ЗЕРКАЛО МАЙА

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Сообщений: 40251
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:57

ЗЕРКАЛО МАЙА

Сообщение ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ »

Изображение

В индийской мифологии есть такая удивительная вещь - зеркало Maja, в котором бог Брама испокон веков видит себя и все чудеса своего могущества. Именно от слова maja и произошли впоследствии слова magus ("маг"), magia ("магия"), image ("образ"), imagination ("воображение). Любопытная связь, не правда ли?
Русское слово "зеркало" произошло от латинского speculum, которым обозначали этот предмет. В свою очередь от слова
speculum произошли другие: sprеctus ("вид"), species ("зрение", "взгляд"), spectaculum ("зрелище, представление, спектакль"), aspectum ("аспект, точка зрения"). Интерсные вырисовываются "родственники" у зеркала! Но как же родилось оно само?

История зеркала началась уже с третьего тысячелетия до нашей эры. Их делали еще в Древнем Шумере, Индии и Египте. Древнейшие металлические зеркала почти всегда были круглой формы, а их оборотная сторона покрывалась узорами. Для их изготовления применялись обсидан, бронза и серебро. Многие зеркала дошли до нас благодаря обычаю древних египтян экипировать своих усопших многочисленными предметами из земной жизни, чтобы и в царстве мертвых человек чувствовал себя комфортно. И сегодня, зайдя в музей, можно полюбоваться на зеркальце, в которое несколько тысячелетий назад гляделась египетская модница.
А вот первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в 1 веке нашей эры: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле, что сразу было оценено римскими матронами. Греческий философ Сократ предписывал юношам чаще смотреться в зеркало - чтобы те, кто обладает достойной внешностью, не обезображивали ее пороками, а те, кто уродлив, заботились о том, чтобы украсить себя добрыми делами.

Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке. Но они были… вогнутыми. Тогдашняя технология изготовления не знала способа «приклеивать» оловянную подкладку к плоскому куску стекла. Поэтому расплавленное олово попросту заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали ее на куски. Только три века спустя мастера Венеции с острова Мурано додумались, как покрывать оловом плоскую поверхность.
Однажды муранские стеклодувы на гладком куске мрамора разостлали листок олова и полили его ртутью. Олово растворилось в ртути, получилось то, что называют амальгамой. На нее наложили кусок стекла, и серебристая блестящая пленка амальгамы толщиной с папиросную бумагу плотно пристала к нему. Позже в отражающие составы стали добавлять золото и бронзу, поэтому все предметы в зеркале выглядели красивее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна. В 1500 году во Франции обычное плоское зеркало размером 120 на 80 сантиметров стоило в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля
Секрет этот венецианцы хранили в строжайшем секрете более 200 лет. Это была вынужденная мера. Они жили на острове Мурано, на который добраться можно было только по воде. Выезд с острова им был запрещён под страхом тюремного заключения и даже смертной казни. Никаких иностранцев на остров не допускали. И из поколения в поколение, от мастера к мастеру передавались секреты изготовления чудесного стекла. Никто, кроме муранцев, не знал, что качественное стекло можно получить, если прокатать его ещё красно-раскалённым по медной полированной поверхности. Именно этот способ позволял добиться хрустальной прозрачности стекла. А приклеивать к нему оловянную фольгу следовало при помощи ртути. И были ещё десятки разных способов полирования, придания глубины отражения.
Желание иметь как можно больше чудесных венецианских зеркал в парадных залах и будуарах дворцов завладело в XVI веке многими монархами Европы, особенно их жёнами. Они буквально соревновались друг с другом по количеству приобретённых с острова Мурано зеркал. А венецианские мастера, подогревая этот интерес, соревновались друг с другом в создании оригинальных форм, делали их всё лучше и краше, инкрустировали золотом, серебром, отделывали драгоценными камнями.
Перед соблазном приобрести для покоев королевского дворца венецианские зеркала не устояла и королева Франции, дочь великого герцога Франческо I Тосканского Мария Медичи, большая любительница живописи. К свадьбе с Генрихом IV в 1600 году она заказала в Венеции для своего зеркального кабинета 119 зеркал.
Венецианцы выполнили все условия заказа и неплохо заработали. В знак благодарности они послали свой подарок - особое свадебное зеркало. Это было по-настоящему королевское подношение. Зеркало находилось в золотой раме, украшенной агатами, смарагдами, ониксами. Типичная венецианская мозаика ажурной линией обрамляла все каменные украшения. Это было произведение искусства.
Мария Медичи смотрелась в него, любовалась, но похвастаться неожиданным приобретением было не перед кем. Её супружеская жизнь с королём Генрихом IV не налаживалась, после свадьбы они отдалились друг от друга и уже не сближались. Особых подруг из царственных семейств у неё не было. После убийства Генриха IV в 1610 году, когда подозрение пало на Марию, она замкнулась и стала заниматься воспитанием своего сына, будущего короля Людовика XIII. Всё своё время она уделяла отделке покоев в Люксембургском дворце в Париже.
Мария боролась за власть разными способами: лестью, подкупом, - но удержать её не удалось. Её сын Людовик XIII, едва сев на трон, приказал удалить мать в старинную резиденцию французских королей Блуа. Люксембургский дворец опустел. В Париж её больше никто не звал. Сегодня зеркало Марии Медичи хранится в Лувре.
" Именем Йод Хе Bay Хе человек повелевает Природой. Именем Адонаи он покоряет царства. Тайные же силы, кои составляют владения Гермеса, все как одна повинуются тому, кто знает, как надлежит правильно произносить невыразимое имя Агла."

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Паола
Сообщений: 18626
Зарегистрирован: 29 фев 2016, 05:06
Откуда: Челябинск

ЗЕРКАЛО МАЙА

Сообщение Паола »

Благодарю Вас Магистр Ипсиссимус за познавательный материал. С уважением!
Аватара пользователя
dysha
Мастер
Сообщений: 9385
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:05
Откуда: Украина
Пол: Ж

ЗЕРКАЛО МАЙА

Сообщение dysha »

Очень интересная история зеркал, благодарю Вас Магистр.
С уважением.
Это только кажется, что за все платят деньгами. За все действительно важное платят кусочками души.
Аватара пользователя
Макошь
Сообщений: 10553
Зарегистрирован: 22 авг 2019, 20:35
Пол: Ж

ЗЕРКАЛО МАЙА

Сообщение Макошь »

Благодарю Вас, Магистр Ипсиссимус, за Ваш труд и интересный исторический экскурс в мир зеркал. Храни Вас Бог!
С уважением и благодарностью.
Аватара пользователя
Яна Свет Леонидовна
Сообщений: 16794
Зарегистрирован: 31 дек 2016, 07:52
Откуда: Россия, Выборг
Пол: Ж

ЗЕРКАЛО МАЙА

Сообщение Яна Свет Леонидовна »

Благодарю Вас, уважаемый Магистр Ипсиссимус, за интересную статью.
Аватара пользователя
nicol797
Сообщений: 6255
Зарегистрирован: 24 авг 2015, 13:13

ЗЕРКАЛО МАЙА

Сообщение nicol797 »

Благодарю Вас Магистр Ипсиссимус за ценную статью!С уважением к Вам!
Аватара пользователя
Ольга Тедаровская
Сообщений: 420
Зарегистрирован: 28 июл 2019, 20:02
Пол: Ж

ЗЕРКАЛО МАЙА

Сообщение Ольга Тедаровская »

Благодарю Вас Магистр Ипсиссимус.
Ответить

Вернуться в «Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 2»