НЕКОТОРЫЕ ПОВЕРЬЯ ХАКАСОВ

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Магистр Основатель Проекта ОТЗ
Сообщений: 40250
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 23:57

НЕКОТОРЫЕ ПОВЕРЬЯ ХАКАСОВ

Сообщение ΙΠΣΙΣΣΙΜΥΣ »

Изображение

А) Почитание стола.

В переднем углу устанавливался столик, за которым обычно сидел хозяин юрты и уважаемые гости. Уважаемого гостя проводили к изголовью.

Столики были невысокие, с квадратным или круглым расписным верхом и на четырех или шести ножках. За ними сидели, подогнув ноги по-турецки.

Стол был почитаемым предметом. На него нельзя было не только сесть (так могли поступать только бескультурные таёжные чыстангасы), но даже облокотиться.

В том случае, если на него положить ребёнка, то последний станет очень капризным.

Гостю надо попробовать все яства, разложенные на столе, иначе стол проклянет гостя: «Ты не пробовал мои сласти, поэтому ходи голодным и страдай жаждой!»

За столом остерегались называть вещи своими именами и применяли иносказание. Его нельзя шатать, иначе люди не будут сытыми. Когда убирают со стола, то крошки нельзя сметать в сторону дверей, т.к. уйдёт счастье (улус).

Если гость торопился уйти, а угощение оставалось не убранным, то выходящий произносил: «Cipee тут!» — «Держите стол!» Хозяйка со словами «стол туттым» правой рукой придерживала его край, чтобы из дома «не уплыл достаток вместе с выходящим. Обычно гость должен уходить после того, как стол прибран. Сразу после ухода человека нельзя убирать в доме, иначе смоешь следы, и он не вернётся. Если ребенок смотрит между ножками стола, то жди гостя.

В бытовом отношении внутреннее пространство традиционных жилищ разделялось на мужскую и женскую половину. При входе правая сторона называлась «алтынзарых» (север) и считалась женской. Левая сторона именовалась «устунзарых» (юг) и была мужской. Подобное деление существовало у всех тюрко-монгольских народов.

Б) Почитание двери.

Дверь (iзiк) хакасских жилищ была строго ориентирована на восток.

«Тор кидер – iзiк icкep». — «Почётный угол на западе, а дверь на востоке», — гласила пословица. Расположение двери на восток, вероятно, было связано с почитанием восходящего солнца и господствующими в наших краях западными ветрами.

К дверям, и особенно к порогу, хакасы относились с чувством почтения, смешанного со страхом. В пословице говорится: «Порог — это человеческая беда». Хакасы никогда не здоровались через порог, а обязательно, войдя в дом, снимали головной убор и только тогда подавали руку для приветствия. Подобное же поверье сохранилось и у русских.

Если при входе человек запнется за порог, то надо вернуться и перешагнуть его заново. Но если зажмёшь дверью ногу, то жди гостя издалека.

Дверь нельзя закрывать, сильно хлопая, иначе жизненный путь станет суровым. Её нельзя открывать ударом ноги — станешь злоязыким. Нельзя наступать на порог, тем более сидеть на нём. Если человек будет стоять в дверном проёме, то порог проклянёт, и беда коснётся его семьи.

У человека может помутиться разум, если он, стоя в дверях, будет держаться двумя руками за верхние косяки. Хакасы были уверены, что ребёнок, сидящий на пороге, не вырастет, а у взрослого заболит поясница.

При мытье полов нельзя забывать про порог, иначе он с плачем проклянет: «У тебя для меня не хватило рук, пусть они отсохнут, пусть твой ребенок станет плаксивым!» Молодые девушки боялись, что из-за этого они не выйдут замуж.

С порогом вообще связано очень многое и в русских верованиях. Дело в том, что именно порог символически отделял мир дома от остального мира («того мира»), который представлялся очень опасным. То есть порог был своеобразной границей (так же, как и окна и вообще любая ограда – околица, например). Поэтому считалось, что через порог здороваться нельзя, т.к. человек, находящийся за пределами дома, пребывает в другом мире, и пожелание здравствования может обернуться для обоих обратной стороной.

В) Почитание постели.

Кровать завешивалась пологом — «кёзеге». Он делался из шёлка или парчи. Верх полога шился из двух полос плиса, между которыми вшивалась полоса шёлка. Он украшался раковинами каури и перламутровыми пуговицами (тана). Постель и полог в юрте молодоженов готовились одновременно.

На период своего отъезда хозяева помещали на кровать берёзовый обрубок, чтобы постель не оставалась пустой и не потерялась жизненная сила – «хут». После смерти супругов постель и полог разрезали пополам и хоронили вместе с ними.

Исследователи прошлого века, побывавшие в традиционной хакасской юрте описывают их убранство следующим образом:

«Внутренность летней юрты производит приятное впечатление. Против входа, в нарочно устроенной нише, помещается парадная постель хозяина в виде софы, покрытая тюменьским ковром с двумя по бокам четверосторонними валиками из замши, обшитыми в узор шёлковыми разноцветными шнурочками, к прочим стенам приставляются скамьи, покрытые войлоком, и полочки, на которых были размещены в большом порядке святые иконы. Тюменьские обитые жестью ящики, расписанные красками туески, медные ковши, чайники, горшки с молоком, стеклянные штофы, наполненные аракою и молочным вином, и различная посуда».

Г) Почитание веника.

Особым ореолом почтения был окружен веник (сыбыргы) – орудие борьбы за чистоту помещения, выполнявший также функцию оберега. Его изготовляли из колючего кустарника (таволожника, золотарника, боярышника и др.). Постоянным местом его нахождения была площадка у дверей.

Хакасы верили, что по своей магической силе веник равен шаману и не пропустит нечисть в дом. Сметённый мусор обязательно выносили в помойную яму. Если грязь оставить дома под веником, то нечистая сила пролезет мимо осквернённого орудия труда. Веник нельзя передавать в руки другого хозяина, иначе они станут врагами. Им нельзя ударить человека, а тем более ребёнка — это к беде. Рабочую часть веника нельзя обрубать.

В противном случае его «открытая» вершина не сможет бороться против агрессии нечистых сил и болезней. Кто отрубит верх, у того ребёнок станет немым. Когда переезжали в новую юрту, то старый веник забирали с собой. Но если хотели выбросить, то обязательно разрезали или распускали связывающую его бечёвку. В противном случае брошенный в пустом доме старый веник превратится в дьявола и, прыгая, настигнет своего хозяина, которому от него будет грозить несчастье. Так пропагандировался культ чистоты в хакасском жилище.

С веником или метлой, с печкой связаны также поверья и у русских. Усевшись на метлу, из печной трубы, откуда валил дым, отправлялась в сказках баба-яга для совершения своих чёрных дел. А дым этот был не простой. По всей видимости, его появление связано ещё с одним поверьем.

Всем известно выражение в русском языке «выносить сор из избы». Но значило оно раньше совсем не то, что теперь. Как можно объяснить происхождение этой пословицы? Мусор у древних славянских народов воспринимался как полноценная часть дома, когда-то его можно было только сжигать в печке (а печь – связь с потусторонним миром). Вынести мусор за пределы дома значило подвергнуть этот дом большой опасности. А дым, образуемый при сгорании мусора, выметал из дома всякую нечисть.

Д) Почитание коновязи.

Перед юртой обязательно устанавливали коновязь (сарчын) высотой 1,5-2 м.

По обычаю её надо было установить раньше, чем будет поставлено жилище. Верх коновязи делали фигурный, из 3 или 5 зарубок для привязывания поводьев. У младшего сына сарчын имел сквозное квадратное отверстие. Коновязь нельзя срубить или сжечь, иначе потеряешь счастье. Хакасы следили, чтобы на этот почитаемый предмет даже не мочились собаки. Если сарчын сгнивал, то его клали на крышу юрты, дабы люди не наступали на него ногами.
" Именем Йод Хе Bay Хе человек повелевает Природой. Именем Адонаи он покоряет царства. Тайные же силы, кои составляют владения Гермеса, все как одна повинуются тому, кто знает, как надлежит правильно произносить невыразимое имя Агла."

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Яна Свет Леонидовна
Сообщений: 16783
Зарегистрирован: 31 дек 2016, 07:52
Откуда: Россия, Выборг
Пол: Ж

НЕКОТОРЫЕ ПОВЕРЬЯ ХАКАСОВ

Сообщение Яна Свет Леонидовна »

Благодарю Вас, уважаемый Магистр Ипсиссимус, за интересную статью.
Аватара пользователя
Лора26
Сообщений: 6417
Зарегистрирован: 25 янв 2022, 18:41
Пол: Ж

НЕКОТОРЫЕ ПОВЕРЬЯ ХАКАСОВ

Сообщение Лора26 »

Уважаемый Магистр Ипсиссимус, благодарю Вас за статью о приметах и поверьях из жизни хакасов.С уважением.
Аватара пользователя
Шепчущий во мраке
Сообщений: 2019
Зарегистрирован: 14 апр 2022, 00:02
Пол: М

НЕКОТОРЫЕ ПОВЕРЬЯ ХАКАСОВ

Сообщение Шепчущий во мраке »

Благодарю Вас Уважаемый Магистр Ипсиссимус) очень интересная статья. С Уважением.
Аватара пользователя
Паола
Сообщений: 18581
Зарегистрирован: 29 фев 2016, 05:06
Откуда: Челябинск

НЕКОТОРЫЕ ПОВЕРЬЯ ХАКАСОВ

Сообщение Паола »

Благодарю Вас Магистр Ипсиссимус за полезную статью. С уважением!
Ответить

Вернуться в «Подходы Старых Мастеров Сибирской Школы 2»