В Угличе практически все музеи частные. Один из них музей нечисти или как он официально называется – музей мифов и суеверий русского народа, о котором и пойдет речь сегодня. Среди туристов он пользуется популярностью, сюда же часто привозят экскурсионные группы.
Мы же в этот музей приехали в индивидуальном порядке и, если честно, «на авось». Дело в том, что на всех ресурсах (включая официальный сайт) размещено сообщение о том, что музей открывает двери перед посетителями по предварительной записи. Но нам можно сказать повезло, нас приняли без всяких формальностей (но стоит отметить, что это был выходной день, когда туристов в этой местности было полным-полно).
Ждали, нужно сказать, не очень долго.
В Наше время баба Яга за хлебом на такси на Хамерах не ездила, видимо у музея все хорошо.
Экспонаты музея — это упыри, вурдалаки, домовой, кикимора подружка arctic-inga.ru и другая нечисть, в которую верил русский народ. Здесь же собрана бытовая утварь, использовавшаяся для магических целей, талисманы и обереги.
На юге Руси колдовством традиционно занимались женщины достаточно молодого возраста. Было принято считать, что это либо старая дева, либо молодая вдова. Недолюбливали всевозможных колдунов и ведунов при жизни, но и после смерти их боялись. Дело в том, что, если захоронить таких людей неправильно, не определенным образом то они после смерти могли превратиться в существ, которые по ночам вставали из гроба и пили кровь из живущих.
Таких существ называли упырями. С легкой руки Александра Сергеевича Пушкина в последующем их стали именовать вурдалаками, а вот вампирами обозвали их не у нас, а в Европе. И всего лишь в 19 веке. Так писателю Брэму Стокеру очень понравились истории про Дракулу, написанные русским писателем, историком Фёдором Курицыным еще в 16 веке. Ну а Стокер своего литературного персонажа обозвал вампиров (то есть кровопийцей) по названию летающей мыши. Ну и с тех пор они по Европе и летают.
А захоронить таких существ нужно было специальным образом – положить ничком, то есть лицом вниз, так как считали, куда лицо направлено, туда тело и пойдет. В глубине земли заблудится, назад уже больше не вернется.
Наш экскурсовод (как я понял без него осматривать музей не только нельзя, но и совсем не имеет смысла) живенько и с выражением рассказал нам различные древние поверья и мифы русского народа. Было очень интересно его слушать, так как он это все рассказывал как настоящий актер, поэт, в общем с выражением, дети заслушались. Нам он выделил минут 20-30. Но надо сказать, что за это время он поведал нам много всего интересного, но явно не всё.
А вы знаете, кто такая Баба Яга? Яга или Ага, в переводе с тюркского или других древних языков обозначает старейшина или главная. Так во времена матриархата самая мудрая женщина рода управляла всем поселением. Но матриархат канул в лету, а до нас это имя дошло только в сказках.
Ну, а в сказках Яга является мифологическим персонажем, которая охраняет вход в Кащеево царство, то есть в мир иной. Также в сказках зашифрован древний обряд инициации, то есть посвящения юношей в статус мужчины, воина. А происходило это следующим образом. Юноша достигавший определенного возраста отправлялся в лес, там его ждала избушка, напоминавшая собой зверя. И стояла такая избушка на высоких пнях, корни которых нередко напоминали «куриные лапки». Не имела эта избушка ни окон, ни дверей, а имела единственный лаз снизу, это был ее символический род, а в коньке имела голову жертвенного животного.
Юноша залезал в избушку, она его как бы проглатывала, тем самым он попадал в мир иной. В сказках в этом мире главный герой сражается с негативными персонажами. На самом же деле внутри он проходил ряд испытаний. Встречал его внутри жрец, переодетый в женщину. Ну, а в сказках это и была Баба Яга. Этот жрец и помогал юнцу проходить обряд. По его завершению молодой человек выходил из избушки как бы заново родившимся. Ему давали новое имя, присваивали новый статус. И становился он полноправным участником всей взрослой жизни поселения и ему разрешали жениться. Именно поэтому в наших сказках, когда главный герой побеждает злых персонажей, он домой возвращается с невестой или она его уже поджидает дома.
Подводя итог могу сказать, что если захочется как-то разнообразить культурную программу во время пребывания в Угличе, то имеет смысл сюда заглянуть, но явно не в первую очередь. Для любителей сказок и народных «страшилок» здесь найдется чем «поживиться». Но стоит иметь ввиду, что с впечатлительными маленькими детьми идти сюда не стоит.
Если всё-таки соберётесь, то лучше сюда идти индивидуально, а не с большой группой, так как места в доме совсем мало. Нам лично понравилось.