

9 в шаманизме — это число предела, абсолютной достаточности и совершенства. В легендах Месоамерики, Великий Дух (число 0 и 9 одновременно) имеет девять сыновей и дочерей, именуемых Властелинами Времени и Пространства. В центральноазиатском шаманизме, Вселенная состоит из девяти слоев, а Мировое Древо, пронизывающее Нижний, Средний и Верхний миры, имеет 9 ветвей, на которых лежат 9 гнезд — душ не рожденных шаманов.
Пара 1 и 8 — это первое движение, идущее из Пустоты (1) и Полноты (8) одновременно. Она характеризует манифестацию изначальной Силы, про которую нельзя было раньше сказать ничего, кроме того, что она есть. Согласно буряткой Мифологии, когда Земли еще не было, в Океане плавали серебряный столб (1) и золотая женская утроба (8). Вот они соединились, и из пены от трения появился Мир. Это было рождение Матери-Прародительницы, мистического животворящего начала, выделившегося из Первичного Океана, хаоса и бездны (0 и 9). Числа 2 и 7 делают возможным познание через экстатический опыт. Они соотносятся с силами Неба и Земли, душой и материей, тьмой и светом. 3 и 6 — это числа гармонии, рождение третьей Силы через соединение противоположностей. Эта Сила есть созидание. Последняя пара, являющаяся центральной в ряду, — это 4 и 5. Как уже неоднократно разбиралось, ромб и крест, составляющие символы этих величин, соотносятся с понятием женского и мужского.
Если исходить из центра отрезка вибрирующих величин, то есть из 4 и 5, то движение будет происходить по направлению к Пустоте (0) и Полноте (9). Слияние 4 и 5 дает рождение (3 и 6).
В анимизме, каждая вещь, помимо материальной оболочки (7) имеет душу (2). Материальная оболочка необходима для воплощения и выражения души (1 и 8). И то и другое есть единое Целое, стремление Пустоты за наполнением и движение Полноты к реализации и опустошению. Этот круговорот является основой шаманской философии, согласно которой, все вещи могут быть рассмотрены через мужское и женское начало, присутствующие в них.
Помимо приведенных обозначений цифр точками, имеющими под собой мировоззренческий и мантический характер, существовали и другие способы, имевшие существенное различие у разных народов. Например, у тюрков Южной Сибири использовались рунические знаки, а на Чукотке - пиктограммы, известные как иероглифы Теневиля (рис. 135).
