицизм существование такой практики подтверждал и относил ее к Maleficium – это тип колдовства, целью которого является намеренное причинение вреда человеку (по Р. Кикхеферу «Запретные обряды»).

При этом католические теоретики считали, что некроманты действуют независимо и не объединяются в группы. Отмечалась неоднотипность ритуалов, которые однако объединяло употребление высокотоксичных галлюциногенных растений семейства Пасленовые. Предполагалось, что как таковая некромантия – это гибрид арабской эзотерики (фазы луны, положение небесных звезд) и иудейских учений (заклинания призыва, ритуальная часть, знаки, формулы). Достаточно подробно этот вопрос рассмотрел Р. Кикхефер в уже упомянутой монографии «Запретные обряды».

Что интересно – абсолютное большинство практикующих некромантию имели высокий духовный сан. Это были образованные люди, знающие латынь, имеющие доступ к текстам по астрологии и демонологии. Они имели канцелярское, реже – университетское образование. Строго говоря, фермер или кузнец по очевидным причинам не мог быть некромантом – не зная грамоты, не будучи обучен латыни и греческому языку, он просто не смог бы читать античные переводы этрусских текстов (а иных источников просто не существовало).

Что касается иудаистского наследия, то мы не можем быть уверены, использовались ли в средневековье тексты, которые стали широко известные позже, например – Лемегетон Соломона, который впервые упоминается лишь в XVI веке. Так или иначе, но Р. Кикхефер приводит массу случаев, когда католические священнослужители сочетали христианские обряды с оккультными практиками, несмотря на то, что это официально осуждалось церковью.

Изображение

Из ряда дошедших до нас католических текстов (например, «Мюнхенское руководство демонической магии» или «Liber incantationum, exorcismorum et fascinationum variarum», список CLM 849) нам известно все, что католики знали о некромантии. Например, они предполагали, что прикладная некромантия включает в себя три дисциплины:

Управление волей. Некромант мог подчинить себе человека, животное или даже демона, заставляя их выполнять свои приказы (тут сразу вспоминается ведьмовство и знаткость из русских быличек).

Иллюзия. Нет точного описания этой дисциплины, но именно к ней относили практику воскрешения мертвых и призыв волшебных транспортных средств (например, повозка, запряженные инфернальными лошадьми).

Тайные знания. От демона некромант мог узнать сведения о местонахождении человека или предмета, а также получить пророчество о будущих событиях.

Также в «Мюнхенском руководстве демонической магии» описаны три обязательные атрибута некроманта:

Магический круг/магическая печать. Символ рисовался прямо на земле или заранее на ткани, которую затем расстилали в месте проведения ритуала. Внутри круга могли располагаться самые разные символы и предметы. Круг усиливал способности некроманта и защищал его от призванного существа.

Колдовство. Определяется как метод общения с демонами посредством произнесения специальных заклинательных формул и выполнения церемониальных пассов. Также колдовство было необходимо, чтобы призвать существо – помочь ему преодолеть границу миров. При этом почти всегда заклинания составлялись из библейских стихов, отдельных фраз и их комбинаций.

Жертвоприношение. В «Мюнхенском руководстве» упоминается герметический принцип, позже перенятый европейскими алхимиками и широко известный как Закон равноценного обмена. Чтобы призвать демона, некромант должен был пожертвовать что-то равноценное акту призыва. Жертвой могло выступать специальным образом умерщвленное животное, либо ритуальная пища, также приготовленная в соответствие с ритуалом. Человеческие жертвоприношения не упоминаются.

Католическая церковь осудила немало людей по приговору «некромантия». Эталонный пример – епископ Шартрский, дипломат, философ и писатель Джон Солсбери. Сохранился протокол церковного суда от 1323 года, в котором говорится, что группа лиц под руководством епископа пыталась призвать демона Бериха. Возможно, имеется ввиду Берит из Гоэтии, их имена созвучны, но записываются по-разному – «Beritch» в протоколе и «Berith» в текстах Соломона.


Изображение

Эпоха Возрождения

В этот период некромантия переживает подъем, так как использование библейских текстов во время ритуалов признается не заклинанием, а молитвой. С другой стороны, от изначальной формы ритуалов остается только название, потому что призыв мертвых полностью заменяется призывом духов. Причем духи и демоны отождествляются, пример – уже упомянутая Гоэтия.

В самих ритуалах начинают цитироваться апокрифические тексты и некромантия, как бы странно это не прозвучало, окончательно христианизируется. Одновременно она теряет свой статус. То есть у вавилонян и этрусков, древних греков и римлян этой практикой занимались жрецы и оракулы, которых уважали, их авторитет был непререкаем. Наблюдая за движением звезд, изучая математику и анатомию, эти люди были в большей степени учеными-исследователями, а не колдунами-авантюристами. Но в эпоху Возрождения некромантия становится чисто умозрительной практикой без намека на духовную составляющую. Отношение общественности к некромантии достаточно наглядно высказал Леонардо Да Винчи:

«Из всех человеческих мнений самым глупым считается то, которое касается веры в некромантию, сестру алхимии, которая рождает простые и естественные вещи».

(«Записки Леонардо Да Винчи», Том 2, Глава XIX, Раздел III: 12-13).


Изображение
Аватара пользователя
Яна Свет Леонидовна
Сообщений: 16729
Зарегистрирован: 31 дек 2016, 07:52
Откуда: Россия, Выборг
Пол: Ж

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение Яна Свет Леонидовна »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Тени, за продолжение темы.
Аватара пользователя
ЕфимияЯ
Сообщений: 9432
Зарегистрирован: 21 мар 2019, 19:34
Пол: Ж

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение ЕфимияЯ »

Благодарю Вас Уважаемый Мастер Тени, за статью.
Аватара пользователя
Иветта
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 17888
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:56
Пол: Ж

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение Иветта »

Благодарю Вас уважаемый Мастер Тени , с уважением.
Аватара пользователя
BorodA
Сообщений: 1029
Зарегистрирован: 31 май 2022, 22:39
Пол: М

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение BorodA »

Благодарю уважаемый Мастер Тени за статью.С Уважением.
Аватара пользователя
Самсон77
Сообщений: 3433
Зарегистрирован: 18 авг 2015, 08:49

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение Самсон77 »

Благодарю Вас Уважаемый Мастер Тени за очень интересные познания!
С Уважением!
Аватара пользователя
Макошь
Сообщений: 10442
Зарегистрирован: 22 авг 2019, 20:35
Пол: Ж

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение Макошь »

Благодарю Вас, уважаемый Мастер Тени, за Ваш труд и интересные знания!
С уважением.
Аватара пользователя
Паола
Сообщений: 18461
Зарегистрирован: 29 фев 2016, 05:06
Откуда: Челябинск

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение Паола »

Благодарю Вас Мастер Тени за продолжение позновательного материала. С уважением!
Аватара пользователя
Александр В
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 13745
Зарегистрирован: 16 июн 2013, 01:50

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение Александр В »

Благодарю Вас Уважаемый Мастер Тени.
С Уважением и Благодарностью к Вам.
Аватара пользователя
***phoenix***
Сообщений: 6188
Зарегистрирован: 08 сен 2021, 14:54
Пол: Ж

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение ***phoenix*** »

Благодарю Вас, Уважаемый Мастер Тени, за знания истории некромантии.
Аватара пользователя
aida.garybian1957
Сообщений: 1071
Зарегистрирован: 16 май 2022, 21:54
Пол: Ж

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение aida.garybian1957 »

Благодарю Вас Уважаемый Мастер Тени, за статью.
Аватара пользователя
Veta46
Сообщений: 534
Зарегистрирован: 01 окт 2022, 13:23
Пол: Ж

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение Veta46 »

Благодарю Вас Уважаемый Мастер Тени за знания!
Аватара пользователя
BorodA
Сообщений: 1029
Зарегистрирован: 31 май 2022, 22:39
Пол: М

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение BorodA »

Благодарю Уважаемый Мастер Тени за статью.С Уважением.
Аватара пользователя
Shar
Сообщений: 2032
Зарегистрирован: 19 май 2023, 03:48
Откуда: New York
Пол: М

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение Shar »

Благодарю Мастер Тени. Низко Вам кланяюсь.
Аватара пользователя
Lara55
Сообщений: 870
Зарегистрирован: 06 май 2023, 21:14
Пол: Ж

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов 2

Сообщение Lara55 »

Как много всего интересного. Спасибо Вам, уважаемый Мастер Тени за статью.
С Уважением
Ответить

Вернуться в «Интересное и познавательное»