Такие случаи часто встречаются в мифологической литературе, где приведены описания этих случаев. Выглядят эти случаи как «Огонь» или «Удар Светом». Это происходит из-за того, что разрушающая сила Духа и ее действие, возводящее ввысь, выражена в огненной стихии
Один из разделов Талмуда, Мидраш, для описания невыносимого использует понятие «огонь». Этот огонь не выносит ничто материальное и одухотворенное. Считается, что этот огонь пожирает любой другой огонь. Пример этого – Творец защищает Моисея от духовного огня, который исходит от ангелов. Это описано в том же мидраше.
Термин «Огонь» в данном случае это – нечто невыносимое, гибельное. Это болезненное присутствие Бога, настолько сильное, что его не может выносить человек. Это присутствие активного начала Мироздания.
Поговорим о примерах. Если взять талмудический трактат Бава Меция, то в нем мы можем прочитать рассказ о том, как праведник рав Хийя молился о прекращении засухи. Рав Хийя пришел в синагогу. Когда он начал читать «Восемнадцать благословлений», молитву Шмоне эсрэ, и произнес «Он повелевает ветрам дуть», то в ответ на слова молитвы подул сильный ветер. Когда же были прочтены слова «И повелевает дождю лить», то в ответ хлынул ливень. И дальше должны были прозвучать слова «И воскрешает мертвых». И тогда на небесах испугались, что преждевременно умершие восстанут, до прихода Мессии. Тогда Всевышний воскликнул: «Кто открыл людям сии духовные тайны?» Ангелы ответили на его вопрос: «Пророк Илия». Тогда в ответ на эти слова пророка Илию поразили шестьдесят огненных розог, пульсей де-нура. Тогда Илия сошел на землю, он выглядел как «пылающий медведь». Пророк успел выдворить из синагоги рава Хийю, пока не были произнесены слова о воскрешении мертвых. Если сказать другими словами, то ситуация, в которой человек приобрел преобразующую и творческую мощь Бога, привело к тому, что косвенная причина, а точнее – виновник этого «изменения статуса» - пророк Илия был травмирован.
Если говорить об ускорении эволюции, то, как считает каббала, такое быстрое протекание процесса, тем более без специальной подготовки, травматично даже для ангелов, не говоря уже о человеке.
Есть история о четырех мудрецах, которые попали в рай. В ней содержится весьма интересный эпизод. Вот как это описывается:"Зашел Другой и увидел Метатрона, ангела — писца книги судеб. Ошибся Другой, приняв его за Бога и не раскаялся в своей ошибке, хотя и видел 60 Пульсей-Де-Нура ( _ar. ????? ?????, «удар огня»- слово "пульса « — „удар“ заимствовано из латыни — образное выражение в талмудической литературе, означающее «болезненное наказание на уровне нефизического, сущностного мира»), бьющих по ангелу и убирающего того с места Шхины. Тогда получил Метатрон вычеркнуть все заслуги Другого, что были у него до этого."
Метранона, который восседал на троне рядом с Богом, видел Элиша Бен Авуйе. Он подумал, что две силы могут действовать во вселенной, это Бог и Метранон. Так вот, Ангел, который стал причиной ошибки Элиша Бен Авуйе в оценке статуса, тоже получил травмирующие последствия. Т.к. мудрец подумал, что он увидел Бога, то Ангел был наказан. Имеются слова о том, что Архангела Гавриила тоже постигло наказание, его постигли «Удары света».
Если говорить о древних временах, то на Ближнем Востоке возможность «лицезреть Бога» считалась признаком высочайшего духовного статуса, близости человека к Богу. Поэтому так много историй о том, как гибли люди, пытаясь заглянуть в Ковчег Завета и увидеть там Бога, который присутствует в Ковчеге. Если посмотреть на историю, то уже в самом начале существования Ковчега были свидетельства о том, что за нарушение традиций культа два старших сына Аарона пострадали. Они были сожжены «огнем от Господа» - вырвавшееся из Ковчега пламя сожгло их. Позже, когда евреи боролись с племенами, населявшими «землю обетованную», произошло сражение израильтян с филистимлянами. Израильтяне потерпели поражение, и Ковчег Завета оказался у филистимлян. Ковчег был привезен в Азот – город филистимлян и помещен в храм. Началось паломничество – многие люди желали своими глазами увидеть Ковчег и заглянуть внутрь него. «И отяготела рука Господа над азотянами, и Он наказал их мучительными наростами». После этого опасный трофей передали в другой город филистимлян – Гефу. В Гефе случилось тоже самое – тех, кто заглядывал в Ковчег, постигали внезапные болезни и смерть. Не научившись ничему, филистимляне передали Ковчег в третий город. В Аскалоне людские толпы также пошли смотреть на Ковчег.
Результат был предсказуем. «Весьма отяготела рука Божия на них». Любопытствующие были наказаны – начались заболевания и массовые смерти. В итоге филистимляне поняли опасность, и Ковчег Завета был отдан израильтянам обратно. Ковчег Завета погрузили на телегу, в которую впрягли двух коров и направили их к Вефсамису, израильскому городу.