«Припаси посох на путь, а слово на ответ», – гласит старинная поговорка.
Ответное слово, подходящее и не очень, почти всегда у каждого найдётся,
а вот посох у странствующих в наше время можно увидеть крайне редко.
Посох, трость – особая палка, основное значение которой – поддержка при ходьбе.
Как правило, на посох опираются, и он придаёт устойчивость. Этот пророческий атрибут,
пришедший к нам из древности, по праву можно считать самым первым предметом,
которым пользовался человек. У первого человека и пророка – Адама – был посох,
которым он пользовался, и после его смерти потомки долгое время передавали этот
предмет от отца к сыну. Среди вещей, которые Пророк Нух поднял на свой корабль во
время потопа, был табут со священными писаниями, Хаджар аль-асвад (чёрный камень),
а также посох Адама (мир ему). Этот посох со временем достался Пророку Салиху (мир ему).
Племя Самуд, к которому он был послан, потребовали показать им чудо, чтобы из расколовшейся
скалы вышла верблюдица с детёнышем. Это было их условием для принятия веры в Аллаха.
Тогда Салих встал, совершил два ракаата намаза и, воздев руки, обратился к Аллаху .
Потом, взяв посох Адама , подошёл к скале и ударил по ней посохом. Скала стала стонать,
как роженица, и у всех на глазах из неё вышла верблюдица с детёнышем и отчётливо произнесла:
«Ла илаха илла-ллах, Салих – расулуллах» («Нет бога, кроме Аллаха, и Салих – Его пророк»),
хотя обычно животные не имеют дара речи. Когда Пророк Муса стал зятем Пророка Шуайба
и договорился десять лет пасти его овец, Шуайб отвёл Мусу в комнату, на стенах которой были
развешаны посохи, и предложил новому пастуху взять любой из них. Муса протянул руку,
и ему попался красный посох, но Шуайб велел оставить его. Снова Муса протянул руку,
и опять попался тот же самый посох, и Шуайб опять приказал повесить его на место.
Но сколько бы раз Муса ни протягивал руку, ему попадался один и тот же посох,
и Шуайб , наконец, позволил взять его. Шуайб сказал, что этот посох дарован Аллахом
Пророку Адаму в Раю, и завещал свято оберегать его. После этого посох остался у Мусы.
В различных мистических традициях ислама на посохах писали или особые аяты священного Корана
или определенные магические письмена хирзы и талсимы для различных целей.
Например писали формулу для удачного путешествия и защиты во время пути, писали
формулу защиты от джинов и злых духов гулей, писали защитные слова и имена Аллаха
и ангелов для различных целей.
В одной маленькой рукописной талисманной книжечке, которые были распространены у
турков, татар, башкир и соседних культур приводится несколько магических формул,
которые наносятся на посохи для той или иной цели.
Например данная формула:
جل مل عل ال ا ا ا ا ك ٧٦٤٤١ ل ل ل ٨٣٣١٢٥ ن ن ن ا ا ا
чертится на посохе в любой из первых трех дней новолуния или на листочке бумаги, а потом
прячется в рукоять посоха для того, чтобы у человека был авторитет и его все слушали и внимали ему.
После изготовления и всех дел необходимо держа посох в правой руке сказать суру "Каусар" 5 раз.