Продолжая выкладывать темы про чудесный народ чуди, хочу предупредить любознательных и ищущих настоящие и серьезные древние знания - вы должны уметь "очищать зерна от плевел", чтобы смахнув
налет мифов и наростов от народных чудачеств, увидеть истинную суть и историю данного чудесного другого народа.
Чудь в литературе.
Этот народ довольно часто упоминается в древних летописях, которые сообщают как о союзе чуди со славянами и варягами, так и об их противостоянии. Например, известно, что в 882 году чудь участвовала в военном походе князя Олега на Смоленск, в 907 они вместе шли на Царьград. А 1030 год ознаменован победой Ярослава Мудрого над чудью.
В своих исторических трудах упоминал чудь и Михаил Ломоносов. В «Древней российской истории» он писал, что «старобытные в России обитатели» славяне и чудь соединись в один народ, призвав на княжение варягов-россов, которые по роду своему относились к славянам. Многие земли, которые были чудским народом обитаемы, после этого события славянами наполнились. «Чудь часть с ними соединилась, часть уступив место, уклонилась далее к северу и востоку». Также Ломоносов пишет о чудском языке и топонимах:
«…рек, городов и целых областей Чудские имена в России (остались), особливо в Восточных и Северных краях. Немалое число Чудских слов в нашем языке обще употребляется».
Многие народные предания о чуди записал фольклорист Павел Петрович Бажов. С чудью связывали места разработки рудников. Например, один из первых уральских рудников – Гумешевский в Свердловской области (когда-то самое крупное месторождение малахита). Считается, что он находился на месте древних чудских копей. По слухам, даже заводы Демидовых были построены в подобных местах: дескать, заводчики ориентировались по чудским меткам. Уральская Азов-гора очень тесно переплетается с легендами об этом народе. Местные жители рассказывают, будто в 1939 году школьники нашли под ней бронзовые фигурки птице-людей, которые были сделаны чудскими мастерами.
У Бажова есть сказ «Дорогое имячко». По его сюжету леса и пещеры у Азов-горы когда-то заселяли «стары люди», не русские и не татары, а неизвестно, какой веры. Были они к золоту и драгоценностям равнодушны, мастерили для быта предметы из меди. Но вот узнали «новые насельники» о том, что места эти богаты самородками, и стали теснить старых людей. Прибился к старым людям раненый казак и стал учить их защищаться оружием. Влюбился он в дочь старшины – смелую, расторопную и страсть какую красивую девку. «Глаза, как угольки, щёки, как розан расцвел, коса до пяток», и танцевать и петь мастерица. Одно только плохо – «сильно большая была. Прямо сказать, великанша». Финал у этой истории трагический: казак от ран не смог оправиться, а разбойники с пушками выгнали старый народ с горы. Прощаясь с зазнобой, казак обещает ей:
«Будет и в нашей стороне такое времячко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые расти станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет твое дорогое имячко. И тогда зарой меня в землю и смело и весело иди к нему. Это и будет твой суженый».
И вот гора закрылась, все ходы её завалены, никому не попасть в пещеры старых людей. Лишь знающий человек, которому ведомо имя великанши-хранительницы, в силах отворить гору.