В системе верований шумеров Энки (известный также как Эа у аккадцев и вавилонян) считался одним из важнейших божеств. Первоначально Энки почитался как бог пресной воды и служил покровителем города Эриду (первый город, возникший в мире).
Однако со временем влияние Энки росло, и люди стали считать, что это божество властно над многими другими сторонами жизни, включая хитрость и озорство, магию, творчество, плодородие и интеллект. В новошумерском тексте “Энмеркар и владыка Аратты” восхваляется уже более поздняя версия Энки:
мудрый и знающий владыка Земли,
знаток богов, избранный за мудрость,
владыка Эридуга,
изменит речь в их устах тех,
кого он поместил там,
и так речь человечества станет поистине единой”.
Согласно шумерам (и аккадцам), Энки был сыном Ану, бога неба. В вавилонской “Энума Элиш” Энки, напротив, назван сыном Апсу, первобытного пресноводного океана под землей.
Энки также считался сыном Намму, первозданной богини-матери, породившей небо и землю. Женой Энки была Нинхурсаг, а детьми – Асарлухи, Энбилулу и Мардук.
Многое из того, что мы знаем сегодня об Энки, почерпнуто из литературных произведений Месопотамии, дошедших до нас за тысячелетия. Существует ряд сказаний, в которых Энки играет главенствующую роль. Одна из самых известных – “Энума Элиш”, вавилонское сказание о сотворении мира.
В этой истории Энки был потомком Апсу и Тиамат, олицетворявших соответственно пресную и соленую воду. Энки и его братья и сестры начали шуметь, что разгневало Апсу, так как это мешало ему спать. Апсу решил уничтожить своих детей, но Тиамат рассказала о его плане Энки. В результате Энки решил нанести удар первым, усыпив отца, а затем убив его. В дальнейшем развитии истории Энки уже не является главным героем, так как его затмевает сын Мардук.
Энки играет важную роль и в другом аккадском/вавилонском мифе – Атрахасисе, который является месопотамской версией Великого потопа. В этом мифе Энки был ответственен за создание человечества, которое должно было служить богам.
Раса людей начала быстро размножаться, и Энлиль, главное божество, стал раздражаться от их шума. Поэтому он решил сократить численность людей, посылая на них катастрофы. Однако каждый раз люди обращались к Энки, который подсказывал им, что делать, чтобы выжить.
Наконец, Энлиль решает раз и навсегда уничтожить человечество великим потопом. Энки не в силах остановить замысел Энлиля и решает отправиться на землю, чтобы спасти одного хорошего человека – Атрахасиса. Энки велит ему построить ковчег, и ему удается спастись от гнева Энлиля.
Однако остальной человеческий род был уничтожен. Тогда Энлиль предлагает создать человека заново, но при этом он будет менее плодовитым, с меньшей продолжительностью жизни и более уязвимым, чем его предшественники.
В некоторых мифах Энки считается отцом богини Инанны, еще одного главного божества шумерского пантеона. Например, в известном мифе “Сошествие Инанны” Энки придумывает план спасения своей дочери из подземного мира, когда ее убивает Эрешкигаль, ее сестра. Он посылает демонов, чтобы те обманом заставили Эрешкигаль отдать им тело Инанны, которую они затем воскрешают.
В мифе, озаглавленном “Инанна и Энки”, два божества вступают в состязание по выпивке, в ходе которого Энки, будучи совершенно пьяным, отдает своей дочери все месы, т.е. дары цивилизации. На следующее утро, осознав содеянное, Энки послал своих последователей за месами. Однако Инанна благополучно вернулась в свой город Урук. Поняв, что его обманули, Энки ничего не оставалось, как заключить мир с Инанной и городом Уруком.
Можно сказать, что в приведенных выше мифах Энки воспринимался как мудрый и благожелательный бог, заботящийся о человечестве. Кроме того, можно сказать, что его сила заключалась в его хитрости и умении выбраться из самых сложных ситуаций.
И этот «хитрец» затем берет под свою божественную опеку семитского пастуха Абрама, заключая с ним договор и называя себя новым именем. И тут начинается уже другая интересная история. Новые лики, новые имена, но старые боги. Они с нами здесь и сейчас.
«Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов» (8:30).
А когда в каноне празднику Сретения Господня мы встречаем фразу «из Пребожественных бо недр Хитрец прошед Христос» (ибо из глубин божества произошел Христос Хитрец». И также "ни дело́м вне́млюще позна́ша Хитреца́" (и, рассматривая изделия, не признали их Бога-Хитреца (Прем. 13, 1).