
Магия, преимущественно охранная, неизменно присутствовала в повседневной жизни древних египтян, защищая их от болезней, злых сил и врагов. Каждый маг был вооружен заклинаниями, статуэтками и амулетами.
В числе пассажиров был житель Мемфиса, один из этих священных писарей, человек, вызывающий восхищение своими знаниями, сведущий во всех науках египтян. Говорили даже, что он провел двадцать три года в подземных святилищах, где сама Исида наставляла его в магии. Когда приходили мы на постоялый двор, этот муж брал дверной засов или метлу и, произнося над ней какое-то заклинание, заставлял ее двигаться. Вещь черпала воду, ходила покупать съестные припасы» (Лукиан, «Любители лжи», II век).
Несмотря на то, что это описание больше напоминает диснеевские мультфильмы, чем реальную жизнь того времени, оно отражает веру в мощь магии, которая в Древнем Египте была поистине вездесущей.
Люди верили, что магия имеет божественное происхождение. Боги прибегали и прибегают к ней постоянно, чтобы сотворить мир и поддерживать порядок в нем. И они даровали ее людям «как оружие, чтобы противостоять происходящему». Действительно, египетская магия была, прежде всего, охранной: она предназначалась для защиты царства и его обитателей от злых и разрушительных сил.
Магия — это область знания, которая изучалась, как ритуалы, медицина или литература. Она была основана на идее, что слово обладает магической силой творения: произнести слово — значит создать или же завладеть названным существом или предметом. Произнеся соответствующее заклинание, любой египтянин мог, например, совершить погребальное приношение умершему. Помимо силы имен, магия также опиралась на силу образов. Любое изображение живого существа или предмета могло использоваться для «захвата» части его духовной сущности. Простое изображение сцены сбора урожая, охоты или рыбной ловли отчасти обеспечивало умершего хлебом насущным.
Таким образом, в Древнем Египте маг вовсе не был человеком, которого все избегали и боялись, скорее наоборот. Он брал пример с величайших волшебников — богов и фараона — и его почитали все египтяне.

Толкование сновидений

Вот несколько толкований сновидений, изложенных в папирусе Честера Битти III эпохи Рамессидов: «Если человек во сне видит себя собственноручно забивающим быка, это к добру: такой сон означает, что он убьет своего противника. Есть крокодила — к добру: это означает действовать, как чиновник со своими подчиненными. Погрузиться в реку — к добру: это означает очищение от всякого зла. Хоронить старика — к добру: это означает процветание. Обрабатывать камень дома — к добру: это означает мужчину дома. Видеть свое лицо в зеркале — к худу: это означает новую супругу. Совокупляться с женщиной — к худу: это означает траур. Видеть, как загорается твоя кровать — к худу: это означает прогнать жену. Обуваться в белые сандалии -к худу: это означает скитаться. Быть укушенным собакой — к худу: это означает стать объектом порчи».

Целительная магия

В те времена с магией была неразрывно связана не только религия, но и медицина. Врачеватель использовал лекарственные средства, чтобы исцелить физические проявления болезни, в то время как маг сражался с самой причиной недомогания. Недомогания, которое могло быть вызвано враждебной волей богов, умерших или иных сущностей. Маг пользовался специальными сборниками заклинаний, которые он адаптировал для каждого конкретного случая, а также различными техниками. Одной из таких техник был перенос. Вот как это выглядело: к больному подводили какое-нибудь животное и принуждали болезнь переселиться в него: «Чары для исцеления мигрени.
Голова такого-то, сына такой-то, есть голова Осириса Оннофриса, на голову которому возложили триста семьдесят священных змей, изрыгавших пламя, чтобы заставить ее покинуть голову такого-то, сына такого-то». Еще одной техникой было уподобление. Маг формально уподоблялся какому-нибудь из божеств, чтобы получить его силы. Он заявлял злу, что оно не имеет над ним никакой власти, или же отдавал ему приказания. «Ты пришел, чтобы завладеть этим человеком. Я не дозволяю тебе им завладеть», — говорил чародей привидению. И, если этого оказывалось недостаточно, маг бесстрашно угрожал божеству или сущности, вызвавшей болезнь, обещая, что того постигнут самые страшные беды, если больной не будет исцелен.

Магические обряды

Если говорить о магических практиках, то здесь еще одним интересным примером врачебной и охранной магии могут послужить стелы исцеления. Они ставились в общественных местах и представляли собой статуи человека или божества, покрытые магическими надписями. Эти стелы должны были защищать людей от таких потенциально опасных животных, как крокодилы, скорпионы или змеи. Так, чтобы получить защиту от них или исцелиться от их укуса, достаточно было испить воды, которой поливали статую, чтобы сообщить ей ее магические свойства. Кроме того, чтобы защититься от сверхъестественных и обычных опасностей, можно было выпить воду, в которой растворили чернила магического заклинания. Отметим, что заклинания всегда записывались на новых листах папируса и иногда сами по себе служили талисманами. И наконец, египтяне прибегали к любовным чарам, которые также были основаны на символической силе имен.

Порча и черная магия

При случае древнеегипетская магия могла быть не только охранной, но и атакующей: например, маги наводили порчу на своих врагов при помощи заклинаний проклятия или специальных статуэток. Они изготовлялись из воска или глины, затем на них вырезалось имя или имена врагов, после чего изделия уничтожали, что обезвреживало людей, которых они изображали. Этот обряд, отмечающийся исследователями начиная с эпохи Древнего царства и заканчивая Поздним периодом, чаще всего использовался при дворе для защиты Египта и фараона от нападений чужеземных правителей. Куда реже к нему в преступных целях прибегали частные лица. Так, в период правления фараона Рамсеса III такой обряд был совершен заговорщиками из гарема. При помощи украденных царских магических текстов этот преступник попытался навести порчу на стражей гарема, используя для этого заклинания и восковые статуэтки. Другой хрестоматийный пример черной магии: главный чтец Убаона убил своего врага при помощи воскового крокодила, которого он оживил заклинанием. В некоторых заклинаниях греко-египетского происхождения упоминаются также злые боги, являвшиеся в кошмарах.
Кроме того, археологи находят статуэтки, пронзенные маленькими стрелами, гвоздями или ножами; в западноевропейской традиции точно так же использовались иглы. Однако в Древнем Египте это была скорее охранная магия, поскольку ее целью было обезвредить враждебные сущности, которые в любой момент могли ожить. К слову, для того же в иероглифической письменности «расчленялись» все опасные животные.

Заклинание, защищающее от крокодилов

«Папирус Харриса», который выставляется в Британском музее, содержит заклинание, отпугивающее крокодилов: «Первое заклинание из всех песен воды, о котором один маг сказал: «Не открывайте ее простому человеку! Это секрет Дома Жизни. О, яйцо воды и плевок земли, скорлупа яйца божественной эннеады, великих на небесах, великих в нижнем мире… прославленных на остове Ножей, только благодаря тебе я спасся от вод. Я выйду с тобой из твоего гнезда. Я — Мин из Копта…» Это заклинание следует произносить над глиняным яйцом, вложенным в руку человека, стоящего на носу корабля. Если что-то появляется на поверхности, его бросают в воду».
Эти маленькие предметы самых разных форм должны были отвращать зло как от живых, так и от умерших. Иногда сделанные очень грубо, а иногда — настоящие произведения искусства, чаще всего они изготавливались из литого фаянса, или же из дерева, стекла и камней, порой редких. Обычно их носили на шее как подвески, чтобы защититься от болезни или излечить ее, чтобы отвратить опасности любого рода, угрожающие людям в неблагоприятные дни календаря, а также, чтобы защититься от злых чар, наведенных кем-то из врагов. В первом случае рекомендовалось также носить завязанный в узел камыш или несколько переплетенных перьев лука. Что же до беременных женщин, то они обычно носили амулеты в виде богини-бегемотихи Таурт или доброго духа Бэса. Амулеты, изображающие царские эмблемы, позволяли получить часть власти фараона, а изображения животных сообщали носителю их качества и силу. И наконец, были распространены амулеты в виде иероглифических знаков, дававшие носителю то, что они символизировали: уровень каменщика приносил стабильность, стебель папируса — юношескую силу… Самыми популярными амулетами египтян были скарабей, столп джед, уаджет и узел Исиды.
Скарабей. Это, пожалуй, самый важный древнеегипетский амулет. Его клали умершему под сердце, и он становился вместилищем сознания и символом воскресения. На самых крупных скарабеях вырезана цитата из «Книги мертвых», призывающая сердце не свидетельствовать против умершего на божественном Суде.
Столп джед. Столп джед, изображенный в виде ствола дерева или каменного колышка, долгое время считался осирическим символом. Это омофон слова, которое он символизирует, и которое означает стабильность и долговечность. Уаджет — око бога Гора, чудесным образом возвращенное владельцу после того, как оно было вырвано Сетом. Этот амулет представляет собой подведенный глаз с отметиной, характерной для глаза сокола. Традиционно глаз уаджет был символом здоровья, плодородия и ясновидения.
Узел Исиды. Хотя первоначальное значение этого амулета неизвестно, позднее он был отождествлен с силой Исиды и с ее магией. Действительно, при помощи завязанной узлом веревки Исида вернула жизнь Осирису. Эта богиня обладает защитной силой: «У тебя есть твоя кровь, Исида, амулет, ставший защитой этого великого бога, обуздывающий того, кто причиняет ему зло», — вот что говорится об амулете в «Книге мертвых».

Транс

Состояние транса, когда египтянин проводил ночь в храме, чтобы получить во сне пророческие откровения от бога, было, прежде всего, уделом царей. Одно из самых удивительных сновидений, известных нам, изложено на так называемой Стеле Сфинкса. Царевич, ставший впоследствии фараоном Тутмосом IV, возвращаясь однажды утром с охоты в пустыне, заснул в тени сфинкса Гизы. Во сне ему явился бог Хармахис и упрекнул его в том, что статуя заброшена и наполовину погрузилась в песок. Став царем, Тутмос не забыл о жалобах бога и приказал восстановить сфинкса. Подобный транс как обряд, доступный каждому, отмечается только начиная с Позднего периода. Так, «Книга мудростей» сообщает нам: «Бог создал сновидения, чтобы указать путь людям, когда они не могут предвидеть грядущее». Однако это грядущее далеко не всегда предрекается ясно, и тогда на помощь приходят «Толкователи сновидений», в которых изложены всевозможные сны и их толкования. Если же одно из таких сновидений предвещает недоброе, беду можно отвести, обратившись к магической силе Исиды.