
О народе Чуди есть различные источники, различные сказания, предания, легенды и даже современные
свидетельства, о которых мы еще будем говорить.
Чудь описывают то светлой, то темной, то доброй, то злой, то нейтральной. Но я хочу вам еще раз напомнить,
что маги и настоящие соискатели должны смотреть в суть и корень, должны уметь убрать налет сказок и
предрассудков, чтобы увидеть внутреннюю суть данной народности.
Я даю вам материал из различных источников, авторы которых порой так или иначе относятся к Чуди,
кто то враждебно, кто то с благим настроем, кто то как просто к мифам итд.
Так что читайте и выискивайте те куски мозаики, которые позволят вам увидеть весь витраж в красках
и правде!
Чудь - мифический народ, персонажи мифического времени, связанные с представлениями о первопредках, персонажи легенд о древнем народе, у коми-пермян персонажи быличек, духи.
Мифы о Чуди - персонажах мифического времени, распространены в основном, среди коми-пермян. Чудь - это черные зооантропоморфные существа (поросячьи ноги, волосатость). Универсум чуди представляет собой максимально сжатое по вертикальной оси пространство, в котором расстояние от неба до земли измеряется вытянутой рукой чудинки.
Сжатость пространства обуславливает карликовость Чуди (для Чуди - трава как лес; Чудь укрывается под зубьями бороны). "Кустистость" злаков, колошение по всему стеблю (к тому же Чудь не сеет хлеб, он растет сам по себе) предполагает отсутствие голода и выражает идею благоденствия Чуди. Дети Чуди обладают способностью ходить и говорить с рождения. В совокупности эти характеристики являются выражением мифологической концепции Золотого века.
Основной пафос мифов о Чуди заключается в идее преобразования идеального мира Чуди в современный несовершенный мир. Вина за это целиком лежит на Чуди, поэтому в текстах акцентируется внимание на "неправильных", с точки зрения рассказчика, действиях Чуди, вызвавших необратимые изменения мира. Так, Чудь роет ямы на месте пахотных земель, косит сено долотом, вместо топора использует сечку, злаки жнет шилом. Зерно хранит в паголенках и т. п.
Хаотические действия и поведение Чуди выражает также идею разрушения мира карликов. Конечная точка распада обозначена мотивом "грехопадения". Чудская женщина приклеивает к небу блин, которым вытерла до этого зад ребенка. Этим она оскверняет небо, Ена, небесного бога, а также пищу, данную Еном. Сравните версии: Чудская женщина задевает небо концом коромысла и оно, оскорбившись, уходит вверх; Чудь, устав жать хлеб шилом, рвёт куст руками, Ен проклинает его и небо уходит вверх.
Происходит замена кустистых злаков, растущих "вширь", злаками с одним колосом, растущими "вверх"; начинают расти высокие белые березы. Одновременно происходит смена карликовой Чуди высокими людьми. Новые люди противопоставлены Чуди как высокие-низким, белые-черным, кроме того, люди утрачивают способность ходить и говорить с рождения, а также обретают другой (логический) тип сознания. Все это фиксируется как собственно человеческое состояние, в отличие от предыдущего, чудского как нечеловеческого. Не в состоянии приспособиться к наступившим изменениям, Чудь гибнет, погребая себя в ямах. Самоубийство Чуди вызывает появление в мире Смерти, сама же Чудь демонизируется. Таким образом, мифическое время карликовой Чуди меняется профанным (эмпирическим) временем "высоких" людей.
Гибель карликовой Чуди дублируется в различных версиях. Наиболее известные версии связаны общим мотивом найденного Чудью серпа, знака грядущих изменений. Неправильные действия по отношению к серпу вызывают гибель Чуди: 1) серп переворачивает лодку, и Чудь тонут в воде; 2) серп отрезает Чудь голову, из его утробы выползают гады, насекомые, духи и человек; 3) увидев серп, Чудь превращается в ящериц.
Демонизированная Чудь известна как чуды, но это уже мифологические существа исторического времени, принципиально отличающиеся от Чуди Золотого века. По представлениям коми-пермян чуды являются злыми духами, обитающими в темных местах, заброшенных домах, в банях, в овинах, в погребах, в лесу, в воде и т. п. Внешне они имеют облик карликовой Чуди, при этом они невидимы, но могут являться в облике человека или животного. Чуды в образе жизни подражают людям: женятся, рожают, едят, пьют, держат скот и т. п. Чудь "меняют" детей; выполняют функции святочных духов.

